Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 24 июля 2019 г. по делу N 33а-913/2019
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А,
судей Санникова А.Б, Цыбульника В.Е,
при секретаре судебного заседания Никитенко Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам представителя Министерства обороны Российской Федерации и Черноморского флота - Аксютина А.И, представителя Министерства обороны Российской Федерации - Яшкова В.Л. и административного истца Мешкова С.Н. на решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 29 апреля 2019 года, которым частично удовлетворены заявленные требования подполковника запаса Мешкова Сергея Николаевича о признании незаконным бездействия Министерства обороны Российской Федерации, связанного с невозвращением ему денежных средств и невыдачей справки о необеспеченности жилым помещением.
Заслушав доклад судьи Санникова А.Б, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционных жалоб, объяснения представителя Министерства обороны Российской Федерации и командующего Черноморским флотом - Щербина А.С, представителя руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации - Зотова А.А. в обоснование доводов жалоб, судебная коллегия
установила:
Мешков С.Н. обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, связанное с невозвращением ему денежных средств в размере, эквивалентном 24782 гривнам Украины, уплаченных 26 декабря 2011 года в 1997 отдел морской инженерной службы Черноморского флота (далее - 1997 ОМИС ЧФ) в целях сдачи причитающейся ему 1/4 доли жилого помещения по адресу: г. "адрес";
взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в его пользу денежную сумму, эквивалентную 24782 гривнам Украины, на день принятия судом решения;
признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, связанное с невыдачей ему справки о необеспеченности жилым помещением на момент увольнения его с военной службы, и обязать указанный орган выдать ему такую справку.
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования удовлетворены частично.
Суд признал незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, связанное с нерассмотрением поставленного истцом в обращениях от 3 марта, 6 августа и 10 декабря 2018 года вопроса о возвращении денежных средств, уплаченных 26 декабря 2011 года в 1997 ОМИС ЧФ в целях сдачи причитающейся ему 1/4 доли жилого помещения по адресу: "адрес" и обязал указанный орган военного управлении рассмотреть поставленный истцом в этих обращениях вопрос.
В удовлетворении административного иска в части выдачи истцу справки о необеспеченности жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации, признания незаконным бездействия Министерства обороны Российской Федерации, связанного с невозвращением ему указанных денежных средств на сумму, эквивалентную 24782 гривнам Украины, и взыскания с указанного министерства этих денежных средств судом отказано.
Кроме того, суд взыскал с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Мешкова С.Н. 300 рублей в счет возмещения судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины.
В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны Российской Федерации и командующего Черноморским флотом просит решение суда в связи с нарушением норм материального и процессуального права отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
В обоснование автор жалобы указывает, что истец в суд не обращался с требованием о признании незаконным бездействия Министерства обороны Российской Федерации, связанного с порядком рассмотрения его обращения. Его требование заключалось во взыскании с Министерства обороны Российской Федерации денежной суммы, эквивалентной 24782 гривнам Украины.
В жалобе обращается внимание на то, что суд не принял во внимание, что решением Новороссийского гарнизонного военного суда от 22 ноября 2011 года удовлетворены требования истца и на начальника 1997 ОМИС ЧФ возложена обязанность принять от него стоимость 1/4 доли жилого помещения по адресу: "адрес". Данное решение было исполнено 26 декабря 2011 года и Мешковым С.Н. внесено в кассу 1997 ОМИС ЧФ 24782 гривны Украины, о чем ему была выдана соответствующая справка. Это решение суда не отменено. Оснований для взыскания указанных денежных средств с Министерства обороны Российской Федерации не имеется.
В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны Российской Федерации просит решение суда отменить. Производство по делу в части оспаривания действий, связанных с рассмотрением обращения истца от 6 августа 2018 года, прекратить в связи с наличием вступившего в законную силу решения суда. В удовлетворении требований отказать в полном объеме, в том числе в связи с пропуском срока обращения в суд.
В обоснование обращается внимание на то, что вступившим в законную силу 12 марта 2019 года решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 17 декабря 2018 года отказано в удовлетворении требований Мешкова С.Н. о признании незаконным бездействия Министерства обороны Российской Федерации, связанного с нерассмотрением его обращения от 6 августа 2018 года. С учетом этого производство по делу в части указанных требований подлежит прекращению.
