Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 03 июля 2019 г. по делу N 33а-805/2019
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе
председательствующего Потапченко И.Н,
судей: Меркулова Д.В, Патланя В.А,
при секретаре судебного заседания Иванец М.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам представителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации - Чудиновой М.А. и представителя Министерства обороны Российской Федерации - Яшкова В.Л. на решение Крымского гарнизонного военного суда от 3 апреля 2019 г, которым частично удовлетворены заявленные требования старшего лейтенанта Хоружего Василия Анатольевича об оспаривании действий Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного казённого учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих", Министерства обороны Российской Федерации и командира войсковой части N, связанных с порядком включения истца в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и учётом инвестиционного дохода на именном накопительном счёте.
Заслушав доклад судьи Патланя В.А, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционных жалоб и возражений на них, объяснения представителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации - Чудиновой М.А. и представителя Министерства обороны Российской Федерации - Жареновой О.В. в обоснование жалоб, судебная коллегия
установила:
Хоружий В.А. обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором с учётом уточнения, просил признать незаконными действия командира войсковой части N и Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, связанные с несвоевременным включением его в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Кроме того, административный истец просил суд обязать Федеральное государственное казённое учреждение "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих":
- провести расчёт (определить величину) дохода от инвестирования накоплений, который должен был быть начислен на его именном накопительном счёте в случае его своевременного включения в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих;
- истребовать в установленном порядке из Министерства обороны Российской Федерации сверх лимитов бюджетных средств, выделяемых на цели накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих сумму равную рассчитанному доходу от инвестирования накоплений, который должен был быть начислен на его именной накопительный счёт в случае его своевременного включения в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих;
- учесть перечисленные Министерством обороны Российской Федерации денежные средства в размере недоначисленного дохода от инвестирования накоплений.
Также Хоружий В.А. просил суд обязать Министерство обороны Российской Федерации и Департамент финансового планирования Министерства обороны Российской Федерации перечислить в Федеральное государственное казённое учреждение "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" денежные средства в размере рассчитанного недоначисленного дохода от инвестирования накоплений.
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования удовлетворены частично.
Суд признал незаконными действия Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, связанные с несвоевременным включением Хоружего В.А. в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
При этом суд возложил на федеральное государственное казённое учреждение "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" обязанность провести расчёт (определить величину) дохода от инвестирования накоплений в период с 21 марта 2014 г. по 30 сентября 2018 г. и истребовать в установленном порядке из Министерства обороны Российской Федерации указанную сумму, для зачисления на индивидуальный накопительный счёт истца, а также учесть на его индивидуальном накопительном счете перечисленные Министерством обороны Российской Федерации денежные средства.
Кроме того, суд обязал Министерство обороны Российской Федерации в лице Департамента финансового планирования Министерства обороны Российской Федерации перечислить федеральному государственному казённому учреждению "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" денежные средства в размере рассчитанного дохода от инвестирования накоплений, для зачисления на индивидуальный накопительный счете Хоружего В.А.
В удовлетворении требования о признании незаконными действий командира войсковой части N судом отказано.
В апелляционной жалобе представитель Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
В обоснование автор жалобы излагает обстоятельства дела, приводит положения законодательных актов, регулирующих спорные правоотношения, и утверждает, что административный истец заключил первый контракт о прохождении военной службы 23 июня 2007 г, и с этого момента у него возникло основание на включение в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, однако в связи с нераспорядительностью должностного лица войсковой части N он был несвоевременно включён в указанный реестр. При этом вина 1 отдела (г. Севастополь) Федерального государственного казённого учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации и Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации в несвоевременном представлении войсковой частью N документов для включения истца в указанный реестр отсутствует.
Кроме того, представитель административного ответчика считает, что законодательством не предусмотрено начисление инвестиционного дохода на счёта накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, которые были включены в реестр несвоевременно.
В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны Российской Федерации просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объёме. В обоснование автор жалобы излагает обстоятельства дела, приводит положения законодательных актов, регулирующих спорные правоотношения, и указывает, что именной накопительный счёт участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих был открыт Хоружему В.А. 28 сентября 2018 г. Соответственно с 4 квартала 2018 года ему стал начисляться инвестиционный доход. Так как законодательством не предусмотрено начисление инвестиционного дохода на счета участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, которые были включены в реестр несвоевременно, вследствие чего, положенные к начислению истцу денежные средства не инвестировались, то оснований для возложения на Министерство обороны Российской Федерации обязанности перечислить на именной накопительный счёт Хоружего В.А. доход от инвестирования не имелось.
Кроме того, в апелляционной жалобе обращается внимание на то, что вина Министерства обороны Российской Федерации и Федерального государственного казённого учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" в несвоевременном включения истца в указанный реестр отсутствует, поскольку они не совершали каких-либо незаконных действий в отношении Хоружего В.А.
В возражениях на апелляционные жалобы административный истец просит решение суда оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" к участникам накопительно-ипотечной системы относятся военнослужащие, окончившие военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с 1 января 2005 г. Эти обстоятельства, исходя из подп. 1 п. 2 ст. 9 данного Федерального закона, являются также основанием для включения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения.
