Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 19 июня 2019 г. по делу N 33а-727/2019
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего Потапченко И.Н,
судей Гришина С.В. и Патланя В.А,
при секретаре судебного заседания Иванец М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика - начальника филиала Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" - "5финансово-экономическая служба" (далее - 5 ФЭС) на решение Крымского гарнизонного военного суда от 11 апреля 2019 г, которым удовлетворены требования бывшего военнослужащего войсковой части N подполковника запаса Хаидова Алтыбая Овезовича об оспаривании действий начальника 5 ФЭС и командира войсковой части N, связанных с прекращением выплаты ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Гришина С.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Хаидов А.О. обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия начальника 5ФЭС, связанные с приостановлением с 1 февраля 2019 г. выплаты ему денежной компенсации за наем жилого помещения, а также незаконным и подлежащем отмене приказ командира войсковой части N от 28 февраля 2019 г. N 138 в части прекращения этой выплаты. При этом он просил обязать должностных лиц произвести ему выплату компенсации за февраль 2019 года.
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе административный ответчик, ссылаясь на нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения, просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование автор жалобы указывает, что выплата денежной компенсации осуществляется за наем жилого помещения по месту прохождения военной службы, которым является пункт постоянной дислокации воинской части, и прекращается на основании приказа командования. Поскольку Хаидов А.О. 23 июня 2016 г. был обеспечен жильем посредством предоставления жилищной субсидии, которую реализовал не по месту прохождения военной службы, то он не вправе претендовать на денежную компенсацию за наем жилого помещения по месту дислокации воинской части, в которой проходит военную службу. При таких обстоятельствах, выплата истцу указанной компенсации была прекращена правомерно, а вывод суда об обратном основан на существенном нарушении и неправильном применении норм материального права. В подтверждение своей позиции ответчик ссылается на определение Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018г. N 208-КГ 18-19. Он полагает, что в данном случае истец намерен реализовать одну и ту же социальную гарантию по двум основаниям - путем приобретения жилья за счет предоставленной жилищной субсидии и получения денежной компенсации за наем жилого помещения, что законом не предусмотрено.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Право военнослужащих на жилище установлено Федеральным законом от 27мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Из п. 1 и 3 ст. 15 указанного Федерального закона следует, что военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
При этом п. 4 устанавливает, что военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, имеющим в собственности индивидуальные жилые дома (квартиры), при переводе на новое место военной службы в другую местность предоставляются совместно с проживающими с ними членами их семей на период военной службы в данной местности служебные жилые помещения или общежития.
Тем самым, данный Федеральный закон закрепляет социальную гарантию в жилищной сфере военнослужащих, проходящих военную службу по контракту: предоставление военнослужащим, имеющим в собственности квартиры, при переводе к новому месту службы служебных жилых помещений или общежитий на период службы в данной местности.
Учитывая социальную функцию служебных жилых помещений как непосредственно связанную с выполнением возложенных служебных обязанностей, федеральный законодатель предоставил федеральным органам исполнительной власти возможность формировать специализированный жилищный фонд, в составе которого служебные жилые помещения подлежат распределению среди сотрудников этих органов, признанных в установленном порядке нуждающимися в их предоставлении.
При этом в случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по их желанию ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Исходя из указанных выше предписаний закона, постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 утверждено Положение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей (далее - Положение).
В соответствии с п. 2 Положения в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих, им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели Министерству обороны Российской Федерации, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, заключенным в письменной форме, но не более установленных размеров. При этом выплата денежной компенсации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором военнослужащий утратил основания для получения денежной компенсации, предусмотренные Федеральным законом "Остатусе военнослужащих".
В указанном порядке денежная компенсация выплачивается также военнослужащим, имеющим в собственности индивидуальные жилые дома (квартиры), при их переводе на новое место военной службы в другую местность, если в этой местности они не обеспечены служебными жилыми помещениями или жилой площадью в общежитии.
