Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 10 июля 2019 г. по делу N 33а-851/2019
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Потапченко И.Н,
судей: Гришина С.В. и Патланя В.А,
при секретаре судебного заседания Иванец М.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Крымского гарнизонного военного суда от 11 апреля 2019 г, которым отказано в удовлетворении заявленных требований капитана медицинской службы запаса Дрожачих Марка Валерьевича об оспаривании действий командующего Южным округом войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - командующий округом) и начальника Главного управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Крым и г. Севастополю (далее - Главное управление), связанных с увольнением истца с военной службы и исключением из списков личного состава.
Заслушав доклад судьи Потапченко И.Н, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, объяснения представителя ответчиков - майора юстиции Коновалова Д.О, возражавшего против доводов жалобы, заключение военного прокурора отдела военной прокуратуры Южного военного округа майора юстиции Тена С.В, предложившего решение оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
приказами командующего округом и начальника Главного управления соответственно от 14 и 29 декабря 2018 г. NN139 и 260 с/ч Дрожачих М.В. досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и исключен из списков личного состава воинской части.
Дрожачих М.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором оспорил указанные приказы и просил обязать должностных лиц их отменить.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять новое об удовлетворении заявленных требований. В обоснование Дрожачих М.В, анализируя отдельные положения Федерального закона "О статусе военнослужащих", считает, что он не подлежит увольнению с военной службы, поскольку согласие на это без проведения соответствующего подсчета выслуги лет и обеспечения жильем он не давал. При этом истец ссылается на решения Крымского гарнизонного военного суда, которыми действия должностных лиц, связанные с порядком подсчета его выслуги лет и необеспечением жильем, признаны незаконными.
В возражениях на апелляционную жалобу представители административных ответчиков и помощник военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизона просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно абзацу второму п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Аналогичная правовая норма содержится в п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы. Этой же нормой предусмотрено, что при желании увольняемых военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Соответствие закону указанной нормы Положения о порядке прохождения военной службы подтверждено решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 июня 2007 г. N ВКПИ 07-30. В этом решении отмечено, что норма закона, запрещающая увольнять военнослужащего до предоставления ему жилого помещения, должна применяться к военнослужащим, изъявившим желание получить жилье по избранному ими после увольнения месту жительства, в зависимости от их обеспечения таковым по установленным нормам по последнему месту военной службы. Иное толкование абзаца второго п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" уравнивало бы в социальных гарантиях как подлежащих увольнению военнослужащих, не имеющих никакого жилья, так и тех, кто полностью обеспечен им, но выразил желание изменить место жительства в связи с увольнением. Между тем из закона такое равенство не вытекает.
Таким образом, выделяя в данной норме военнослужащих, пожелавших получить жилые помещения не по месту увольнения, законодатель фактически установил, что гарантия в виде запрета на увольнение соответствующих категорий военнослужащих, нуждающихся в особой защите, без их согласия до предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии предусмотрена для лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях обеспечения жильем по месту службы. Вместе с тем в целях обеспечения конституционного права на жилище данная гарантия может быть распространена на указанных военнослужащих, не обеспеченных к моменту увольнения никаким жильем и возражающих против увольнения без предоставления жилья тем способом, который они избрали.
Что касается военнослужащих, пожелавших реализовать свое право на получение жилых помещений по избранному после увольнения месту жительства, не совпадающему с последним местом службы, то в пункте 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" для них установлен особый порядок предоставления жилых помещений, который направлен, в первую очередь, на реализацию конституционного права на выбор места жительства.
В целях обеспечения возможности осуществления данного права пунктом 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
В данной норме закона не содержится запрета на увольнение военнослужащих до предоставления им жилых помещений по избранному месту жительства.
Анализируя приведенные выше положения во взаимосвязи, следует прийти к выводу о том, что военнослужащие, указанные в абзаце втором п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", пожелавшие воспользоваться правом на выбор постоянного места жительства при увольнении с военной службы с обеспечением их жилыми помещениями, вне зависимости от формы такого обеспечения при перемене места жительства не могут претендовать на социальную гарантию в виде запрета на увольнение без их согласия до получения жилых помещений при условии, что они до этого обеспечены жилым помещением, в том числе на праве собственности.
То есть военнослужащие, имеющие по последнему перед увольнением месту службы в собственности жилые помещения, не признанные согласно собственному волеизъявлению нуждающимися в жилом помещении по последнему месту службы, а пожелавшие сразу изменить место жительства в порядке, установленном п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", не входят в перечень лиц, указанных в абзаце втором п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", имеющих право на социальную гарантию в виде запрета на увольнение до получения жилого помещения.
Данный вывод согласуется с позицией, изложенной Верховным Судом РФ в решении от 14 сентября 2016 г. N ВКАПИ16-44, принятом в порядке нормоконтроля пункта 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, согласно которому военнослужащий, изъявивший желание получить жилое помещение не по месту увольнения с военной службы, увольняется с военной службы и обеспечивается жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По делу установлено, что на основании приказа командующего округом от 21 марта 2018 г. N 21 л/с Дрожачих М.В. зачислен в распоряжение начальника Главного управления.
Согласно телеграмме, адресованной вышестоящим командованием начальнику Главного управления от 20 июня 2018 г. N 7865/4574 со ссылкой на письмо из Главного управления кадров Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, размещение истца на вакантных воинских должностях, соответствующих его военно-учетной специальности, не представляется возможным ввиду их отсутствия.
9 ноября 2018 г. жилищная комиссия Главного управления рассмотрела поданное Дрожачих М.В. заявление о принятии на жилищный учет, в удовлетворении которого отказала по причине наличия у последнего в собственности 1/3 части квартиры, превышающей учетную норму на одного человека, установленную в г. Симферополе.
Вступившим в законную силу решением Крымского гарнизонного военного суда от 19 февраля 2019 г. указанное решение жилищного органа признано законным.
12 ноября 2018 г. Дрожачих М.В. подал рапорт об увольнении его с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, одновременно выразив просьбу не исключать его из списков личного состава воинской части до принятия судом решения относительно оспаривания им расчета выслуги лет.
22 ноября 2018 г. аттестационной комиссией Главного управления вынесено заключение, оформленное протоколом N 18, ходатайствовать перед вышестоящим командованием об увольнении истца с военной службы по названному основанию.
Принимая во внимание вышеизложенные положения законодательства, а также то, что Дрожачих М.В. связывал нахождение на военной службе, в том числе с реализацией жилищных прав, которые ограничены не были, у командования отсутствовали препятствия для увольнения последнего с военной службы, в связи с чем гарнизонный военный суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Позицию истца относительно невозможности увольнения его с военной службы по причине несогласия с расчетом выслуги лет, следует признать ошибочной, поскольку Федеральный закон "О статусе военнослужащих" такого запрета на увольнение не содержит.
Что касается оспоренных истцом в судебном порядке расчетов льготного исчисления его выслуги лет на военной службе, влияющих на размер его пенсионного обеспечения, с которыми Дрожачих М.В. также связывал нахождение на военной службе, то суд первой инстанции обоснованно руководствовался частью 2 ст. 58 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", в соответствии с которой сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
При таких обстоятельствах, препятствий на пенсионное обеспечение истца с учетом перерасчета льготного исчисления его выслуги лет после увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части, у него не имеется.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы административного истца не имеется.
Руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Крымского гарнизонного военного суда от 11 апреля 2019 г. по административному исковому заявлению Дрожачих Марка Валерьевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.