Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 10 июля 2019 г. по делу N 33а-850/2019
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего Цыбульника В.Е,
судей: Санникова А.Б, Меркулова Д.В,
при секретаре судебного заседания Никитенко Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Крымского гарнизонного военного суда от 3 апреля 2019 г, которым отказано в удовлетворении заявленных требований проходившего военную службу по контракту сержанта запаса Аскерова Ниязетдина Бедретдиновича об оспаривании действий командира войсковой части N, командира и председателя аттестационной комиссии войсковой части N, связанных с проведением аттестации, досрочным увольнением с военной службы, исключением из списков личного состава воинской части, а также непредоставлением истцу дополнительных суток отдыха.
Заслушав доклад судьи Цыбульника В.Е, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, объяснения представителя командира войсковой части N - Пашина А.А, возражавшего против доводов жалобы, заключение военного прокурора отдела военной прокуратуры Южного военного округа майора юстиции Арефьева М.С, предложившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
6 декабря 2018 г. аттестационная комиссия войсковой части N приняла решение (протокол N 24) о необходимости досрочного увольнения Аскерова Н.Б. с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта.
Приказами командиров войсковых частей N и N от 23 января 2019 г. N 7-лс и от 25 января 2019 г. N 8-лс (с учетом изменений, внесенных приказом командира войсковой части N от 8 февраля 2019 г. N 24-лс) Аскеров Н.Б. уволен с военной службы по указанному основанию и с 22 февраля того же года исключен из списков личного состава воинской части.
Аскеров Н.Б. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать указанное решение и приказы незаконными, обязать их отменить, а командира войсковой части N - рассчитать и предоставить ему дополнительные сутки отдыха за 2018 г.
Решением суда в удовлетворении требований Аскерова Н.Б. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование Аскеров Н.Б. приводит нормы действующего законодательства и указывает, что у командования не имелось оснований для принятия решения о досрочном увольнении его с военной службы, за совершение одного дисциплинарного проступка он наказан дважды. При этом суд допустил неправильное применение норм материального права, а изложенные в решении суда выводы являются необоснованными.
В письменных возражениях представитель административных ответчиков и помощник военного прокурора N военной прокуратуры гарнизона просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В силу пункта 3 ст. 32 и подпункта "в" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта, которые включают в себя обязанность гражданина добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 41 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", невыполнением условий контракта как основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы следует считать лишь значительные (существенные) отступления от требований законодательства о воинской обязанности и военной службе, которые могут выражаться, в частности, в совершении виновных действий, свидетельствующих об отсутствии у военнослужащего необходимых качеств для надлежащего выполнения обязанностей военной службы, также иных юридически значимых обстоятельств, позволяющих в силу специфики служебной деятельности военнослужащего сделать вывод о том, что он перестал удовлетворять требованиям законодательства о воинской обязанности и военной службе, предъявляемым к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
Если военнослужащий по своим деловым и личным качествам не соответствует требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу, его досрочное увольнение с военной службы возможно только по результатам аттестации, в том числе внеочередной.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 2013 г. N 6-П указано, что наличие у военнослужащего дисциплинарных взысканий само по себе не должно предопределять выводов аттестационной комиссии относительно оценки данного военнослужащего как не соответствующего требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу по контракту, в том числе требованиям по занимаемой воинской должности, и рекомендаций о перспективах его дальнейшего служебного использования. Возможность досрочного увольнения военнослужащего с военной службы по данному основанию допускается при подтверждении аттестационной комиссией в установленном порядке аттестации военнослужащих, что данный военнослужащий, учитывая характер ранее совершенных им дисциплинарных проступков, за которые он уже привлекался к дисциплинарной ответственности, наличие неснятых дисциплинарных взысканий и иные юридически значимые обстоятельства, а также специфику служебной деятельности этого военнослужащего - перестал удовлетворять требованиям законодательства о воинской обязанности и военной службе, предъявляемым к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
Таким образом, из приведенных положений нормативных правовых актов и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что увольнение военнослужащего с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта предполагает наличие именно таких нарушений со стороны военнослужащего, которые свидетельствуют о несоответствии его требованиям, установленным для граждан, находящихся на военной службе, либо представляют собой грубый дисциплинарный проступок, порочащий честь военнослужащего и исключающий его дальнейшее нахождение на военной службе.
По делу установлено, что Аскеров Н.Б. проходил военную службу в войсковой части N в должности инструктора пограничного поста.
27 сентября 2018 г. истец своевременно не прибыл в установленное распорядком дня время на службу для заступления в пограничный наряд " "данные изъяты"". Вместо установленного времени прибытия - 20 часов, Аскеров Н.Б. прибыл в 22 часа 45 минут с признаками алкогольного опьянения. На предложение командования пройти медицинское освидетельствование истец ответил отказом, о чем был составлен соответствующий акт.
За совершение указанных действий Аскерову Н.Б. приказом командира войсковой части N от 25 октября 2018 г. N 127-ЛС объявлен строгий выговор.
Совершение истцом дисциплинарного проступка послужило основанием для проведения его аттестации, по результатам которой аттестационная комиссия войсковой части N приняла обоснованное решение от 6 декабря 2018 г. (протокол N 24) о том, что Аскеров Н.Б. перестал удовлетворять требованиям законодательства Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе, в связи с чем его целесообразно досрочно уволить с военной службы в связи с невыполнением условий контракта.
