Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Литюшкина В.И,
судей Ериной Н.П, Смелковой Г.Ф,
при секретаре Лебедевой Е.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 сентября 2019 г. в г Саранске гражданское дело по иску Бычкова В.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения в части отказа во включении в специальный стаж периодов работы, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости по апелляционной жалобе начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Суркова Н.А. на решение Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 23 мая 2019 г.
Заслушав доклад судьи Смелковой Г.Ф, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Бычков В.А. обратился в суд с указанным иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия (далее ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия).
В обосновании иска указал, что решением ответчика от 15 октября 2018 г. N314849/18 ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с вредными условиями труда из-за отсутствия требуемого специального стажа. В специальный стаж работы не включены периоды с 20 февраля 1993 г. по 30 июня 2001 г, с 1 августа 2001 г. по 31 марта 2005 г. в качестве водолаза в Государственной инспекции по маломерным судам, с 1 апреля 2005 г. по 31 мая 2006 г, с 1 августа 2006 г. по 30 апреля 2007 г, с 1 сентября 2007 г. по 31 мая 2008 г, с 1 ноября 2008 г. по 31 декабря 2008 г. в качестве водолаза в ГУ "Обеспечение безопасности на водах Республики Мордовия", поскольку не соблюдены установленные нормы пребывания под водой. С указанным решением не согласен, считает его незаконным.
По данным основаниям, с учетом уточнения исковых требований, истец просил суд признать незаконным и отменить решение ответчика от 15 октября 2018 г. N314849/18 в части отказа во включении в специальный стаж поименованных периодов в качестве водолаза в Государственной инспекции по маломерным судам и в ГУ "Обеспечение безопасности на водах Республики Мордовия", возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, указанные спорные периоды работы, а также период его работы с 1 января 2009 г. по 31 декабря 2014 г. в качестве спасателя в ГКУ "Мордовская республиканская аварийно-спасательная служба" и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с 20 сентября 2018 г.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 23 мая 2019 г. исковые требования Бычкова В.А. удовлетворены.
С ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия в пользу Бычкова В.А. взыскано в возмещение расходов на оплату государственной пошлины 300 руб.
В апелляционной жалобе начальник ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Сурков Н.А. просит решение суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении иска. Указывает, суд при подсчете требуемых 2750 часов с начала водолазной практики включил в специальный стаж период работы истца в качестве спасателя. Между тем, обращает внимание на то, что законом пенсионное обеспечение лицам, проработавшим в качестве спасателя, предусмотрено отдельно. Считает, что судом неверно применен принцип суммирования часов пребывания под водой в должности водолаза и спасателя. Отмечает, что для водолазов и спасателей предусмотрены разные условия выхода на пенсию.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Бычков В.А. просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание истец Бычков В.А. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.
На основании части третьей статьи 167 и статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее -ГПК РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившегося лица.
Проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда, заслушав представителя ответчика ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Романову В.Ф, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя истца Мусатову З.Н, просившую оставить решение суда без изменения, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 17 сентября 2018 г. Бычков В.А, 20 сентября 1965 года рождения, по достижении им возраста 53 лет обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении пенсии досрочной страховой пенсии по старости в связи с вредными условиями труда.
Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 15 октября 2018 г. N314849/18 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа. При возрасте 53 лет требуется 7 лет специального стажа, по мнению ответчика, имеется 1 год 00 месяцев 3 дня.
В специальный стаж не засчитаны периоды работы с 20 февраля 1993 г. по 30 июня 2001 г, с 1 августа 2001 г. по 31 марта 2005 г. в качестве водолаза в Государственной инспекции по маломерным судам, с 1 апреля 2005 г. по 31 мая 2006 г, с 1 августа 2006 г. по 30 апреля 2007 г, с 1 сентября 2007 г. по 31 мая 2008 г, с 1 ноября 2008 г. по 31 декабря 2008 г. в качестве водолаза в ГУ "Обеспечение безопасности на водах Республики Мордовия", поскольку в соответствии со Списком N1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, утвержденных постановлением Кабинета Министров ССР от 26 января 1991 г. N10 (далее Список N1 от 26 января 1991 г.), разделом XXIII "Общие профессии" позицией 12100000-11465 предусмотрены водолазы и другие работники, занятые работой под водой, в том числе в условиях повышенного атмосферного давления, не менее 275 часов в год (25 часов в месяц), либо время пребывания которых под водой с начала водолазной практики составляет 2750 часов и более.
В решении ответчиком указано, что общее время пребывания истца под водой с начала водолазной практики составляет менее 2750 часов и отсутствуют года, в которых было бы отработано 275 часов. В специальный стаж учтены месяца, в которых было отработано 25 часов под водой, а именно июль 2001 года, июнь-июль 2006 года, май - август 2007 года, июнь-октябрь 2008 года.
