Решение Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 19 апреля 2019 г. по делу N 3а-10/2019
Дата вступления в законную силу - 16 июля 2019 г.
Северо-Кавказский окружной военный суд в составе:
председательствующего - судьи Шендрикова И.В,
при секретаре судебного заседания Удовиченко Н.Б,
с участием административного истца Абакарова М.М, его представителя - адвоката Ковальской В.В, представителя начальника Управления ФСБ России "адрес" (далее - Управление) - подполковника юстиции О.В., рассмотрев в закрытом судебном заседании в помещении Северо-Кавказского окружного военного суда административное дело по административному исковому заявлению майора Абакарова Магомеда Магомедхановича об оспаривании действий начальника Управления, связанных с порядком привлечения его к дисциплинарной ответственности,
установил:
приказом начальника Управления от ДД.ММ.ГГГГ N Абакарову М.М. за совершение коррупционного правонарушения, выразившегося в предоставлении заведомо недостоверных и неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предусмотренного ст. 8 Федерального закона "О противодействии коррупции", объявлен выговор.
Абакаров М.М. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом последующих дополнений просил вышеуказанный приказ признать незаконным и возложить на начальника Управления обязанность по его отмене.
В судебном заседании истец Абакаров М.М. и его представитель Ковальская В.В. поддержали заявленное требование и просили его удовлетворить, приводя в обоснование следующие доводы. Нарушен порядок проведения проверки по факту предоставления Абакаровым М.М. недостоверных и неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, так как в ходе ее проведения истцу не была предоставлена возможность по данному факту дать свои объяснения. В соответствии с положениями п. 8 ст. 28.2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" нельзя привлекать к дисциплинарной ответственности по истечении одного года со дня совершения дисциплинарного проступка. Между тем истец за совершение проступка, выразившегося в сокрытии денежного дохода от продажи квартиры 28 декабря 2016 г, привлечен к дисциплинарной ответственности только 4 декабря 2018 г, то есть по истечении установленного законом годичного срока. По тем же основаниям Абакаров М.М. не мог быть привлечен к дисциплинарной ответственности за недостоверные сведения, указанные им в справке за 2015 год. Что касается неуказания истцом в справке за 2016 год сведений в отношении своей супруги, касающихся получения ею пособия по беременности и родам в размере "данные изъяты", то об этой выплате супруга Абакарова М.М. его не проинформировала. При указанных
обстоятельствах какого-либо умысла на сокрытие своих доходов у Абакарова М.М. не имелось, вследствие чего действия истца не образуют коррупционного проступка и не могли являться основанием для привлечения его к дисциплинарной ответственности.
Представитель начальника Управления - О.В... просила отказать в удовлетворении административного искового заявления Абакарова М.М. В обоснование она указала, что основанием для проведения проверки в отношении истца послужила служебная записка заместителя начальника Управления - начальника отдела кадров от 3 октября 2018 г. и указание начальника Управления в виде резолюции на ней от 4 октября того же года. По результатам проверки, изложенным в докладе отдела кадров Управления от 30 ноября 2018 г, установлено, что в составленных истцом справках, касающихся Абакарова М.М. и его супруги, указаны заведомо недостоверные и неполные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015-2017 годы. Исходя из этого, Абакарову М.М. обжалуемым приказом начальника Управления от ДД.ММ.ГГГГ N правомерно объявлено взыскание в виде выговора. При этом порядок проведения проверки и применения взыскания за коррупционные правонарушения руководством Управления не нарушен.
Выслушав стороны, а также исследовав имеющиеся в деле и дополнительно представленные доказательства в их совокупности, суд находит административное исковое заявление Абакарова М.М. не подлежащим удовлетворению.
В силу ст. 8, 8 1 Федерального закона "О противодействии коррупции", Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557 "Об утверждении перечней должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей", приказа ФСБ России от 1 декабря 2015 г. N 699 "О представлении в органах федеральной службы безопасности сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" на Абакарова М.М. возлагалась обязанность ежегодно представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
По делу установлено, что Абакаров М.М. 16 января 2011 г. ознакомлен под роспись с ограничениями, запретами и обязанностями, связанными с прохождением военной службы. Также он предупрежден об ответственности за несоблюдение требований к служебному поведению, в том числе о возможности досрочного увольнения с военной службы в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации. Данное обстоятельство истцом в суде не оспаривалось.