Из названного протокола усматривается, что аттестационная комиссия учла факт совершения истцом дорожно-транспортного происшествия, после которого он скрылся с места происшествия, изучила характеризующие материалы, согласно которым Аскеров Н.Б. характеризуется по службе посредственно и имеет неснятое дисциплинарное взыскание в виде строгого выговора. Заседание проходило в присутствии истца, которому была дана возможность дать объяснения и представить дополнительные материалы. По результатам аттестации комиссия пришла к выводу о целесообразности досрочного увольнения истца с военной службы. Данное решение принято единогласно, при наличии кворума, а выводы комиссии доведены до истца 7 декабря 2018 г.
Нарушений требований порядка проведения аттестации, которые могли бы поставить под сомнение объективность выводов аттестационной комиссии, по делу не установлено.
Кроме того, на основании вступившего в законную силу постановления судьи Крымского гарнизонного военного суда от 11 декабря 2018 г. Аскеров Н.Б. признан виновным в совершении 17 октября 2018 г. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 12.8 КоАП Российской Федерации (управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения), и к нему применено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 руб. с лишением права управлять транспортным средством на срок 1 год и 8 месяцев.
Поэтому гарнизонный военный суд обоснованно признал, что командир войсковой части N пришел к правильному выводу о том, что Аскеров Н.Б. перестал удовлетворять требованиям законодательства о воинской обязанности и военной службе, предъявляемым к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в связи с чем в пределах предоставленных ему полномочий правомерно издал приказ от 23 января 2019 г. N 7-лс о досрочном увольнении истца с военной службы по указанному основанию.
Утверждение истца о том, что за совершение одного дисциплинарного проступка он наказан дважды, является несостоятельным, поскольку к Аскерову Н.Б. повторно дисциплинарное взыскание не применялось, а решение о досрочном увольнении его с военной службы в связи с невыполнением условий контракта принято по результатам аттестации.
Перед изданием приказа о досрочном увольнении истца с военной службы командованием соблюдена процедура, установленная пунктом 14 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы. В частности, 7 декабря 2018 г. с истцом проведена индивидуальная беседа, в ходе которой он выразил свое отношение к предстоящему увольнению.
В соответствии с пунктом 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением.
Приказом командира войсковой части N от 25 января 2019 г. N 8-лс (с учетом изменений, внесенных приказом командира войсковой части N от 8 февраля 2019 г. N 24-лс) Аскеров Н.Б. с 22 февраля того же года исключен из списков личного состава воинской части.
Требование об отмене данного приказа истец обосновывал незаконным, по его мнению, досрочным увольнением его с военной службы, а также непредоставлением ему дополнительных суток отдыха за 2018 г.
В соответствии с пунктом 1 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в пункте 3 этой же статьи, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску. Порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определяется Положением о порядке прохождения военной службы.
Согласно пункту 3 ст. 11 этого Федерального закона боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется Министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба), проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Дополнительные сутки отдыха, компенсирующего военнослужащим участие в указанных мероприятиях, в счет основного и дополнительных отпусков не засчитываются и предоставляются в порядке и на условиях, которые определяются Положением о порядке прохождения военной службы.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", предусмотренные пунктами 1 и 3 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" дополнительные сутки (дополнительное время) отдыха предоставляются военнослужащим с учетом положений статей 219 - 221, 234 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, статьи 29 Положения о порядке прохождения военной службы, а также с учетом требований, изложенных в Порядке учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха (приложение N 2 к Положению о порядке прохождения военной службы). При этом дополнительные сутки (дополнительное время) отдыха предоставляются: в другие дни недели, в период основного отпуска путем его увеличения за счет присоединения дополнительных суток отдыха, в период дополнительного времени отдыха до дня начала основного отпуска.
Как следует из приведенных положений Федерального закона, за период привлечения к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащему предоставляется дополнительное время отдыха (п. 1 ст. 11), а за участие в мероприятиях, проводимых в соответствии с перечнем, утвержденным Министром обороны Российской Федерации, - дополнительные сутки отдыха (п. 3 ст. 11).
При этом денежная компенсация может выплачиваться по желанию военнослужащего только вместо дополнительных суток отдыха за участие в мероприятиях, проводимых в соответствии с перечнем, утвержденным Министром обороны Российской Федерации, а ее выплата вместо дополнительного времени отдыха за привлечение к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени законом не предусмотрена.
Кроме того, о желании использования дополнительных суток отдыха или дополнительного времени отдыха, в случае его непредоставления после привлечения к названным выше мероприятиям, в другие дни недели или в период основного отпуска путем его увеличения за счет присоединения дополнительных суток отдыха или в период дополнительного времени отдыха до дня начала основного отпуска, военнослужащий должен заявить путем обращения к командованию с соответствующим рапортом (п. 3 Приложения N 2 к Положению о порядке прохождения военной службы).
Из материалов дела видно, что Аскеров Н.Б. рапорта о предоставлении ему дополнительного суток отдыха за 2018 г. командованию не подавал и с такими просьбами перед увольнением не обращался.
При таких обстоятельствах гарнизонный военный суд правомерно отказал в удовлетворении требования истца о возложении на командира войсковой части N обязанности по производству расчета и предоставлению ему дополнительных суток отдыха за 2018 г.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что досрочное увольнение Аскерова Н.Б. с военной службы является правомерным, гарнизонный военный суд обоснованно отказал в удовлетворении требования истца о признании незаконным приказа об исключении его из списков личного состава воинской части.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Крымского гарнизонного военного суда от 3 апреля 2019 г. по административному исковому заявлению Аскерова Ниязетдина Бедретдиновича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.