Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 26 июня 2019 г. по делу N 33а-740/2019
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе
председательствующего Потапченко И.Н,
судей: Гришина С.В, Патланя В.А,
при секретаре судебного заседания Иванец М.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - Михайлюк Е.А. на решение Грозненского гарнизонного военного суда от 21 марта 2019 г, которым удовлетворены заявленные требования военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, старшины Адильханова Арсанали Закарьяевича об оспаривании решения отделения (территориального, г. Владикавказ) Федерального государственного казённого учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации об отказе в принятии члена семьи истца на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Патланя В.А, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя административного ответчика - Михайлюк Е.А. в обоснование жалобы, судебная коллегия
установила:
решением отделения (территориального, г. Владикавказ) Федерального государственного казённого учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 21 ноября 2018 г. N 11/104 Адильханов А.З. составом семьи из 5 человек (он, супруга, два сына и дочь) приняты на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, а в принятии на данный учёт матери истца - Г.Б. отказано.
Адильханов А.З. обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным вышеназванное решение в части отказа в принятии его матери на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Кроме того, административный истец просил суд обязать жилищный орган отменить указанное решение и повторно рассмотреть этот вопрос.
Решением гарнизонного военного суда административный иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование автор жалобы указывает, что к членам семьи военнослужащих относятся лица, указанные в пункте 5 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", поэтому мать Адильханова А.З. не вправе претендовать на социальные льготы и гарантии, предусмотренные для членов семей военнослужащих, и к членам семьи собственника могут быть отнесены только нетрудоспособные иждивенцы.
Далее в апелляционной жалобе обращается внимание на то, что Адильханов А.З. не представил в жилищный орган предусмотренные Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280, документы, свидетельствующие о нахождении Адильхановой Г.Б. у него на иждивении и о наличии у неё права на жилищное обеспечение в составе его семьи.
Кроме того, представитель жилищного органа, полагает ошибочным применение гарнизонным военным судом к спорным правоотношениям норм Жилищного кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив приведенные в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Частью 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с частью 5 ст. 2 указанного Закона социальные гарантии, предусмотренные этим Законом, устанавливаются военнослужащим и членам их семей. К членам семьи военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, относятся перечисленные в данной норме Закона лица, если иное не установлено Федеральным законом и другими федеральными законами.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в пункте 25 постановления от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.
При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, вопреки мнению представителя жилищного органа, при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, применению подлежат положения Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
По смыслу указанных норм, в случае проживания с военнослужащим его родственников их необходимо относить к членам его семьи, имеющим право на обеспечение жилым помещением вместе с ним, при условии вселения их нанимателем в качестве членов семьи и ведения с ними общего хозяйства.
Такое понимание закона основано на разъяснениях, данных в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14.
К таким лицам могут быть отнесены любые родственники как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства как по восходящей, так и нисходящей линии.
По делу установлено, что Адильханов А.З, проходящий военную службу по контракту в войсковой части N, в связи с предстоящим увольнением с военной службы по возрасту, обратился в отделение (территориальное, г. Владикавказ) Федерального государственного казённого учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации с заявлением, в котором просил принять его составом семьи из 6 человек (он, супруга, два сына, дочь и мать истца) на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в г. Махачкале.
Оспоренным решением жилищного органа Адильханов А.З. составом семьи из 5 человек (он, супруга, две дочери и сын) принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в г. Махачкале (форма обеспечения - жилищная субсидия).
Этим же решением в принятии на жилищный учёт матери истца отказано в связи с тем, что в представленной командиром войсковой части N справке о составе семьи Адильханова А.З. отсутствовали сведения о его матери.
Административный истец с семьёй, в том числе и его мать, зарегистрированы и проживают на основании договора найма жилого помещения в жилом помещении, расположенном в "адрес", которое принадлежит И.М.
Установив совместное проживание истца и его матери в вышеназванном жилом помещении, куда она вселена в качестве члена семьи Адильханова А.З, а также ведение общего хозяйства, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что Г.Б. является членом семьи истца, на которую, вопреки содержащемуся в апелляционной жалобе утверждению, распространяются положения статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Исходя из установленных обстоятельств дела и приведённых выше законодательных предписаний, гарнизонный военный суд правомерно признал незаконным оспоренное административным истцом решение жилищного органа в части отказа в принятии на жилищный учёт матери истца и возложил на жилищный орган обязанность повторно рассмотреть вопрос о принятии указанного лица на жилищный учет.
При этом нахождение матери административного истца Адильханова А.З. на его иждивении не относятся к обстоятельствам, имеющим значение для разрешения настоящего дела, поскольку к членам семьи нанимателя жилого помещения могут относиться также родственники и иные лица, вселенные в качестве таковых и не являющиеся иждивенцами.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Грозненского гарнизонного военного суда от 21 марта 2019 г. по административному исковому заявлению Адильханова Арсанали Закарьяевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий И.Н. Потапченко
Судьи С.В. Гришин
В.А. Патлань
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.