Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 29 мая 2019 г. по делу N 33а-624/2019
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Потапченко И.Н,
судей: Патланя В.А. и Тогубицкого В.А,
при секретаре судебного заседания Никитенко Н.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Крымского гарнизонного военного суда от 4 марта 2019 г, которым отказано в удовлетворении заявленных требований капитана Сорокина Ильи Борисовича об оспаривании действий заместителя начальника 1 отдела ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее - отдел управления жилищного обеспечения), связанных с исключением истца и членов его семьи из списка нуждающихся в предоставлении служебного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Потапченко И.Н, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
решением заместителя начальника отдела управления жилищного обеспечения от 4 сентября 2018 г. N ЮРУЖО-07/538-18 Сорокин И.Б. составом семьи три человека исключен из списка нуждающихся в предоставлении служебного жилого помещения в связи с приобретением жилого помещения по программе ипотечного кредитования участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС).
Сорокин И.Б. обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором оспорил указанное решение, просил обязать жилищный орган его отменить и восстановить его с членами семьи в названном списке.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять новое об удовлетворении заявленных требований. Сорокин И.Б. полагает, что исключение его с семьей из списка на предоставление служебного жилого помещения лишает его возможности реализовать право на обеспечение служебным жильем в качестве военнослужащего, заключившего контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г. При этом судом не учтен тот факт, что приобретенная им квартира в рамках участия в долевом строительстве находится за пределами границ муниципального образования, где он проходит военную службу. Также истец отмечает, что им предпринимались меры для признания объекта незавершенного строительства непригодным для проживания, однако в этом ему было отказано со ссылкой на отсутствие у него правоустанавливающих документов на данную квартиру.
Рассмотрев материалы дела, обсудив приведенные в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
По делу установлено, что Сорокин И.Б, проходящий военную службу в войсковой части N при общей продолжительности военной службы более 10 лет, состоял в реестре участников НИС.
На основании решения жилищного органа от 3 ноября 2015 г. N 2704 07/6018-2015 истец составом семьи три человека с 21 октября того же года состоял в списках на предоставление служебных жилых помещений по месту прохождения военной службы в пгт. "адрес". В связи с этим Сорокин И.Б. вплоть до сентября 2018 г. получал денежную компенсацию за наем жилого помещения.
13 июня 2018 г. между истцом и ООО "Строительно-инвестиционная компания "Капитал"" заключен договор участия в долевом строительстве жилого дома по адресу: "адрес", общей площадью 81,61 кв.м, по которому застройщик обязуется предоставить Сорокину И.Б. данную квартиру после получения документов на разрешение и ввод данного дома в эксплуатацию.
Частью 3.2.2. названного договора предусмотрено, что одним из способов оплаты стоимости квартиры является использование истцом средств целевого жилищного займа в размере 2350035 руб, предоставленного федеральным государственным казенным учреждением "Росвоенипотека" по соответствующему договору от 15 мая 2018 г. N 1801/00292804.
Реализация Сорокиным И.Б. в июле 2018 г. программы ипотечного кредитования участника НИС подтверждается сообщением заместителя начальника Центра ипотечного кредитования ОО N 130 Симферопольской БГ Российский Национальный Коммерческий Банк (ПАО) от 3 августа 2018 г. о перечислении денежных средств и самим истцом не оспаривается.
После этого оспариваемым решением заместителя начальника отдела управления жилищного обеспечения Сорокин И.Б. составом семьи три человека 30 июля 2018 г. исключен из списков на предоставление служебных жилых помещений в связи с приобретением жилого помещения по программе кредитования участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения. Данное решение является обоснованным.
Так, пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно пункту 15 ст. 15 указанного Закона в совокупности с Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии частью 1 ст. 4 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" одной из форм реализации права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется посредством предоставления целевого жилищного займа.