Из докладной записки начальника отдела службы безопасности Управления от 31 июля 2018 г, поданной на имя заместителя начальника Управления - начальника отдела кадров Управления (далее - начальник отдела кадров Управления), следует, что по полученной указанным отделом Управления оперативной информации супруга Абакарова М.М. - А.И. состоит на должности лаборанта МКОУ "Средняя общеобразовательная школа N9 г. Кизилюрт". В настоящее время А.И... находится в отпуске по уходу за ребенком и получает денежные выплаты с места работы. Однако Абакаровым М.М. сведения о месте работы супруги и полученный ею доход в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены. Поэтому сделан вывод о целесообразности проведения в отношении Абакарова М.М. проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Согласно служебной записке, составленной 3 октября 2018 г. начальником отдела кадров Управления и поданной начальнику Управления, 31 августа 2018 г. проведен анализ первичной информации, представленной отделом собственной безопасности Управления, которым выявлено, что в справках, представленных Абакаровым М.М. за 2015-2017 годы, отсутствует информация о доходе, полученном его супругой за 2016 год (раздел 1 Сведения о доходах). По этому факту предложено провести проверку.
Указанием начальника Управления в виде резолюции, поставленной 4 октября 2018 г. на указанной выше служебной записке, проведение данной проверки поручено отделу кадров Управления.
Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1065 утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, предоставляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению (далее - Положение).
Подпунктом "в" пункта 1 Положения определен порядок осуществления проверки соблюдения государственными служащими в течение трех лет, предшествующих поступлению информации, явившейся основанием для осуществления проверки, предусмотренной настоящим подпунктом, ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
Согласно подп. "а" п. 10 Положения основанием для осуществления проверки является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами.
В соответствии с п. 12 Положения проверка осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен до 90 дней лицами, принявшими решение о ее проведении.
При осуществлении проверки, предусмотренной подп. "а" п. 13 Положения, должностные лица кадровых служб вправе проводить мероприятия, предусмотренные п. 15 Положения о проверке.
В силу п. 22 Положения руководитель кадровой службы обеспечивает:
а) уведомление в письменной форме государственного служащего о начале в отношении его проверки и разъяснение ему содержания подп. "б" настоящего пункта - в течение двух рабочих дней со дня получения соответствующего решения;
б) проведение в случае обращения государственного служащего беседы с ним, в ходе которой он должен быть проинформирован о том, какие сведения, представляемые им в соответствии с настоящим Положением, и соблюдение каких требований к служебному поведению подлежат проверке, - в течение семи рабочих дней со дня обращения государственного служащего, а при наличии уважительной причины - в срок, согласованный с государственным служащим.
По окончании проверки кадровая служба обязана ознакомить государственного служащего с результатами проверки с соблюдением соответствующего законодательства Российской Федерации (п. 23 Положения).
В свою очередь контролируемое лицо вправе давать письменные пояснения в ходе проверки, представлять дополнительные материалы и обращаться в кадровую службу с
подлежащим удовлетворению ходатайством о проведении с ним беседы по вопросам, указанным в подп. "б" п. 22 Положения (п. 24 Положения).
Аналогичные правовые нормы содержатся в изданном во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1065 приказе ФСБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ N.
Как видно из материалов дела, 4 октября 2018 г. Абакаров М.М. был письменно уведомлен заместителем начальника отдела кадров Управления о том, что в отношении него начата проверка достоверности и полноты, поданных им сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015-2017 годы.
Данный факт подтверждается подписью истца на этом уведомлении.
11 октября 2018 г. начальником отдела кадров Управления составлен план проведения в отношении Абакарова М.М. указанной проверки, в котором отражено проведение всех перечисленных выше мероприятий.
Из доклада офицера 2 отделения кадров Управления Н.М... на имя начальника Управления от 30 ноября 2018 г. следует, что данным должностным лицом проведена проверка достоверности и полноты, представленных Абакаровым М.М. сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 - 2017 годы, по результатам которой выявлены следующие недостатки. В справках не указаны сведения в отношении 2 банковских счетов, открытых Абакаровым М.М. в ПАО "Сбербанк России" и доходы по ним от вкладов в банке. Имеются значительные расхождения в достоверности указанных истцом сведений относительно своих счетов: N от ДД.ММ.ГГГГ N от ДД.ММ.ГГГГ N ДД.ММ.ГГГГ. Указаны недостоверные сведения о срочных обязательствах финансового характера (потребительский кредит), полученных Абакаровым М.М. в ПАО "Сбербанк России" в графе 5 "сумма обязательства/размер обязательства по состоянию на отчетную дату" раздела 6.2 "Срочные обязательства финансового характера" в справке о доходах за 2015 год. В справке за 2015 год Абакаров М.М. в разделе 3.1. "Недвижимое имущество" не указал 1/2 доли четырехкомнатной квартиры общей площадью "данные изъяты", расположенной по адресу: "адрес" В справке за 2016 год Абакаров М.М. в разделе 1 "Сведения о доходах" не указал доход, полученный от реализации 1/2 доли указанной выше квартиры. В отношении своей супруги А.И. представил недостоверные сведения о ее счетах N от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ открытых в ПАО "Сбербанк России". В справке за 2016 год в разделе 1 "Сведения о доходах" Абакаров М.М. не указал выплаченные его супруге МКОУ "данные изъяты" пособие по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, в размере "данные изъяты"
Исходя из изложенного, сделан вывод о том, что факт представления заведомо недостоверных и неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера следует признать установленным, в связи с чем предложено за допущенное коррупционное правонарушение объявить Абакарову М.М. выговор.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Н.М. дала показания полностью соответствующие обстоятельствам и выводам, изложенным ею в докладной записке по результатам проверки достоверности и полноты поданных
Абакаровым М.М. сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015-2017 годы. В дополнении она указала, что проверка в отношении истца проводилась с 4 октября по 30 ноября 2018 г, то есть в предусмотренные законом сроки. Проверку начинал офицер отдела кадров Управления Э.Н, Однако, поскольку его перевели на другую воинскую должность, заканчивала эту проверку она. Н.М. указала, что Э.Н, в ее присутствии уведомил АбакароваМ.М. о начале проверки, довел истцу его права и разъяснил, что он может прибыть к нему для дачи объяснений по данному факту. В дальнейшем Э.Н, в телефонном режиме неоднократно предлагал истцу прибыть и дать свои объяснения, но он этого не сделал. В течение месяца со дня предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Абакаров М.М. не подал заявление об уточнении этих сведений.
