Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 26 июня 2019 г. по делу N 33а-758/2019
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего Потапченко И.Н,
судей Гришина С.В. и Патланя В.А,
при секретаре судебного заседания Иванец М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Крымского гарнизонного военного суда от 16 апреля 2019 г, которым удовлетворены требования военнослужащего войсковой части 46451 капитана Пасечникова Евгения Николаевича об оспаривании действий начальника филиала Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" - "5 финансово-экономическая служба" (далее - 5 ФЭС) и командира войсковой части N, связанных с прекращением выплаты ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Гришина С.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Пасечников Е.Н. обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия начальника 5ФЭС, связанные с приостановлением с 1 февраля 2019 г. выплаты ему денежной компенсации за наем жилого помещения, а также незаконным и подлежащем отмене приказ командира войсковой части N от 27 марта 2019 г. N 55 в части прекращения ему указанной выплаты и обязать названных должностных лиц произвести выплату этой компенсации с за февраль 2019 года.
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе административный ответчик - начальник 5 ФЭС, ссылаясь на нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения, просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование автор жалобы указывает, что государство еще в 2010 году исполнило перед истцом свои жилищные обязательства, обеспечив его государственным жилищным сертификатом (далее - ГЖС) при досрочном увольнении с военной службы, который он реализовал путем приобретения жилья по избранному после увольнения месту жительства. При этом в действующих нормативных правовых актах не указано, что после повторного поступления на военную службу военнослужащий, утративший право получения указанной компенсации в связи с реализацией ГЖС по предыдущему месту службы, имеет право на денежную компенсацию за наем жилья. Более того, действующие законодательство не предусматривает возможности получения одной и той же социальной гарантии в форме жилищного обеспечения по двум основаниям, в частности приобретения жилья за счет реализации ГЖС и получения денежной компенсации за наем жилого помещения. Следовательно, выплата истцу указанной компенсации была прекращена правомерно, а вывод суда об обратном основан на существенном нарушении и неправильном применении норм материального права. В подтверждение своей позиции истец ссылается на определение Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 208-КГ 18-19.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно ч. 2 ст. 99 и ч. 1 ст. 104 ЖК РФ специализированные жилые помещения, к которым относятся служебные жилые помещения, предоставляются по установленным ЖК РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Право военнослужащих на жилище установлено Федеральным законом от 27мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 15 указанного Федерального закона военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Из п. 3 ст. 15 Закона следует, что военнослужащие и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
При этом п. 4 устанавливает, что военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, имеющим в собственности индивидуальные жилые дома (квартиры) либо являющимся членами жилищно-строительных (жилищных) кооперативов, а также военнослужащим - гражданам, за которыми в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации сохраняются жилые помещения по месту жительства до поступления на военную службу или бронируются жилые помещения, при переводе на новое место военной службы в другую местность предоставляются совместно с проживающими с ними членами их семей на период военной службы в данной местности служебные жилые помещения или общежития.
Тем самым, данный Федеральный закон закрепляет социальную гарантию в жилищной сфере военнослужащих, проходящих военную службу по контракту: предоставление военнослужащим, имеющим в собственности квартиры, при переводе к новому месту службы служебных жилых помещений или общежитий на период службы в данной местности.
Учитывая социальную функцию служебных жилых помещений как непосредственно связанную с выполнением возложенных служебных обязанностей, федеральный законодатель предоставил федеральным органам исполнительной власти возможность формировать специализированный жилищный фонд, в составе которого служебные жилые помещения подлежат распределению среди сотрудников этих органов, признанных в установленном порядке нуждающимися в их предоставлении.
При этом в случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по их желанию ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Исходя из указанных выше предписаний закона, постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 утверждено Положение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей (далее - Положение).
В соответствии с п. 2 Положения в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих, им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели Министерству обороны Российской Федерации, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, заключенным в письменной форме, но не более установленных размеров. При этом выплата денежной компенсации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором военнослужащий утратил основания для получения денежной компенсации, предусмотренные Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
В указанном порядке денежная компенсация выплачивается также военнослужащим, имеющим в собственности индивидуальные жилые дома (квартиры), являющимся членами жилищно-строительных (жилищных) кооперативов, а также военнослужащим, за которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации сохраняются жилые помещения, в которых они проживали до поступления на военную службу, или бронируются жилые помещения, при их переводе на новое место военной службы в другую местность, если в этой местности они не обеспечены служебными жилыми помещениями или жилой площадью в общежитии.
