Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 05 июня 2019 г. по делу N 33а-668/2019
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Потапченко И.Н,
судей: Патланя В.А. и Тогубицкого В.А,
при секретаре судебного заседания Никитенко Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя начальника ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - управление жилищного обеспечения) - Апрышкиной Ю.С. на решение Грозненского гарнизонного военного суда от 22 февраля 2019 г, которым частично удовлетворены заявленные требования старшего сержанта Элесханова Алимбека Ахмадиевича об оспаривании действий начальника отделения (территориального, г. Владикавказ) управления жилищного обеспечения (далее - отделение жилищного обеспечения), связанных с отказом в принятии административного истца на жилищный учет и порядком рассмотрения заявления о включении его с семьей в состав участников подпрограммы по обеспечению жильем путем предоставления государственного жилищного сертификата (далее - подпрограмма).
Заслушав доклад судьи Тогубицкого В.А, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя управления жилищного обеспечения Апрышкиной Ю.С. в обоснование доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
решением начальника отделения жилищного обеспечения от 7 ноября 2018 г. N 11/70 Элесханову А.А. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с тем, что общая продолжительность его военной службы составляет менее 10 лет.
8 ноября 2018 г. Элесханов А.А. обратился в жилищный орган с заявлением о приобщении к его учетному делу дополнительных документов и изменении способа обеспечения жильем - посредством ГЖС, однако 28 ноября 2018 г. данное обращение возвращено без рассмотрения письмом за исх. N 11/3750, поскольку он не принят на жилищный учет.
Элесханов А.А. через представителя обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором оспорил указанные действия, просил суд обязать начальника отделения жилищного обеспечения повторно рассмотреть вопрос о включении его с семьей в состав участников подпрограммы.
Решением гарнизонного военного суда иск удовлетворен частично. Суд признал незаконными действия начальника отделения жилищного обеспечения, связанные с возвращением без рассмотрения названного выше заявления административного истца, обязал его повторно рассмотреть вопрос о включении Элесханова А.А. с семьей в состав участников подпрограммы. В признании незаконным решения жилищного органа от 7 ноября 2018 г. N 11/70 судом отказано.
В апелляционной жалобе представитель управления жилищного обеспечения просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Она утверждает, что у Элесханова А.А. отсутствуют основания для включения в состав участников подпрограммы, поскольку он не состоит на жилищном учете, при этом общая продолжительность военной службы истца не являлась предметом рассмотрения жилищным органом его заявления о включении в состав участников подпрограммы.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по состоянию здоровья, в последний год военной службы Министерством обороны РФ (иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) по желанию военнослужащего - гражданина выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством РФ.
Пунктом 10 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153, предусмотрено, что в общую продолжительность военной службы (службы) включается суммарная продолжительность военной службы по контракту и призыву, а также службы, в том числе, в Государственной противопожарной службе МЧС России на должностях, содержащихся за счет средств федерального бюджета.
Согласно пунктам 19, 21 Правил для участия в основном мероприятии граждане подают в воинские части, организации, учреждения федеральных органов, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в основном мероприятии. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником основного мероприятия.
Следовательно, в общем случае правом на участие в указанном мероприятии обладают граждане, ранее принятые на жилищный учет. Вместе с тем Правила не исключают возможности одновременного рассмотрения жилищным органом вопроса о принятии военнослужащего на жилищный учет и включения его в состав участников подпрограммы.
Судом первой инстанции установлено, что Элесханов А.А. подлежит увольнению с военной службы по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе. Общая продолжительность военной службы истца составляет более 14 лет (из них 8 лет 8 месяцев и 13 дней - в Государственной противопожарной службе МЧС России по РСО-Алания на должностях, содержащихся за счет средств федерального бюджета).
7 июня 2018 г. Элесханов А.А. обратился в отделение жилищного обеспечения с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
8 ноября 2018 г. Элесханов А.А. подал в жилищный орган заявление о приобщении к его учетному делу дополнительных документов, в частности заявления о включении в состав участников подпрограммы, и изменении способа обеспечения жильем - посредством ГЖС. Это заявление поступило в отделение жилищного обеспечения 13 ноября 2018 г, в тот же день истцом через представителя Белянкова получена копия оспариваемого решения от 7 ноября 2018 г. N 11/70.
Поскольку на момент повторного обращения в жилищный орган Элесханов А.А. не располагал данными об отказе в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, он обоснованно исходил из того, что его заявление о включении в состав участников подпрограммы подлежит рассмотрению с учетом ранее высказанной просьбы о принятии на жилищный учет, но с иной формой жилищного обеспечения.
С другой стороны, обращение истца с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы при наличии однозначно выраженного ранее желания быть принятым на жилищный учет, требовало от жилищного органа разрешения такого заявления по существу, однако сделано этого не было.
При таких обстоятельствах возложение судом на начальника отделения жилищного обеспечения обязанности повторно рассмотреть вопрос, связанный с возможностью участия истца в подпрограмме, является обоснованным.
Действительно, оценка судом такой возможности с точки зрения общей продолжительности военной службы является преждевременной, поскольку это обстоятельство основанием для оставления жилищным органом обращения истца без рассмотрения не являлось. Между тем в силу ч. 5 ст. 310 КАС РФ это не является основанием для отмены правильного по существу решения суда по одним лишь формальным соображениям.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Грозненского гарнизонного военного суда от 22 февраля 2019 г. по административному исковому заявлению Элесханова Алимбека Ахмадиевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.