Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 26 июня 2019 г. по делу N 33а-766/2019
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего Потапченко И.Н,
судей Гришина С.В.и Патланя В.А,
при секретаре судебного заседания Иванец М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - ПивоваровойВ.Е. на решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 18марта 2019 г, которым удовлетворены требования подполковника Волощука Александра Алексеевича об оспаривании действий начальника 1 отдела (г.Севастополь) Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отдел управления жилищного обеспечения), связанных с отказом в принятии административного истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по избранному постоянному месту жительства.
Заслушав доклад судьи Гришина С.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия
установила:
ВолощукА.А. проходит военную службу в войсковой части N, дислоцированной в г. Феодосии Республики Крым. Контракт о прохождении военной службы заключен им до достижения предельного возраста, то есть до 29 ноября 2021г.
В связи с предстоящим увольнением с военной службы по возрасту ВолощукА.А, имеющий общую продолжительность военной службы более 10 лет, обратился в отдел управления жилищного обеспечения с заявлением о принятии его с семьей на учет нуждающихся в жилом помещении по избранному месту жительства в г. Севастополе.
Решением начальника отдела управления жилищного обеспечения от 24 декабря 2018 г. N 166/сев Волощуку А.А. в принятии на указанный учет отказано, поскольку на него приходилось 10,28 кв.м. общей площади жилого помещения, принадлежащего матери его супруги, из которого он с семьей выехал в августе 2018 года. Учтенная норма жилого помещения в г.Феодосии составляет 8 кв.м, поэтому, по мнению ответчика, оснований для признания его нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма не имелось.
ВолощукА.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил указанное решение признать незаконным, обязать начальника отдела управления жилищного обеспечения его отменить и повторно рассмотреть вопрос о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по избранному месту жительства.
Решением гарнизонного военного суда административный иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Автор жалобы указывает, что оснований для признания истца нуждающимся в предоставлении жилого помещения по избранному месту жительства не имелось, поскольку он подлежит увольнению с военной службы лишь в 2021 году. Кроме того, по истечении пяти лет с момента ухудшения жилищных условий он не может быть принят на жилищный учет, так как в августе 2018 года добровольно выехал из жилого помещения, которым имел право пользования, как член семьи собственника. Также в жалобе отмечается, что суд необоснованно руководствовался постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1054, поскольку им регламентируется деятельность органов местного самоуправления, к которым отдел управления жилищного обеспечения не относится.
В возражениях административный истец просит решение гарнизонного военного суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Данное право реализуется в соответствии с Порядком учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденным постановлением Правительства РФ от 6сентября 1998 г. N1054.
Вопреки мнению автора жалобы, эти Правила являются обязательными для исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, на которые возложены функции заказчика организации строительства, приобретения и предоставления за счет средств федерального бюджета жилья, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы (статья 2 Порядка).
В соответствии с подп. "б" п. 7 и 9 указанного Порядка одним из оснований признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
Таким образом, избрание военнослужащим постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием для признания их нуждающимися в получении жилых помещений, процедура реализации которого начинается за 3 года до увольнения и осуществляется федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены функции предоставления жилья за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии ч. 2 ст. 3 Закона г. Севастополя от 5 мая 2015 г. учетная норма в этом городе установлена в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Судом первой инстанции установлено, что Волощук А.А. в декабре 2018 года, то есть за три года до предполагаемого увольнения с военной службы, обратился в отдел управления жилищного обеспечения с заявлением о признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения по избранному месту жительства в г.Севастополе.
При этом из материалов дела видно и административным истцом не оспаривается, что до 4 августа 2018 г. Волощук А.А. с семьей из трех человек проживал в квартире общей площадью 41,1 кв.м, расположенной по адресу: "адрес" Указанная квартира принадлежит на праве собственности матери супруги истца, которая проживает по указанному адресу. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что до выезда семьи ВолощукаА.А. из квартиры, на одного человека приходилось 10,28 кв.м. общей площади указанного жилого помещения, что ниже нормы, установленной в избранном истцом месте жительства.
Мнение автора жалобы о том, что необходимо применять учетную норму, установленную по месту службы истца, является ошибочным, поскольку право на предоставление жилого помещения по избранному месту жительства реализуется применительно к местности, в которой военнослужащий намерен проживать после увольнения с военной службы.
При таких обстоятельствах гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о незаконности решения жилищного органа и необходимости повторного рассмотрения вопроса о признании ВолощукаА.А. нуждающимся в предоставлении жилого помещения по избранному после увольнения месту жительства.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 18 марта 2019 г. по административному исковому заявлению Волощука Александра Алексеевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.