По делу установлено, что 23 июня 2007 г. Хоружий В.А. заключил первый контракт о прохождении военной службы на пять лет после окончания Харьковского университета Воздушных Сил и ему присвоено первое воинское звание "лейтенант".
23 июня 2012 г. административный истец заключил новый контракт о прохождении военной службы в Вооружённых Силах Украины на срок 5 лет.
На основании приказа статс-секретаря - заместителя Министра обороны Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. N 261 л/с, 21 марта 2014 г, Хоружий В.А. включён в списки личного состава и с ним заключён контракт о прохождении военной службы в Вооружённых Силах Российской Федерации.
21 марта 2015 г. Хоружий В.А. заключил новый контракт на 5 лет.
Из изложенного следует, что административный истец подлежал обязательному включению в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих с 23 июня 2007 г.
В силу статьи 5 указанного выше Федерального закона накопления для жилищного обеспечения формируются за счет учитываемых на именных накопительных счетах участников накопительных взносов за счёт средств федерального бюджета; доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений. При этом учёт доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтённых на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчётный год.
Частью 1 ст. 14 того же Федерального закона предусмотрено, что каждый участник накопительно-ипотечной системы не менее чем через три года его участия в накопительно-ипотечной системе имеет право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа.
Следовательно, доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения учитываются при определении размера целевого жилищного займа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 г. N 89 утверждены Правила формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
В соответствии с требованиями пунктов 5 и 13 данных Правил в Министерстве обороны Российской Федерации регистрирующим органом является Департамент жилищного обеспечения Минобороны России как структурное подразделение федерального органа, назначаемое или создаваемое по решению руководителя федерального органа для формирования и ведения реестра в соответствии с настоящими Правилами. При этом внесение в реестр записи о включении военнослужащего в реестр производится регистрирующим органом в течение 10 рабочих дней со дня представления документов, подтверждающих возникновение основания для включения военнослужащего в реестр.
Согласно положениям главы IV действовавшего в период возникновения спорных правоотношений и до 9 июня 2017 г. Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооружённых Силах Российской Федерации, утверждённого приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 февраля 2013 г. N 166, представление в региональное управление жилищного обеспечения комплекта документов для включения военнослужащих, в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения являлось обязанностью должностных лиц этих образовательных учреждений.
Аналогичные требования содержатся в действующем в настоящее время приказе Министра обороны Российской Федерации от 24 апреля 2017 г. N 245.
Судом установлено, что 8 мая 2018 г. командиром войсковой части N в адрес жилищного органа был направлен пакет документов для включения Хоружего В.А. в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
28 августа 2018 г. истец включён в указанный реестр с датой возникновения основания для этого - 23 июня 2007 г.
Из отзыва представителя Федерального государственного казённого учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" следует, что именной накопительный счёт Хоружего В.А, как участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, открыт 28 сентября 2018 г.
При таких обстоятельствах гарнизонный военный суд пришёл к обоснованному выводу о том, что Хоружий В.А. с 28 августа 2018 г. является участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, однако по причине нераспорядительности воинских должностных лиц и регистрирующего органа он несвоевременно включён в данный реестр, что привело к начислению на его накопительный счет накоплений для жилищного обеспечения за период с даты возникновения основания для включения в него до даты открытия этого счёта без учёта дохода от их инвестирования и снижению в связи с этим размера целевого жилищного займа, который в последующем может быть предоставлен истцу.
В силу подпункта 1 п. 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, Министр обороны Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства обороны Российской Федерации.
Пунктом 13 указанного Положения предусмотрено, что Министерство обороны Российской Федерации является юридическим лицом, имеет смету, текущие, расчётные, валютные и иные счета в банках и других кредитных организациях, лицевые счета в органах федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая приведённые положения законодательства, из которых следует, что Министерство обороны Российской Федерации является органом, к компетенции которого относится как участие в публичных правоотношениях по реализации жилищных прав военнослужащих посредством участия их в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих, так и защита нарушенных прав в указанной сфере, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о возложении на указанное министерство обязанности по перечислению в Федеральное государственное казённое учреждение "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" для зачисления на именной накопительный счёт истца дохода от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения.
Нерегламентированность нормативно-правовыми актами правоотношений, связанных с начислением доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения на именные счета участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, несвоевременно включённых в соответствующий реестр, не может служить основанием для отказа в защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан в сфере административных и иных публичных правоотношений, которая в силу статьи 3 КАС Российской Федерации является задачей административного судопроизводства. В связи с этим не имеют значения для данного дела обстоятельства: какое должностное лицо допустило ошибку в несвоевременном включении военнослужащего в реестр участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения и то, заключал ли истец с уполномоченным федеральным органом договор целевого жилищного займа.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Крымского гарнизонного военного суда от 3 апреля 2019 г. по административному исковому заявлению Хоружего Василия Анатольевича оставить без изменения, а апелляционные жалобы представителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и представителя Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий И.Н. Потапченко
Судьи: Д.В. Меркулов
В.А. Патлань
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.