Анализ приведенных норм дает основания для вывода, что военнослужащим выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений при условии отсутствия у них жилых помещений по месту прохождения военной службы и в близлежащих населенных пунктах, принятым на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях, заключившим договор найма (поднайма) жилого помещения, и прекращается в связи с утратой права на ее получение.
Из материалов дела следует, что Пасечников Е.Н, будучи 26 июня 2010 г. досрочно уволенным с военной службы в запас в связи организационно-штатными мероприятиями, 10 июня 2010 г. был обеспечен ГЖС, который реализовал путем приобретения квартиры по избранному после увольнения месту жительства - в г.Уссурийске Приморского края.
29 декабря 2012 г. истец вновь поступил на военную службу, заключив контракт с Министерством обороны Российской Федерации в лице командира войсковой части N На основании приказа командующего 4Командования ВВС и ПВО от 26 августа 2014 г. N 44 Пасечников Е.Н. для дальнейшего прохождения военной службы переведен в войсковую часть N, дислоцированную в пгт.Гвардейском Республики Крым.
21 июня 2017 г. Пасечников Е.Н. обратился в жилищный орган с заявлением о предоставлении служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы.
Решением заместителя начальника 1 отдела (г. Севастополь) ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 23 июня 2017 г. N ЮРУЖО-07/833-17 Пасечников Е.Н. с 21 июня 2017 г. включен в список на предоставление служебных жилых помещений по месту прохождения военной службы.
В связи с отсутствием служебных жилых помещений, на основании издаваемых командиром войсковой части N приказов Пасечникову Е.Н. с 23июня 2017 г. выплачивалась денежная компенсация за наем жилых помещений.
Из сообщения начальника 5 ФЭС от 1 марта 2019 г. N 5/2-1287 следует, что в ходе проведения в феврале 2019 года внутренней камеральной проверки законности выплат военнослужащим денежной компенсации за наем жилых помещений сделаны выводы о производстве Пасечникову Е.Н. неположенных выплат указанной компенсации, поскольку в июне 2010 года он за счет средств федерального бюджета был обеспечен ГЖС для приобретения жилья в избранном после увольнения месте жительства.
На этом основании 27 марта 2019 г. командиром войсковой части N издан приказ N 55, которым Пасечникову Е.Н. с 1 февраля 2019 г. прекращена выплата вышеназванной компенсации.
С учетом изложенного судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что реализация уволенным военнослужащим права на жилищное обеспечение в избранном после увольнения с военной службы месте жительства, не может служить основанием для ограничения его прав на обеспечение служебным жилым помещением или выплату денежной компенсации в случае его повторного поступления на военную службу и ее прохождения в месте, отличном от ранее избранного места жительства.
Данная правовая позиция основана на том, что денежная компенсация является мерой социальной поддержки, носит исключительно временный характер и имеет своим предназначением возмещение расходов, которые военнослужащий вынужден нести в связи с переездом к месту службы, отличному от ранее избранного им места жительства, и необходимостью арендовать жилье после выполнения государством взятого на себя обязательства по обеспечению их жилыми помещениями в порядке ст.15 названного Федерального закона.
Предоставлением административному истцу ГЖС исполнено обязательство Министерства обороны Российской Федерации по его жилищному обеспечению, которое он реализовал при увольнении с военной службы. Следовательно, при его повторном поступлении на военную службу и переезде к новому месту службы, отличному от ранее избранного места жительства, он имеет право на денежную компенсацию за поднаем жилого помещения. Об этом прямо указано в абз. 4 п. 2 Положения. Иное толкование приведенной правовой нормы означало бы то, что если военнослужащий ранее по предыдущему месту службы приобрел жилое помещение, то у него в случае перевода в иной населенный пункт отсутствует право на выплату денежной компенсации за наем жилого помещения на новом месте военной службы.
Ссылка в жалобе на определение Верховного Суда Российской Федерации, принятое по спору между другими сторонами и основанное на иных, установленных по делу обстоятельствах, беспредметна, поскольку какого-либо отношения к данному спору не имеет.
Доводы автора жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом с изложением его позиции относительно возникшего спора и собственного мнения о правильности разрешения дела, в силу чего не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного судебного постановления.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Крымского гарнизонного военного суда от 16 апреля 2019 г. по административному исковому заявлению Пасечникова Евгения Николаевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.