Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 22 мая 2019 г. по делу N 33а-620/2019
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе
председательствующего Потапченко И.Н,
судей: Гришина С.В. и Коробенко Э.В,
при секретаре судебного заседания Иванец М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - Яшкова В.Л. на решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 19 февраля 2019 г, которым удовлетворены заявленные капитаном Девиным Александром Юрьевичем требования о признании незаконными действий должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации, связанных с несвоевременным включением истца в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС) и неначислением доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения.
Заслушав доклад судьи Коробенко Э.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя административного ответчика - Сутковецкой О.Ю. в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
2 октября 2018 г. Девин А.Ю. обратился в Министерство обороны Российской Федерации с заявлением о начислении ему доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения за период с 26 июня 2010 г. по дату включения его в реестр участников НИС, которые не были ему начислены в связи с несвоевременным включением его в указанный реестр.
Сообщением начальника 2 управления (финансово-экономического) Федерального государственного казенного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - ФГКУ "Росвоенипотека") от 1 ноября 2018 г. истцу отказано в удовлетворении данного заявления.
Девин А.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации, связанные с несвоевременным включением его в реестр участников НИС и неначислением в связи с этим доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения за период с 26 июня 2010 г. по день включения его в этот реестр и обязать Министерство обороны Российской Федерации перечислить данные денежные средства на его именной накопительный счет.
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование автор жалобы, излагая обстоятельства дела и анализируя положения действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, указывает, что начисление доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения на именные счета участников НИС, несвоевременно включенных в соответствующий реестр, законом не предусмотрено. Поскольку возникшие спорные правоотношения имеют публично-правовой характер, то положения ст. 395 и 1069 ГК РФ, касающиеся ответственности за неисполнение денежного обязательства и за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами, не применимы. Кроме того, по мнению представителя ответчика, Девиным А.Ю. пропущен процессуальный срок обращения в суд с административным исковым заявлением, поскольку о предполагаемом нарушении прав ему было известно в мае 2018 года.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" к участникам накопительно-ипотечной системы относятся военнослужащие, окончившие военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с 1 января 2005 г. Эти обстоятельства, исходя из подп. 1 п. 2 ст. 9 данного Федерального закона, являются также основанием для включения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в реестр участников НИС.
Судом первой инстанции установлено, что 26 июня 2010г. Девин А.Ю. окончил обучение в военном университете и ему присвоено первое воинское звание " "данные изъяты"". С 28 июля 2010 г. он проходит военную службу в войсковой части N.
Из изложенного следует, что административный истец подлежал обязательному включению в реестр участников НИС с 26 июня 2010 г.
В соответствии со ст. 5 "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" накопления для жилищного обеспечения формируются за счет учитываемых на именных накопительных счетах участников накопительных взносов за счет средств федерального бюджета; доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений. При этом учет доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.
Согласно ч. 1 ст. 14 названного федерального закона каждый участник накопительно-ипотечной системы не менее чем через три года его участия в накопительно-ипотечной системе имеет право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа.
Следовательно, доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения учитываются при определении размера целевого жилищного займа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 г. N 89 утверждены Правила формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
В соответствии с требованиями пп. 5 и 13 данных Правил в Министерстве обороны Российской Федерации регистрирующим органом является Департамент жилищного обеспечения Минобороны России как структурное подразделение федерального органа, назначаемое или создаваемое по решению руководителя федерального органа для формирования и ведения реестра в соответствии с настоящими Правилами. При этом внесение в реестр записи о включении военнослужащего в реестр производится регистрирующим органом в течение 10 рабочих дней со дня представления документов, подтверждающих возникновение основания для включения военнослужащего в реестр.
Согласно положениям главы IV действовавшего в период возникновения спорных правоотношений и до 9 июня 2017 г. Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 февраля 2013 г. N 166, представление в региональное управление жилищного обеспечения комплекта документов для включения военнослужащих, окончивших военные образовательные учреждения профессионального образования после 1 января 2009 г, в реестр участников НИС являлось обязанностью должностных лиц этих образовательных учреждений.
