Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 19 июня 2019 г. по делу N 33а-723/2019
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А,
судей Меркулова Д.В, Санникова А.Б,
при секретаре судебного заседания Кудаевой Д.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Сочинского гарнизонного военного суда от 29 марта 2019 г, которым отказано в удовлетворении заявленных старшим прапорщиком в отставке Варыгиным Андреем Анатольевичем требований о признании незаконными действий начальника и жилищной комиссии Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее - Пограничное управление), связанных с отказом в принятии истца и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Меркулова Д.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, объяснения представителей административных ответчиков - Гордиенко Ю.А. и Первушкина Д.А, возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
решением жилищной комиссии Пограничного управления от 10 октября 2018г. (протокол N 43/18) Варыгину А.А. и членам его семьи (супруге и двум дочерям ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годов рождения) отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, так как он не представил документы, которые подтверждают его право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Варыгин А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать указанное решение незаконным, обязать жилищную комиссию рассмотреть вопрос о принятии на жилищный учет, помимо указанных членов его семьи, также двух внучек ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годов рождения, компенсировать причиненный моральный вред в размере 10000 руб.
Гарнизонным военным судом в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Варыгин А.А. просит решение суда отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы он указывает, что проживает в квартире, принадлежащей его супруге, вместе с двумя дочерями и двумя внучками, которые являются членами семьи собственника жилого помещения. Внучки проживают в указанной квартире на основании соглашения между родителями. Права пользования иными жилыми помещениями они не имеют, так как в них не вселялись. Поэтому при определении количества лиц, проживающих в квартире, необходимо учитывать 6 человек.
Кроме того, истец ссылается на то, что в суд не представлено доказательств вручения ему уведомления о необходимости подать в жилищную комиссию дополнительные документы, необходимые для принятия решения о нуждаемости его в жилом помещении. Оснований требовать от него документы, касающиеся супругов его дочерей, у жилищной комиссии не имелось, так как они не являются членами его семьи. Суд не разрешилходатайство о признании недопустимым доказательством акта проверки жилищных условий. В нарушение требований статьи 51 КАС РФ представитель ответчика - Соколова Н.А. была допрошена судом в качестве свидетеля, что является недопустимым.
В письменных возражениях представитель ответчиков просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно пункту 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Военнослужащие признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей51 ЖК РФ, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Исходя из содержания части 1 ст. 51 и ч. 4 ст. 52 ЖК РФ одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы. При этом с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
В частях 1 и 2 ст. 31 ЖК РФ установлено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Как следует из материалов дела, Варыгин А.А. заключил первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г, а 12 января 2019 г. достиг предельного возраста пребывания на военной службе. 8 августа 2018 г. он обратился в жилищную комиссию с заявлением о принятии его и членов семьи (супруги и двух дочерей - ФИО18 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Л.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения) на жилищный учет в г. Сочи. В заявлении им также указано, что названные лица, а также его внучки - Е.Е, родившаяся ДД.ММ.ГГГГ г, и А.В. родившаяся ДД.ММ.ГГГГ г, проживают в квартире, принадлежащей на праве собственности его супруге по адресу: "адрес" общей площадью 48,6 кв.м. Кроме того, супруга является собственником 1/4доли квартиры по адресу: "адрес" общей площадью 43,2 кв.м.
20 августа 2018 г. заместителем начальника Пограничного управления ВарыгинуА.А. направлено сообщение, в котором указано, что для решения вопроса о принятии его и членов семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, необходимо представить документы, удостоверяющие личность супругов дочерей, а также выписки из домовых книг, копий финансовых лицевых счетов с мест их жительства за последние 5лет.
Данное сообщение было вручено Варыгину А.А. в сентябре 2018 г. капитаном А.А. о чем последний пояснил в суде первой инстанции, будучи допрошенным в качестве свидетеля. В связи с этим гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о том, что истец знал о предложении подать в жилищную комиссию документы, необходимые для решения вопроса о принятии его и членов семьи на жилищный учет, однако этого не сделал.