Кроме того, судом неправильно определены обстоятельства пропуска Мешковым С.Н. срока обращения в суд. С административным исковым заявлением истец обратился 11 марта 2019 года. При этом о предполагаемом нарушении прав, связанных с нерассмотрением его обращений от 3 марта, 6 августа и 10 декабря 2018 года, истцу было известно 31 октября 2018 года при подаче административного искового заявления в Ленинский районный суд г. Севастополя. Доказательств того, что истец был лишен возможности своевременно оспорить ответы на его обращения, истцом не представлено. В связи с этим истцом пропущен трехмесячный срок обращения в суд.
Автор жалобы считает, что все обращения Мешкова С.Н. были разрешены установленным порядком. Само по себе несогласие истца с содержанием данных ему ответов не может служить основанием для удовлетворения его требований.
Представитель указывает, что вступившим в законную силу решением Новороссийского гарнизонного военного суда от 14 мая 2018 года установлено, что 1997 ОМИС ЧФ является отдельным получателем бюджетных средств, зачисленным на финансовое обеспечение в финансово-экономическое управление Черноморского флота. В 2012 году 1997 ОМИС ЧФ переформировано в N центр материально-технического обеспечения Черноморского флота, подчиненного командующему Черноморским флотом. Из этого следует, что разрешение вопроса уплаченных Мешковым С.Н. в 1997 ОМИС ЧФ денежных средств находится в компетенции командующего Черноморским флотом. При этом Мешков С.Н. вправе обратиться в суд в соответствии со статьей 12 ГК РФ за защитой нарушенных прав, поскольку оспариваемые денежные средства приняты от него на основании судебного решения об этом.
По мнению представителя, при разрешении дела суд не учел положения подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины. Взыскание с Министерства обороны Российской Федерации государственной пошлины является необоснованным, поскольку оно является государственным органом и освобождено от ее уплаты.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование автор жалобы указывает, что обжаловал бездействие Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в невозвращении ему денежных средств, а не бездействие, связанное с непредоставлением ему ответа на его обращение в части возврата денежных средств и не решение об отказе в возвращении ему указанных денежных средств. Установленный судом факт неразрешения уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации вопроса о возвращении ему денежных средств безусловно свидетельствует о бездействии ответчика. Однако, обязав Министерство обороны Российской Федерации рассмотреть поставленный в его обращениях вопрос о возвращении ему денежных средств, уплаченных 26 декабря 2011 года в 1997 ОМИС ЧФ в целях сдачи причитающейся ему 1/4 доли жилого помещения по адресу: "адрес", суд фактически вышел за пределы заявленных требований и уклонился от разрешения по существу его требования о признании незаконным бездействия Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в невозвращении ему денежных средств и взыскания их в его пользу.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционных жалобах, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Мешковым С.Н. оспаривается бездействие Министерства обороны Российской Федерации, связанное с нерассмотрением поставленного в его обращениях от 3 марта, 6 августа и 10 декабря 2018 года вопроса о возвращении денежных средств, уплаченных 26 декабря 2018 года в 1997 ОМИС ЧФ в целях сдачи причитающейся ему 1/4 доли жилого помещения по адресу: "адрес" Истцу в ответах на его обращения было указано, что жилищные органы Министерства обороны Российской Федерации не уполномочены решать вопрос о возвращении ему оспариваемых денежных средств, а уполномоченные органы Министерства обороны Российской Федерации не разрешили вопрос о возвращении этих денежных средств. При этом в возвращении Мешкову С.Н. этих денежных средств уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации до настоящего времени не отказано.
Однако с таким выводом суда первой инстанции нельзя согласиться.
Доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 КАС РФ). Указанный принцип выражается, в том числе, в принятии предусмотренных этим Кодексом мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела (часть 1 статьи 63, части 8, 12 статьи 226, часть 1 статьи 306 КАС РФ).
Кроме того, в силу статьи 3 КАС РФ правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел являются задачами административного судопроизводства.
Согласно части 1 статьи 176, части 1 статьи 178 и статье 180 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным, суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Описательная часть решения суда должна содержать изложение требований административного истца, возражений административного ответчика, мнения других лиц, участвующих в деле.
Приведенные законоположения, содержащие требования к судебному решению, направлены на обеспечение принятия судом законного и обоснованного решения и являются процессуальными гарантиями права на судебную защиту. Они исключают возможность произвольного изложения в судебном решении требований истца и изменения предмета административного искового заявления, а также не позволяют игнорировать доводы административного истца.
