Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 24 июля 2019 г. по делу N 33а-919/2019
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А,
судей Санникова А.Б, Цыбульника В.Е,
при секретаре судебного заседания Никитенко Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе и дополнениям к ней представителя административного истца на решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 26 апреля 2019 г, которым отказано в удовлетворении заявленных требований проходившего военную службу по контракту сержанта запаса Джиоева Льва Владимировича о признании незаконными действий начальника Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу" (далее - управление финансового обеспечения), связанных с порядком подсчета выслуги лет истца для назначения пенсии.
Заслушав доклад судьи Цыбульника В.Е, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы с дополнениями к ней, судебная коллегия
установила:
в феврале 2019 г. Джиоев Л.В. обратился к начальнику управления финансового обеспечения с заявлением, в котором просил произвести повторный подсчет его выслуги лет для назначения пенсии и зачесть в льготном исчислении из расчета один месяц военной службы за три месяца:
- период фактического выполнения им задач по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка на территории "адрес" Ингушетия с 6 мая 1996 г. по 17 августа 2001 г.;
- период фактического выполнения им задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территории "адрес", с 26 августа по 5 сентября 2008 г.
27 февраля 2019 г. начальник управления финансового обеспечения отказал Джиоеву Л.В. в удовлетворении данного заявления.
Джиоев Л.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать данный отказ незаконным и обязать названное должностное лицо произвести повторный подсчет его выслуги лет на пенсию, в котором зачесть оспариваемые периоды службы в льготном исчислении из расчета один месяц военной службы за три месяца.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней представитель истца просит решение суда отменить в связи нарушением норм материального права и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование указывается, что в период прохождения военной службы в войсковой части N истец выполнял задачи по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка на территории "адрес", а также задачи по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территории "адрес". При этом право истца на льготное исчисление выслуги лет установлено вступившими в законную силу решениями Владикавказского гарнизонного военного суда от 23 сентября 2000 г, от 25 января и от 21 апреля 2002 г, архивными справками Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, а также приказами командира войсковой части N от 18 декабря 2001 г. N 218 и от 13 апреля 2009 г. N 61.
Автор жалобы выражает несогласие с выводом суда о том, что с 1 февраля 1995 г. чрезвычайное положение на территориях "адрес" не вводилось, поскольку постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 1996 г. N 1276 выполнение военнослужащими задач на указанных территориях было признано выполнением задач при вооруженном конфликте.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и дополнениях к ней, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.
Между тем данный Закон вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих не регламентирует, а устанавливает лишь общие условия единой системы их правовой и социальной защиты, которые конкретизированы в иных нормативных правовых актах.
Согласно статье 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации" порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии военнослужащим определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (далее - Постановление) определен такой порядок.
Пунктом 3 вышеуказанного Постановления предусмотрено, что время прохождения военной службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении.
Порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах определен постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", в соответствии с пунктом 2 которого военнослужащим и сотрудникам дополнительные гарантии и компенсации предоставляются только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации).
Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Таким образом, из содержания приведенных нормативных правовых актов следует, что период военной службы исчисляется в льготном порядке только на основании приказов командиров воинских частей о выполнении в этом периоде задач в особых условиях, отнесении в установленном порядке соответствующих местностей, в которых военнослужащие проходили службу, к территориям, где введено чрезвычайное положение или к зонам вооруженных конфликтов решениями Правительства Российской Федерации, а также включение воинской части в перечень воинских частей, соединений и подразделений, привлекаемых для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
Факт привлечения военнослужащего к выполнению задач в период, который исчисляется на льготных основаниях, должен быть доказан по делу в соответствии с требованиями процессуального закона.
Судом первой инстанции установлено, что Джиоев Л.В. проходил военную службу по контракту в войсковой части N.
Из архивных справок Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации от 30 мая 2017 г. N 17/2/4764, 4765, 4766, 4767, от
28 июля 2017 г. N 17/2/6547-17/2/17/2/6549, от 7 августа 2017 г. N 17/2/6575, от 9 августа 2017 г. N 17/2/6855, от 9 августа 2017 г. N17/2/6856 следует, что в приказах командира войсковой части N значатся сведения о выполнении Джиоевым Л.В. задач в условиях чрезвычайного положения и вооруженного конфликта на территории "адрес" с 6 мая 1996 г. по 17 августа 2001 г. за исключением периодов его неучастия в условиях вооруженного конфликта на указанной территории.
