Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 17 июля 2019 г. по делу N 33а-886/2019
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего Цыбульника В.Е,
судей Меркулова Д.В, Санникова А.Б,
при секретаре судебного заседания Никитенко Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца - Давлетшина В.И. на решение Крымского гарнизонного военного суда от 17 апреля 2019 г, которым отказано в удовлетворении заявленных в интересах майора Болдырева Сергея Владимировича требований о признании незаконными действий командира войсковой части N и начальника филиала Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" - "5 финансово-экономическая служба" (далее - 5ФЭС), связанных с порядком выплаты истцу денежной компенсации за наем жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Меркулова Д.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия
установила:
Болдырев С.В. через представителя обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия командира войсковой части N и начальника 5 ФЭС, связанные с прекращением выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения и обязать ответчиков возобновить выплату указанной компенсации.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца просит решение суда отменить в связи с нарушением норм материального права и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы он указывает, что на основании статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" истец имеет право на получение денежной компенсации за наем жилого помещения, несмотря на предоставление ему субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия). Так как после увольнения с военной службы Болдырев С.В. желает изменить место жительства, то приобретение им жилья в другом населенном пункте не может служить основанием для невыплаты ему оспариваемой компенсации, так как в месте военной службы он не обеспечен служебным жилым помещением.
В возражениях на апелляционную жалобу начальник 5 ФЭС просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Право военнослужащих на жилище установлено Федеральным законом "О статусе военнослужащих", согласно пункту 1 ст. 15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно абзацу двенадцатому п. 1 ст. 15 названного Федерального закона военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства.
Содержание названных норм закона указывает на то, что жилищная субсидия является одной из форм реализации права военнослужащего на жилище, а ее предоставление - исполнением государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего.
Как следует из материалов дела, Болдырев С.В. относится к категории военнослужащих, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями. В связи с достижением истцом общей продолжительности военной службы 20 лет решением начальника 1 отдела (г. Севастополь) Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 6 марта 2018 г. N 21/сев ему предоставлена жилищная субсидия. На этом основании с 1 января 2019 г. Болдыреву С.В. прекращена выплата денежной компенсации за наем жилья.
Из этого следует, что Министерством обороны Российской Федерации исполнено обязательство по жилищному обеспечению истца по месту военной службы.
В соответствии с частью 2 ст. 99 и ч. 1 ст. 104 ЖК РФ специализированные жилые помещения, к которым относятся служебные жилые помещения, предоставляются по установленным ЖК РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Согласно пунктам 1 и 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. Военнослужащие и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с названными предписаниями закона постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 утверждено Положение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, согласно пункту 2 которого выплата денежной компенсации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором военнослужащий утратил основания для получения денежной компенсации, предусмотренные Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Кроме того, согласно пункту 3 названного постановления Правительства Российской Федерации выплата денежной компенсации военнослужащим и членам их семей осуществляется ежемесячно за счет и в пределах средств, предусматриваемых на указанные цели в федеральном бюджете Министерству обороны Российской Федерации.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31декабря 2004 г. N 909 приказом Министра обороны Российской Федерации от 27мая 2016 г. N303 утверждена Инструкция об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, в соответствии с пунктом 8 которой выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором военнослужащие утратили основания для получения денежной компенсации, в том числе по причине предоставления им субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
Из изложенного следует, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений выплачивается военнослужащим в случае их необеспеченности жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте, а ее выплата прекращается после утраты права на ее получение.
При таких данных Болдырев С.В. после получения в марте 2018 года жилищной субсидии утратил право на получение денежной компенсации за наем жилого помещения.
То обстоятельство, что административный истец в порядке реализации жилищной субсидии изъявил желание приобрести жилое помещение не по месту военной службы, на законность оспариваемых действий должностных лиц не влияет, поскольку одновременное его обеспечение служебным жильем и получение им за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии привело бы к тому, что он воспользовался бы одной и той же социальной гарантией в форме жилищного обеспечения по двум основаниям: приобретение жилья за счет реализации предоставленной ему по месту военной службы жилищной субсидии и получение в том же населенном пункте служебного жилого помещения.
Между тем в соответствии с пунктом 9 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" если военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, одновременно имеют право на получение одной и той же социальной гарантии и компенсации по нескольким основаниям, то им предоставляются по их выбору социальная гарантия и компенсация по одному основанию, за исключением случаев, особо предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, которых в отношении административного истца не имеется.
При таких обстоятельствах гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу об отсутствии у Болдырева С.В. права на получение денежной компенсации за наем жилого помещения, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Крымского гарнизонного военного суда от 17 апреля 2019 г. по административному исковому заявлению в интересах Болдырева Сергея Владимировича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.