Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 31 июля 2019 г. по делу N 33а-928/2019
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе
председательствующего Потапченко И.Н,
судей: Коробенко Э.В, Патланя В.А,
при секретаре судебного заседания Никитенко Н.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца - Агафонова И.В. на решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 16 апреля 2019 г, которым отказано в удовлетворении заявленных командиром войсковой части N требований о признании незаконными отдельных положений акта выездной проверки Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Южному военному округу).
Заслушав доклад судьи Патланя В.А, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно неё возражений, объяснения представителя административного ответчика - Лемешко Е.В, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
командир войсковой части N обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным акт выездной проверки от 19 декабря 2018 г. N 46 по отдельным вопросам финансово-экономической и хозяйственной деятельности указанной воинской части, составленный Межрегиональным управлением ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Южному военному округу) в части указания на необоснованность выплаты военнослужащим денежной компенсации за наём (поднаём) жилых помещений за 2014-2015 г.г. на общую сумму 1285 889 руб.
Кроме того, административный истец просил суд обязать начальника 1 отдела (проверок) Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Южному военному округу) исключить вышеназванные сведения из акта выездной проверки и предложения по устранению данного нарушения.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование автор жалобы утверждает, что выплата военнослужащим денежной компенсации за наём (поднаём) жилых помещений производилась в 2014-2015 годах, когда законодательного закрепления необходимости нахождения их в списках на предоставление служебного жилого помещения для производства данных выплат не имелось. В связи с этим ссылка суда на постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2015 г. N 989, по его мнению, является ошибочной, поскольку оно не затрагивает период спорных правоотношений. При этом выплата указанной денежной компенсации производилась только в случае невозможности обеспечения военнослужащего служебным жилым помещением, однако это обстоятельство суд первой инстанции не исследовал.
Представитель полагает нецелесообразным включение в акт проверки сведений о необоснованности выплаты военнослужащим указанной компенсации, поскольку возмещение образовавшегося ущерба должно быть в рамках искового производства войсковой части N к военнослужащим, получившим такую компенсацию.
В возражениях на апелляционную жалобу начальник Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Южному военному округу) просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного истца - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив приведённые в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные требования содержатся в Положении о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909, и в Инструкции о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 июня 2005 г. N 235 (в редакции, действовавшей до 27 мая 2016 г.).
Из системного анализа вышеперечисленных норм следует, что выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилья является одной из форм соблюдения жилищных прав военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, до их обеспечения жилыми помещениями по установленным нормам. При этом обязательными условиями для выплаты военнослужащему указанной денежной компенсации являются не только его нуждаемость в получении служебного жилья по месту прохождения военной службы и осуществление найма (поднайма) жилого помещения, но и признание военнослужащего в установленном порядке нуждающимся в таком жилом помещении.
По делу установлено, что по результатам проведённой ревизионной группой проверки войсковой части N составлен акт от 19 декабря 2018 г. N 46, в котором содержится вывод о необоснованности выплаты 39 военнослужащим денежной компенсации за наём (поднаём) жилых помещений за 2014-2015 г.г. на общую сумму 1285 889 руб. ввиду отсутствия их в списках на предоставление служебных жилых помещений в этот период.
Исходя из изложенных выше положений законодательства, мнение автора жалобы о том, что для выплаты военнослужащим денежной компенсации за наём (поднаём) жилых помещений, в том числе в 2014-2015 годах, ранее не было предусмотрено обязательное включение их в списки на предоставление служебного жилого помещения, следует признать ошибочным.
В связи с этим гарнизонный военный суд пришёл к правильному выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований командира войсковой части N.
Иные критерии выплаты названной денежной компенсации, равно как и последующие действия командования, связанные с возмещением образовавшегося ущерба предметом судебного разбирательства не являлись, а, следовательно, оснований для их исследования и судебной оценки не имеется.
Таким образом, апелляционная жалоба представителя административного истца удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 16 апреля 2019 г. по административному исковому заявлению командира войсковой части N оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного истца - без удовлетворения.
Председательствующий И.Н. Потапченко
Судьи Э.В. Коробенко
В.А. Патлань
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.