Аналогичные требования содержатся в действующем в настоящее время приказе Министра обороны Российской Федерации от 24 апреля 2017 г. N 245.
Между тем, судом установлено и из материалов дела следует, что в сентябре 2017 года в ходе проверки личных дел военнослужащих войсковой части N ответственным за порядок реализации НИС указанной воинской части был выявлен факт невключения Девина А.Ю. в соответствующий реестр. В связи с этим командованием в адрес жилищного органа были направлены документы, необходимые для включения истца в реестр участников НИС.
14 декабря 2017 г. в войсковую часть N поступило уведомление от 13 ноября того же года о включении Девина А.Ю. в реестр участников НИС с 26 июня 2010 г.
Из справки заместителя начальника отдела (по ведению именных накопительных счетов) ФГКУ "Росвоенипотека" от 4 июля 2018 г. усматривается, что именной накопительный счет Девина А.Ю, как участника НИС, открыт 29 ноября 2017 г. с датой возникновения основания для включения 26 июня 2010 г, а доход от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения начислялся и учитывался с 4 квартала 2017 года.
Согласно подготовленному заместителем начальника и главным специалистом отдела (по ведению именных накопительных счетов) ФГКУ "Росвоенипотека" от 4 июля 2018 г. расчету размера дохода от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения, который мог быть получен участником НИС в случае своевременного включения в соответствующий реестр, размер недоначисленных на именной накопительный счет ДевинаА.Ю. денежных средств составил 726408 руб. 66 коп.
При таких обстоятельствах гарнизонный военный суд пришел к обоснованному выводу о том, что Девин А.Ю. с 26 июня 2010 г. является участником НИС, однако по причине нераспорядительности воинских должностных лиц и регистрирующего органа он был несвоевременно включен в реестр участников НИС, что привело к начислению на его накопительный счет накоплений для жилищного обеспечения за период с даты возникновения основания для включения в указанный реестр до даты открытия этого счета без учета дохода от их инвестирования и снижению в связи с этим размера целевого жилищного займа, который в последующем может быть предоставлен истцу.
Согласно подп. 1 п. 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, Министр обороны Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства обороны Российской Федерации.
В силу п. 13 указанного Положения Министерство обороны Российской Федерации является юридическим лицом, имеет смету, текущие, расчетные, валютные и иные счета в банках и других кредитных организациях, лицевые счета в органах федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая приведенные положения действующего законодательства, из которых следует, что Министерство обороны Российской Федерации является органом, к компетенции которого относится как участие в публичных правоотношениях по реализации жилищных прав военнослужащих посредством НИС, так и защита нарушенных прав в указанной сфере, суд первой инстанции пришел к верному выводу о необходимости возложения на указанное министерство обязанности по перечислению в ФГКУ "Росвоенипотека" для зачисления на именной накопительный счет Девина А.Ю. недоначисленных в качестве дохода от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения денежных средств в размере 726408 руб. 66 коп.
При этом суд верно определил, что истцом не пропущен предусмотренный ст. 219 КАС РФ срок обращения в суд, поскольку о предполагаемом нарушении своих прав Министерством обороны Российской Федерации ему стало известно после ознакомления 20декабря 2018 г. с ответом начальника 2 управления (финансово-экономического) ФГКУ "Росвоенипотека" от 1 ноября 2018 г. на его обращение, адресованное вышеуказанному министерству и касающееся предмета спора по данному делу.
Вопреки указанию в жалобе, гарнизонный военный суд при принятии решения не руководствовался положениями ст. 395 и 1069 ГК РФ, а потому оно является беспредметным.
Нерегламентированность же действующим законодательством правоотношений, связанных с начислением доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения на именные счета участников НИС, несвоевременно включенных в соответствующий реестр, не может служить основанием для отказа в защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан в сфере административных и иных публичных правоотношений, которая в силу ст. 3 КАС РФ является задачей административного судопроизводства.
Согласно ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Исходя из этого, гарнизонный военный суд обоснованно взыскал с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Девина А.Ю. судебные расходы, связанные с уплатой им государственной пошлины, в размере 300 руб.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 19 февраля 2019 г. по административному исковому заявлению Девина Александра Юрьевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.