Основанием для отказа в выплате или прекращения выплаты денежной компенсации, является предоставление субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения и приобретение такового по месту прохождения военной службы.
Анализ приведенных норм дает основания для вывода, что выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений может быть прекращена в том случае, если предоставленную органами военного управления жилищную субсидию военнослужащий реализовал не по месту службы, а в ином избранном месте жительства.
Из материалов дела видно, что в период с 1 сентября 2015 г. по 17июня 2017 г. истец проходил службу в Михайловской военной артиллерийской академии Министерства обороны РФ (г.Санкт-Петербург). Достигнув в период обучения в академии общей продолжительности военной службы 20 лет, ХаидовуА.О. 23июня2016 г. была предоставлена жилищная субсидия, которую он реализовал 19августа 2016 г. путем приобретения квартиры по месту прохождения военной службы в "адрес"
Согласно выписке из приказа командира войсковой части N от 7августа 2017 г. N 166 с/ч в связи с переводом к новому месту службы Хаидов А.О. с 5 августа 2017 г. зачислен в списки личного состава войсковой части N, дислоцированной в с. Перевальное Республики Крым.
Решением заместителя начальника 1 отдела (г. Севастополь) ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ от 12сентября 2017г. N ЮРУЖО-07/1117-17 истец с 30 августа 2017 г. включен в список на предоставление служебных жилых помещений по новому месту военной службы.
В связи с отсутствием служебных жилых помещений, на основании приказов командира войсковой части N от 20 ноября 2017 г. N 732, от 15 февраля 2018 г. N 75, от 23 ноября 2017 г. N 731 и от 1 февраля 2019 г. N 61, Хаидову А.О. с 8ноября 2017 г. выплачивалась денежная компенсация за наем жилых помещений.
Из сообщения начальника 5 ФЭС от 27 февраля 2019 г. N 5/2-1205 следует, что в ходе проведения в феврале 2019 года внутренней камеральной проверки законности выплат военнослужащим денежной компенсации за наем жилых помещений был установлен факт производства Хаидову А.О. неположенных выплат указанной компенсации, поскольку в июне 2016 года истец за счет средств федерального бюджета был обеспечен жилищной субсидией.
На этом основании 28 февраля 2019 г. командиром войсковой части N издан был приказ N 138, которым Хаидову А.О. с 1 февраля 2019 г. прекращена выплата вышеназванной компенсации.
При таких обстоятельствах оснований для прекращения выплаты истцу денежной компенсации не имелось, поскольку он правомерно реализовал жилищную субсидию по месту службы и лишь затем был направлен командованием в иную местность, где жилым помещением не обеспечен.
Данная правовая позиция основана на том, что право на предоставление денежной компенсации является мерой социальной поддержки, носит исключительно временный характер и имеет своим предназначением возмещение расходов, которые военнослужащие вынуждены нести в связи с переводом к новому месту службы и необходимостью арендовать жилье после выполнения государством взятого на себя обязательства по обеспечению их жилыми помещениями в порядке ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Предоставлением административному истцу жилищной субсидии исполнено обязательство Министерства обороны РФ по его жилищному обеспечению, которое он реализовал по месту прохождения, на тот момент, военной службы. Следовательно, после прибытия к новому месту службы он имеет право на денежную компенсацию за наем жилого помещения.
Ссылка в жалобе на определение Верховного Суда Российской Федерации, принятое по спору между другими сторонами и основанное на иных установленных по делу обстоятельствах, не касающихся вопросов, связанных с переводом военнослужащего к новому месту службы, беспредметна, поскольку отношения к данному спору не имеет.
Доводы автора жалобы направлены на переоценку обстоятельств, правильно установленных и всестороннее исследованных судом первой инстанции, в силу чего не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного судебного постановления.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Крымского гарнизонного военного суда от 11 апреля 2019 г. по административному исковому заявлению Хаидова Алтыбая Овезовича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.