Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 07 августа 2019 г. по делу N 33а-962/2019
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А,
судей Меркулова Д.В, Цыбульника В.Е,
при секретаре судебного заседания Иванец М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца - Скидан О.В. на решение Новочеркасского гарнизонного военного суда от 17 мая 2019 г, которым отказано в удовлетворении заявленных полковником Батраевым Русланом Нагимовичем требований о признании незаконными действий начальника Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу" (далее - управление финансового обеспечения), связанных с порядком выплаты истцу денежной компенсации за наем жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Меркулова Д.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя административного истца - Скидан О.В. в обоснование апелляционной жалобы, представителя начальника управления финансового обеспечения - Лейко И.И, возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
Батраев Р.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия начальника управления финансового обеспечения, связанные с прекращением выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения, и обязать ответчика выплатить данную компенсацию за период с 1июля 2018 г. по 16 февраля 2019 г.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы указывается, что определяющим условием для выплаты денежной компенсации за наем жилых помещений является невозможность обеспечить военнослужащего служебным жилым помещением по месту прохождения военной службы. Так как истец признан нуждающимся в получении служебного жилого помещения, то, несмотря на предоставление ему субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия), он имеет право на получение оспариваемой компенсации.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Право военнослужащих на жилище установлено Федеральным законом "О статусе военнослужащих", согласно пункту 1 ст. 15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно абзацу двенадцатому п. 1 ст. 15 названного Федерального закона военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства.
Содержание названных норм закона указывает на то, что жилищная субсидия является одной из форм реализации права военнослужащего на жилище, а ее предоставление - исполнением государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего.
Как следует из материалов дела, Батраев Р.Н. относится к категории военнослужащих, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями. В связи с достижением истцом общей продолжительности военной службы 20 лет в июне 2018 года ему предоставлена жилищная субсидия, с использованием которой он приобрел жилье в избранном месте жительства г. Санкт-Петербурге. На этом основании с 1 июля того же года Батраеву Р.Н. прекращена выплата денежной компенсации за наем жилья.
Из этого следует, что Министерством обороны Российской Федерации исполнено обязательство по жилищному обеспечению истца по месту военной службы, несмотря на приобретение им жилья в ином населенном пункте.
В соответствии с частью 2 ст. 99 и ч. 1 ст. 104 ЖК РФ специализированные жилые помещения, к которым относятся служебные жилые помещения, предоставляются по установленным ЖК РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Согласно пункту 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в случае отсутствия служебных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N909 утверждено Положение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, согласно пункту 2 которого выплата денежной компенсации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором военнослужащий утратил основания для получения денежной компенсации, предусмотренные Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Во исполнение названного постановления Правительства Российской Федерации приказом Министра обороны Российской Федерации от 27мая 2016 г. N303 утверждена Инструкция об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, в соответствии с пунктом 8 которой выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором военнослужащие утратили основания для получения денежной компенсации, в том числе по причине предоставления им субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
Из изложенного следует, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений выплачивается военнослужащим в случае их необеспеченности жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте, а ее выплата прекращается после утраты права на ее получение.
Поэтому Батраев Р.Н. после получения в июне 2018 года жилищной субсидии утратил право на получение денежной компенсации за наем жилого помещения.
То обстоятельство, что истец в порядке реализации жилищной субсидии изъявил желание приобрести жилое помещение не по месту военной службы, на законность оспариваемых действий должностного лица не влияет, поскольку одновременное его обеспечение служебным жильем и получение им за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии привело бы к тому, что он воспользовался бы одной и той же социальной гарантией в форме жилищного обеспечения по двум основаниям: приобретение жилья за счет реализации предоставленной ему по месту военной службы жилищной субсидии и получение в том же населенном пункте служебного жилого помещения.
Между тем в соответствии с пунктом 9 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" если военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, одновременно имеют право на получение одной и той же социальной гарантии и компенсации по нескольким основаниям, то им предоставляются по их выбору социальная гарантия и компенсация по одному основанию, за исключением случаев, особо предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таких условий в отношении административного истца не имеется.
При таких обстоятельствах гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу об отсутствии у Батраева Р.Н. права на получение денежной компенсации за наем жилого помещения, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Вопреки доводам, изложенным в апелляционной жалобе, нахождение истца на учете нуждающихся в служебных жилых помещениях после предоставления ему жилищной субсидии не может являться основанием для выплаты ему денежной компенсации за наем жилого помещения.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Новочеркасского гарнизонного военного суда от 17 мая 2019 г. по административному исковому заявлению Батраева Руслана Нагимовича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.