Решением жилищной комиссии Пограничного управления от 10 октября 2018 г. (протокол N 43/18) Варыгину А.А. и членам его семьи отказано в принятии на жилищный учет на основании пунктов 1 и 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, так как им не представлены документы, удостоверяющие личность супругов дочерей, а также выписки из домовых книг, копий финансовых лицевых счетов с мест их жительства за последние 5лет, он и члены его семьи обеспечены жильем более учетной нормы, установленной в г.Сочи.
Согласно статьи 54 СК РФ каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное проживание с ними.
Так как согласно представленным в жилищную комиссию документам, отцы внучек истца родительских прав не лишены, то они (внучки) имеют право проживать как с ними, так и со своими матерями. Кроме того, внучки истца были зарегистрированы в квартире по адресу: "адрес" через несколько месяцев после рождения, то есть до этого времени они могли проживать в другом жилом помещении, в том числе по месту проживания своих отцов. Поэтому жилищной комиссией обоснованно было предложено Варыгину А.А. представить документы, касающиеся мест проживания отцов его внучек.
При этом судом первой инстанции было установлено, что Е.С. являющийся отцом Е.Е. имеет на праве собственности жилое помещение по адресу: "адрес" пом. 88, 89 общей площадью 49,7 кв.м, в котором вместе с ним зарегистрированы его мать и брат. В.О. - отец А.В... проживает в доме по адресу: "адрес" общей площадью 207 кв.м, 1/2 часть которого принадлежит его матери. Препятствий для проживания А.В. с членами его семьи со стороны собственников жилья не имеется.
Так как истребуемые у Варыгина А.А. документы не были представлены им жилищную комиссию, то она правильно отказала в принятии истца и членов его семьи на жилищный учет по данному основанию.
Более того, обращаясь в жилищную комиссию с заявлением о принятии на жилищный учет себя, супруги и двух дочерей, истец не включил в состав семьи двух внучек. Поэтому для определения обеспеченности общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи необходимо было площади квартир, находящихся в собственности его супруги делить не на шесть членов семьи, а на четыре. При этом следует исходить из того, что проживание в квартире по адресу: "адрес" внучек истца не лишает их права проживать в других жилых помещениях вместе со своими отцами, членами семьи которых они являются.
Решением Городского собрания г. Сочи от 24 июня 2010 г. N 51 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления общей площади жилого помещения по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде г. Сочи" установлена учетная норма общей площади жилого помещения на одного человека в г. Сочи 10 и менее квадратных метров. Так как общая площадь квартир, принадлежащих супруге истца, согласно ч. 2 ст. 51 ЖК РФ составляет 59,4 кв.м, то на каждого члена семьи ВарыгинаА.А. приходится площадь жилого помещения более учетной нормы. Поэтому вывод жилищной комиссии об обеспеченности истца и членов его семьи общей площадью жилого помещения более учетной нормы также является правильным, несмотря на допущенные жилищным органом ошибки при его расчете.
Поскольку основания для удовлетворения заявленных требований отсутствовали, суд обоснованно отказал истцу в компенсации морального вреда, связанного с отказом в принятии его членов семьи на жилищный учет.
Вопреки доводам, изложенным в апелляционной жалобе, судом в качестве доказательств не учитывались акты проверки жилищных условий, составленные после принятия оспариваемого решения, поэтому оснований для признания их в качестве недопустимых доказательств у суда не имелось.
Так как
Н.А не была допущена судом к участию в деле в качестве представителя ответчика, то, несмотря на наличие в материалах дела соответствующей доверенности, ее допрос в качестве свидетеля не противоречит положениям части 3 ст.51КАС РФ.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сочинского гарнизонного военного суда от 29 марта 2019 г. по административному исковому заявлению Варыгина Андрея Анатольевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.