В силу пункта 2 ч. 1 ст. 14 названного Закона каждый участник накопительно-ипотечной системы не менее чем через три года его участия в накопительно-ипотечной системе имеет право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа в целях уплаты первоначального взноса при приобретении с использованием ипотечного кредита (займа) жилого помещения или жилых помещений, приобретении земельного участка, занятого приобретаемыми жилым домом либо частью жилого дома и необходимого для их использования, уплаты части цены договора участия в долевом строительстве с использованием ипотечного кредита (займа) и (или) погашения обязательств по ипотечному кредиту (займу).
Содержание названных норм закона указывает на то, что выделение военнослужащему денежных средств в соответствии с Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", является одной из форм реализации его права на жилище.
Частью 3 ст. 11 того же Федерального закона определено, что получение участником денежных средств, указанных в ч. 1 ст. 4 настоящего Закона, или направление уполномоченным федеральным органом кредитору участника средств целевого жилищного займа на цели, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 14 этого же Закона, является исполнением государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего.
Таким образом, после получения Сорокиным И.Б. в июле 2018 г. денежных средств во исполнение обязательства по договору целевого жилищного займа в рамках его участия в НИС государство исполнило свои обязательства по жилищному обеспечению истца. То есть с этого момента право Сорокина И.Б, заключившего контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г, на обеспечение жильем по месту военной службы считается реализованным.
Такой вывод полностью согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 25 апреля 2018 г. N 202-КГ18-2.
Указанное обстоятельство имеет существенное значение для данного дела и на него не влияет когда военнослужащему фактически передано жилое помещение во владение и когда им будет осуществляться регистрация права собственности на него.
При этом для установления обеспеченности военнослужащего жильем достаточно лишь использование им целевого жилищного займа, а не удостоверение жилищным органом обстоятельств сдачи жилого дома в эксплуатацию.
В связи с этим принятие истцом попыток признания объекта незавершенным строительством, непригодным для проживания, на что им обращено внимание в апелляционной жалобе, в рамках процедуры реализации его права на жилье правового значения не имеет.
В соответствии с частью 2 ст. 99 и ч. 1 ст. 104 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения, к которым относятся служебные жилые помещения, предоставляются по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Согласно пункту 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
При этом в силу пункта 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с названными предписаниями закона постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 утверждено Положение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, согласно п. 2 которого выплата денежной компенсации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором военнослужащий утратил основания для получения денежной компенсации, предусмотренные Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2015 г. N 989).
Кроме того, пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 выплата денежной компенсации военнослужащим и членам их семей, а также членам семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, осуществляется ежемесячно за счет и в пределах средств, предусматриваемых на указанные цели в федеральном бюджете Министерству обороны Российской Федерации или иному федеральному органу исполнительной власти (федеральному государственному органу), в котором законом предусмотрена военная служба.
Из изложенного следует, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений выплачивается военнослужащим в случае их необеспеченности жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте, а ее выплата прекращается после утраты права на ее получение.
При таких данных Сорокин И.Б. после перечисления в июле 2018 г. денежных средств для приобретения жилья по месту военной службы во исполнение обязательства по договору долевого строительства с использованием целевого жилищного займа в рамках его участия в НИС утратил право на получение денежной компенсации за наем жилого помещения и оснований для нахождения его в списках на предоставление служебных жилых помещений не имелось.
Утверждение автора жалобы относительно необходимости судебной оценки того факта, что приобретенная истцом квартира в рамках участия в долевом строительстве находится за пределами границ муниципального образования, где он проходит военную службу, не влияет на правильность вышеизложенного вывода об исполнении государством своих жилищных обязанностей перед Сорокиным И.Б. путем предоставления ему целевого жилищного займа, поскольку это обстоятельство, в частности, относится к разрешению вопроса, касающегося выплаты военнослужащему денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения только при условии нахождения его в списках на предоставление служебного жилого помещения.
Кроме того, приобретенная истцом квартира находится в близлежащем от места военной службы ( "адрес"
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Крымского гарнизонного военного суда от 4 марта 2019 г. по административному исковому заявлению Сорокина Ильи Борисовича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.