Верховный Суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Казанцевой Т.Б., при секретаре Ефремовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Хомякова Владимира Васильевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия, Правительству Республики Бурятия Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта капитального строительства,
УСТАНОВИЛ:
24 июня 2019г. Хомяков В.В. обратился с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (далее - Управление Росреестра по РБ), Правительству Республики Бурятия, в котором просил установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства - торгового центра общей площадью 7 362,1 кв.м. с кадастровым номером "... ", расположенного по адресу: "... ", равной его рыночной стоимости в размере 112 910 000 руб. по состоянию на 01.01.2016г.
В обоснование требований административный истец указал, что является собственником данного объекта недвижимости, его кадастровая стоимость была установлена Постановлением Правительства Республики Бурятия N476 от 13.10.2016г. и составляет 186 129 752,45 руб. Указанная оценка является завышенной, не соответствует рыночной цене, установленной в соответствии с отчетом об оценке N12/19-РБ, составленным ООО "... "
В судебное заседание административный истец Хомяков В.В. не явился, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель административного истца Лобыкин С.В, действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования.
Представитель заинтересованного лица Администрации г. Улан-Удэ, Санжиева Е.Б, действующая на основании доверенности, возражений относительно исковых требований не представила.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по РБ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В письменном отзыве на административное исковое заявление представитель административного ответчика Лубсанова О.Д, действующая на основании доверенности, указала на отсутствие замечаний на отчет об оценке.
Представитель административного ответчика Правительства Республики Бурятия в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
В соответствии с п. 4 ст. 247 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав представителей административного истца и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Судом при рассмотрении дела установлено, что Хомяков В.В. является собственником объекта капитального строительства - торгового центра общей площадью 7 362,1 кв.м. с кадастровым номером "... ", расположенного по адресу: "... "
Кадастровая стоимость объекта недвижимости определена по состоянию на 01.01.2016г. и составляет 186 129 752,45 руб.
В обоснование необходимости судебной защиты своих прав Хомяков В.В. ссылается на то, что кадастровая стоимость торгового центра превышает его рыночную стоимость, потому должна быть установлена в размере рыночной стоимости. Завышенный размер кадастровой стоимости здания обусловливает крупный размер уплачиваемого налога.
Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" дано разъяснение о том, что с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
В соответствии с п.п. 1 п.5 ст.8 Федерального закона от 13.07.2015г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N218-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (часть 2 статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).
В рассматриваемом случае кадастровая стоимость объекта капитального строительства установлена Постановлением Правительства Республики Бурятия N476 от 13.10.2016г. по состоянию на 01.01.2016 года, потому рыночная стоимость указанного объекта определялась на указанную дату.
Согласно ст.11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее - отчет).
Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В обоснование заявленных требований истцом представлен отчет об оценке N12/19-РБ, составленный ООО "... "
Оценивая отчет об оценке по правилам ст.84 КАС РФ, суд считает его допустимым доказательством.
Оценщик Т. соответствует требованиям, предъявляемым к оценщикам, имеет экспертный стаж, специальное образование и квалификацию, является членом Ассоциации Саморегулируемой организации Оценщиков " "... " ее ответственность застрахована в "... "
При проведении оценки оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки. Отчет составлен в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к отчетам об оценке объекта недвижимости, содержит обоснование примененных методов оценки, является полным и проверяемым, выводы оценщика являются исчерпывающими.
В ходе рассмотрения дела оценщик Т, допрошенная в качестве свидетеля, пояснила, что при проведении оценки объекта капитального строительства использовался доходный подход, От сравнительного метода оценщик отказалась в связи с отсутствием объектов сравнения с аналогичной большой площадью. В результате анализа, проведенного по г.Улан-Удэ, было установлено, что объекты с такой площадью в г.Улан-Удэ не продаются. От затратного метода отказалась в связи с тем, что объект оценки является объектом коммерческого назначения, основным критерием оценки которого является приносимая прибыль. Затратный подход в большей степени ориентирован на анализ объекта с точки зрения понесенных затрат на создание данного объекта. Применение затратного подхода может исказить рыночную стоимость объекта. В отчете обоснован выбор метода оцненки. Затратный подход дает ориентир стоимости объекта, сравнительный подход дает интервал стоимости, диапазон, а доходный подход отображает рыночную стоимость объекта. В результате проведенной оценки рыночная стоимость объекта за квадратный метр составляет 15 336 руб, что сопоставимо с кадастровой стоимостью больших торговых центров, расположенных в г.Улан-Удэ, в том числе определенной в результате оспаривания. стоимость всего объекта недвижимости составила 112 910 000 руб.
Доказательства иной рыночной стоимости объекта недвижимости лицами, участвующими в деле, представлены не были, ходатайства о назначении судебной экспертизы заявлены не были.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что указанная в отчете оценщика итоговая величина рыночной стоимости объекта недвижимости является достоверной.
Принимая решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, суд исходит из стоимости объекта недвижимости, указанной в отчете об оценке, которая составляет по состоянию на 01.01.2016г. 112 910 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 248, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Хомякова Владимира Васильевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия, Правительству Республики Бурятия Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта капитального строительства удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - торгового центра с кадастровым номером "... " площадью 7 362,1 кв.м, расположенного по адресу: "... ", в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года, равной 112 910 000 рублей.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости считать 24 июня 2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Бурятия в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательном виде решение изготовлено 27 августа 2019 года.
Судья: Т.Б. Казанцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.