Указом Президента Российской Федерации от 2 ноября 1992 г. N 1327 в связи с возникновением в октябре 1992 года осетино-ингушского конфликта на территории Северо-Осетинской ССР и Республики Ингушетия с 2 ноября 1992 г. был введен режим чрезвычайного положения, который Указом Президента Российской Федерации от 27 марта 1993 г. N 407 с 31 марта 1993 г. был отменен, и в последующем распространен только на отдельные территории Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания и Назрановского района Республики Ингушетия.
В дальнейшем этот режим продлевался на основании соответствующих указов Президента Российской Федерации, а с 31 января 1995 г. режим чрезвычайного положения на территории Республики Северная Осетия-Алания и Ингушской Республики, в соответствии со статьей 12 Закона "О чрезвычайном положении," прекратил действовать, поскольку очередной Указ Президента Российской Федерации от 31 января 1995 г. N 87 Советом Федерации утвержден не был. После 1 февраля 1995 г. чрезвычайное положение на территориях двух этих Республик не объявлялось.
Таким образом, чрезвычайное положение на территории Республики Северная Осетия и Республики Ингушетия действовало с 1 октября 1992 г. по 15 февраля 1995 г.
15 февраля 1995 г. после прекращения чрезвычайного положения Президент Российской Федерации издал Указ N 139 "О мерах по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября - ноября 1992 года".
Данным Указом был образован Временный Государственный комитет (на базе Временной администрации), определены задачи министерствам, в том числе Министерству обороны, а также распространено действие постановления правительства Российской Федерации N 280 на личный состав воинских частей, выполняющих поставленные Президентом задачи. В соответствии с этим Указом Правительство Российской Федерации в своем постановлении от 15 апреля 1995 г. N 343 (пункт 8) отнесло выполнение задач, предусмотренных Указом, к выполнению задач при вооруженных конфликтах.
Председателю Временного Государственного комитета было предоставлено право определять Перечни воинских частей, соединений и подразделений, привлекаемых к выполнению указанных задач.
Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 1996 г.
N 1474 Временный государственный комитет прекратил свое действие и его функции переданы полномочному представителю Президента Российской Федерации в Республике Северная Осетия-Алания и Республике Ингушетия.
5 февраля 1997 г. полномочный представитель Президента Российской Федерации издал Перечень воинских соединений, частей и подразделений, привлекаемых для выполнения задач по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября - ноября 1992 года.
Однако воинская часть, в которой проходил военную службу в оспариваемый период истец, в данный перечень включена не была.
Поскольку в оспариваемый период истец проходил военную службу в воинской части, которая не привлекалась к выполнению задач по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта, вывод суда об отсутствии у него права на льготное исчисление выслуги лет на пенсию за указанный период является правильным.
Ссылка в жалобе на вступившие в законную силу решения Владикавказского гарнизонного военного суда от 23 сентября 2000 г, от 25 января и от 21 апреля 2002 г. является несостоятельной, поскольку в этих решениях суда вопрос о непосредственном участии Джиоева Л.В. в ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта и о датах такого участия не отражен.
Что касается требования истца о зачете в льготном исчислении из расчета один месяц военной службы за три месяца периода фактического выполнения им задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Южная Осетия с 26 августа по 5 сентября 2008 г, то суд первой инстанции также правомерно отказал в его удовлетворении по причине отсутствия на то законных оснований, поскольку в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2009 г. N 169 "О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации", распространяющемся на правоотношения, возникшие с 26 августа 2008 г, признаны утратившими силу пункты 1 и 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г. N 587 "О дополнительных мерах по усилению социальной защиты военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти, участвующих в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Южной Осетии и Абхазии", которые и определяли расчет выслуги лет в льготном исчислении.
Таким образом, апелляционная жалоба с дополнениями к ней удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 26 апреля 2019 г. по административному исковому заявлению Джиоева Льва Владимировича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя истца с дополнениями к ней - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.