Из содержания административного иска усматривается, что истец, обращаясь в суд, оспаривал бездействие Министерства обороны Российской Федерации, связанное с невозвращением ему денежных средств в размере, эквивалентном 24782 гривнам Украины, уплаченных 26 декабря 2011 года в 1997 ОМИС ЧФ в целях сдачи причитающейся ему 1/4 доли жилого помещения по адресу: г. "адрес"
Кроме того, вступившим в законную силу 12 марта 2019 года решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 17 декабря 2018 года отказано в удовлетворении требований Мешкова С.Н. о признании незаконным бездействия Министерства обороны Российской Федерации, связанного с нерассмотрением его обращения от 6 августа 2018 года.
Между тем из материалов дела следует, что судом первой инстанции принято решение о признании незаконным бездействия Министерства обороны Российской Федерации, связанного с нерассмотрением поставленного истцом в обращениях от 3 марта, 6 августа и 10 декабря 2018 года вопроса о возвращении денежных средств, уплаченных 26 декабря 2018 года в 1997 ОМИС ЧФ в целях сдачи причитающейся ему 1/4 доли жилого помещения по адресу: "адрес"
Поскольку в ходе рассмотрения данного дела истец требование о признании незаконным бездействия Министерства обороны Российской Федерации, связанного с нерассмотрением поставленного в его обращениях от 3 марта, 6 августа и 10 декабря 2018 года вопроса о возвращении денежных средств не заявлял, оснований для удовлетворения административного иска о признании указанного бездействия Министерства обороны Российской Федерации незаконным, у суда не имелось.
До марта 2014 года в местах дислокации воинских частей на территории Крыма отсутствовал механизм сдачи своей доли жилого помещения российскими военнослужащими, обеспеченными жильем на территории Украины и избравшими местом жительства после увольнения с военной службы территорию Российской Федерации.
С целью обеспечения прав российских военнослужащих, проходивших военную службу на территории Украины, с учетом правовой позиции, изложенной в решении Верховного Суда Российской Федерации по гражданскому делу N ГКПИ08-2248 от 15 апреля 2009 года, была сформирована судебная практика, согласно которой предусматривалась возможность внесения ими в уполномоченный командующим Черноморским флотом жилищный орган на территории Украины - 1997 ОМИС ЧФ денежных средств в размере, эквивалентном стоимости причитающейся им доли жилого помещения, после чего им выдавалась справка о принятии указанных денежных средств и сдаче доли жилья.
Из материалов дела следует, что проходящему военную службу по контракту в г "адрес" Мешкову С.Н. и членам его семьи (жена и двое детей "данные изъяты") в 2000 году военным ведомством была предоставлена трехкомнатная квартира "адрес", общей площадью 70,5 кв м.
В 2007 году Мешков С.Н. снялся с регистрационного учета по указанному адресу, а в марте 2010 года связи с предстоящим увольнением с военной службы по возрасту обратился к командованию с рапортом о принятии его вместе с членами семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по избранному после увольнения месту жительства в "адрес". В рапорте также указал на то, что после предоставления в указанном городе жилого помещения он обязуется освободить и сдать квартирным органам занимаемую им вместе с членами семьи квартиру в "адрес"
В апреле того же года Мешков С.Н. обратился к командованию с новым рапортом, в котором просил принять на жилищный учет лишь его одного, поскольку члены семьи, являющиеся гражданами Украины, не желают переезжать вместе с ним в Россию и сдавать занимаемую квартиру. При этом указал, что обязуется перечислить квартирным органам денежные средства, в размере, эквивалентном стоимости причитающейся ему доли в квартире в "адрес". Законность отказа командования и квартирных органов в удовлетворении названных требований Мешков С.Н. оспорил в судебном порядке.
Вступившим в законную силу 7 июля 2010 года решением Новороссийского гарнизонного военного суда от 14 мая 2010 года на командира и жилищную комиссию войсковой части N возложена обязанность принять Мешкова С.Н. на учет нуждающихся в жилых помещениях по избранному после увольнения с военной службы месту жительства на территории Российской Федерации.
На основании вступившего в законную силу 3 декабря 2011 года решения Новороссийского гарнизонного военного суда от 22 ноября 2011 года на начальника 1997 ОМИС ЧФ возложена обязанность принять от Мешкова С.Н. денежные средства в размере, эквивалентном остаточной (инвентаризационной) стоимости причитающейся ему 1/4 доли жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" в размере 24782 гривны Украины.
27 декабря 2011 года указанная сумма была внесена Мешковым С.Н. в 1997 ОМИС ЧФ, который входил в состав органов Черноморского флота.
Данные судебные решения были приняты в целях реализации права Мешкова С.Н. на возвращение после увольнения с военной службы в Российскую Федерацию с обеспечением жилым помещением в избранном им месте жительства.