С достоверностью показаний данного свидетеля в судебном заседании согласился Абакаров М.М, при этом он уточнил, что ему предлагалось дать свои пояснения лишь в последний день проверки.
Исходя из этого, является несостоятельным довод стороны истца о том, что в ходе проверки Абакарову М.М. не предоставили возможность дать свои объяснения по факту недостоверности и неполноты поданных им сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 - 2017 годы.
Результаты проверки в отношении Абакарова М.М, содержащиеся в докладной записке, согласуются с исследованными в судебном заседании документами: сообщением регионального отдела информационного обеспечения Госавтоинспекции МВД по Республике Дагестан, информациями индивидуального счета застрахованного лица, сообщениями Сбербанка от 31 октября 2018 г, анкетами клиента А.И. выписками из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 29 октября 2018 г, уведомлениями Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, свидетельствами о государственной регистрации права от 13 февраля 2006 г, договором о безвозмездной передаче квартиры в собственность от 30 ноября 2005 г, удостоверением о приватизации, заявлениями в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии "адрес", договором купли-продажи квартиры от 28 декабря 2016 г, справками о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 - 2017 годы, а также показаниями свидетеля Н.М.
Поэтому суд считает, что руководством Управления правильно установлен факт представления Абакаровым М.М. заведомо неполных и недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015, 2016 и 2017 годы.
Мнение стороны истца со ссылкой на положения п. 8 ст. 28.2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" о том, что Абакаров М.М. не мог быть привлечен к дисциплинарной ответственности по истечении одного года со дня совершения дисциплинарного проступка следует признать ошибочным.
В данном случае порядок привлечения к дисциплинарной ответственности военнослужащих за коррупционные правонарушения имеет принципиальные отличия от порядка привлечения к дисциплинарной ответственности за дисциплинарные проступки и иные правонарушения. Так, взыскания, предусмотренные п.1 и 3 ст. 51.1. Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", применяются в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения военной службы, с учетом особенностей, определенных ст. 51.1 указанного Закона.
Особенностью применения взысканий за коррупционные правонарушения является то, что взыскания применяются на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а не на основании заключения о результатах разбирательства (служебного расследования), проведенного назначенным для этого лицом.
При этом п. 4 ст. 51.1. Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" устанавливает также иной порядок исчисления срока давности применения взыскания за коррупционные правонарушения (шесть месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения), который отличается от порядка исчисления срока давности, установленного п. 8 ст. 28.2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (один год со дня совершения дисциплинарного проступка).
Как установлено по делу, с 4 октября по 29 ноября 2018 г. в отношении истца в установленный двухмесячный срок проведена проверка, по результатам которой 30 ноября 2018 г. подразделением кадровой службы составлен доклад по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
На основании этого доклада начальником Управления ДД.ММ.ГГГГ также в установленный шестимесячный срок издан приказ N которым Абакарову М.М. объявлен выговор.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии со стороны руководства Управления нарушений порядка и сроков проведения в отношении Абакарова М.М. соответствующей проверки и применения к нему взыскания за коррупционные правонарушения.
Довод стороны истца об отсутствии в действиях Абакарова М.М. какого-либо умысла на сокрытие своих доходов, вследствие чего его действия не образуют коррупционного проступка и поэтому не могут являться основанием для привлечения его к ответственности, является необоснованным.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения административного искового заявления Абакарова М.М. не имеется.
Руководствуясь ст. 175 - 180 и 227 КАС РФ, военный суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Абакарова Магомеда Магомедхановича об оспаривании действий начальника Управления ФСБ России "адрес", связанных с порядком привлечения его к дисциплинарной ответственности, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации через Северо-Кавказский окружной военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий И.В. Шендриков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.