В 2012 году 1997 ОМИС ЧФ в соответствии с директивами Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 25 июня 2012 года N 314/5/2865 и штаба Черноморского флота от 12 июля 2012 года N 52/1/623 переформирован в структурное подразделение - отдел (морской инженерной службы) войсковой части N.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" г. Севастополь принят в состав Российской Федерации.
Из части 1 статьи 23 указанного Федерального конституционного закона следует, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Следовательно, с этого момента Мешков С.Н. стал проживать в "адрес" на территории Российской Федерации. С 14 октября 2014 года супруга Мешкова С.Н. является гражданкой Российской Федерации. Сведений о том, что он сдал жилищному органу ранее предоставленную квартиру, не имеется.
29 марта 2016 года начальник отдела (г. Севастополь) Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отдел управления жилищного обеспечения) принял решение N 24/сев, которым Мешков С.Н. был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, поскольку отпали основания, по которым он ранее был принят на учет в качестве нуждающегося с целью быть обеспеченным жильем на территории Российской Федерации.
Вступившим в законную силу 20 июля 2016 года решением Севастопольского гарнизонного военного суда от 13 мая 2016 года Мешкову С.Н. отказано в удовлетворении требований о признании незаконным указанного решения жилищного органа. При этом указано, что истец не лишен права поставить вопрос о возврате уплаченной им суммы.
3 апреля 2017 года Мешков С.Н. обратился к начальнику отдела управления жилищного обеспечения с заявлением о возмещении ему 1/4 части стоимости названной выше квартиры с учетом индекса цен на 1 кв. м площади жилого помещения на момент выплаты.
В удовлетворении данного заявления жилищным органом отказано сообщением от 5 мая 2017 года N 184/07/4689 по причине отсутствия на это соответствующих полномочий.
Вступившим в законную силу 8 ноября 2017 года решением Севастопольского гарнизонного военного суда от 9 августа 2017 года отказ начальника отдела управления жилищного обеспечения в возврате указанных денежных средств признан законным.
В соответствии с частью 2 статьи 64 КАС РФ указанные обстоятельства имеют преюдициальное значение по данному делу и поэтому не подлежат доказыванию вновь.
Так как Мешков С.Н. в поданном иске ставит вопрос о выдаче ему справки о необеспеченности жилым помещением на момент увольнения его с военной службы, без сдачи жилого помещения ранее полученного от военного ведомства в "адрес", то оснований для признания незаконным бездействия Министерства обороны Российской Федерации, связанного с невыдачей ему справки о необеспеченности жилым помещением на момент увольнения его с военной службы, не имеется.
Поскольку после вхождения Республики Крым и города федерального значения Севастополя" г. Севастополь в состав Российской Федерации основания для обеспечения Мешкова С.Н. жилым помещением на территории Российской Федерации отпали, то денежные средства, принятые жилищным органом Министерства обороны Российской Федерации на основании судебного решения, подлежат возврату истцу.
Из ответов врио начальника 1 отдела (контроля обоснованности представления жилых помещений) Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от 20 июля, 6 сентября 2018 года и 14 января 2019 года на обращения истца в адрес Министра обороны Российской Федерации от 3 марта, 6 августа и 10 декабря 2018 года следует, что жилищные органы Министерства обороны Российской Федерации не уполномочены решать вопрос о возвращении ему оспариваемых денежных средств, в том числе со ссылкой на вступившее в законную силу решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 9 августа 2017 года.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации (далее - Положение), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Из подпункта 31 пункта 10 указанного Положения следует, что Министр обороны Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.
Исходя из этого, судебная коллегия считает необходимым признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, связанное с невозвращением истцу денежных средств, в размере, эквивалентном 24782 гривен Украины, и возложить на указанное министерство обязанность выплатить Мешкову С.Н. указанные денежные средства по курсу на дату принятия судом решения.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального права, а требования истца - частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 29 апреля 2019 года по административному исковому заявлению Мешкова Сергея Николаевича отменить
и принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление Мешкова Сергея Николаевича удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, связанное с невозвращением Мешкову С.Н. денежных средств в размере, эквивалентном 24782 гривен Украины.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации в течение месяца со дня получения копии вступившего в законную силу решения суда выплатить Мешкову Сергею Николаевичу денежные средств в размере, эквивалентном 24782 гривен Украины, по курсу на дату принятия судом решения.
В удовлетворении требований Мешкова С.Н. о признании незаконным бездействия Министерства обороны Российской Федерации, связанного с невыдачей ему справки о необеспеченности жилым помещением на момент увольнения его с военной службы, и обязанности указанного органа выдать ему такую справку, отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.