Решение о включении в специальный стаж Бычкова В.А. по нормам пункта 1 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях периода его работы с 1 января 2009 г. по 31 декабря 2014 г. в качестве спасателя в ГКУ "Мордовская республиканская аварийно-спасательная служба" пенсионным органом не принималось.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Бычкова В.А. о признании за ним права на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях, суд исходил из того, что суммарное количество часов пребывания истца под водой с начала водолазной практики составило более 2750 часов, что согласно Списку N1 от 26 января 1991 г. дает ему право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по достижении 53-летнего возраста с 20 сентября 2018 г.
При этом в специальный стаж истца для определения суммарного количества пребывания истца под водой включены периоды его работы водолазом в Государственной инспекции по маломерным судам и в ГУ "Обеспечение безопасности на водах Республики Мордовия", а также спасателем в ГКУ "Мордовская республиканская аварийно-спасательная служба".
Судебная коллегия с данными выводами суда согласиться не может, поскольку они основаны на неверном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон о страховых пенсиях), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Закона о страховых пенсиях.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
В силу части 2 статьи 30 Закона о страховых пенсиях списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с работой с вредными условиями труда, и при этом наделяет Правительство Российской Федерации полномочием по утверждению списков работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых страховая пенсия по старости назначается досрочно (пункт 1 части 1 и часть 2 статьи 30 Закона о страховых пенсиях).
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с пунктом "а" части 1 данного постановления исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, в соответствии со статьей 30 Закона о страховых пенсиях применяется Список N 1 от 26 января 1991 г.
Списком N 1 от 26 января 1991 г. право на льготное пенсионное обеспечение было установлено водолазам и другим работникам, занятым работой под водой, в том числе в условиях повышенного атмосферного давления, не менее 275 часов в год (25 часов в месяц) либо время пребывания которых под водой с начала водолазной практики составляет 2750 часов (раздел XXIII "Общие профессии" позиция 1210000-11465).
Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517, в раздел XXIII Списка N 1 от 26 января 1991 г. внесены изменения, в соответствии с которыми правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости со 2 октября 1991 г. пользуются водолазы и другие работники, занятые на работах под водой, в том числе в условиях повышенного атмосферного давления, не менее 275 часов в год (25 часов в месяц).
Из анализа вышеприведенных норм следует, что для водолазов установлены дополнительные условия назначения досрочной трудовой пенсии по старости, которые выражаются в количестве и времени пребывания под водой.
Связывая реализацию права на пенсионное обеспечение водолазов с продолжительностью работы под водой, Кабинет Министров СССР основывался на критериях, которые характеризуют влияние вредных и (или) опасных факторов, т.е. действовал не произвольно, а с учетом специфики соответствующей профессиональной деятельности.
Содержащееся в разъяснении Министерства труда Российской Федерации от 11 мая 1993 г. N 6 положение о том, что по Списку N 1 от 26 января 1991 г. пенсии следует назначать водолазам, время пребывания которых под водой с начала водолазной практики составляет 2750 часов и более, не свидетельствует о возможности суммарного исчисления специального стажа работы водолазов в тех случаях, когда установленная законом норма часов в год либо в месяц не вырабатывалась.
Стаж на соответствующих видах работ исчисляется по годам, исходя из 275 часов работы под водой в год, и за полные учитываются те годы, в течение которых водолаз был под водой не менее 275 часов; годы, в течение которых водолаз находился под водой менее 275 часов, исчисляются по месяцам, исходя из месячной нормы 25 часов в месяц, а именно: месяц, в котором имеется 25 часов и более подводной работы учитывается как один месяц, а менее 25 часов подводной работы - исключается из подсчета такого стажа.
На основании изложенного, в специальный стаж истцу подлежат включению только периоды работы по годам, когда выработана норма 275 часов в год, и месяцы с полной выработкой не менее 25 часов нахождения под водой.
Доводы истца о том, что действующее пенсионное законодательство предусматривает в качестве альтернативного условия назначения пенсии водолазам наличие периода пребывания под водой за весь период водолазной практики в количестве 2750 часов и более, несостоятельны, поскольку для всех случаев назначения досрочной трудовой пенсии по старости по указанному основанию требуется наличие специального стажа, который определяется только при условии работы в особых условиях в течение определенного количества времени.
Между тем, из представленных документов усматривается, что месяцы с полной выработкой не менее 25 часов нахождения под водой у истца составляют только 1 год, что не дает ему право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с вредными условиями труда.
Кроме того, при определении периода пребывания Бычкова В.А. под водой за весь период водолазной практики судом первой инстанции учтен период работы истца с 1 января 2009 г. по 31 декабря 2014 г. в качестве спасателя в ГКУ "Мордовская республиканская аварийно-спасательная служба".
Между тем, пунктом 16 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях предусмотрено, что досрочная страховая пенсия по старости назначается лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.
Перечни должностей и специальностей спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, работа в которых засчитывается в специальный стаж, а так же порядок расчета такого стажа утверждены Правительством Российской Федерации.
Пенсионным органом решение о включении в специальный стаж истца Бычкова В.А. периода его работы с 1 января 2009 г. по 31 декабря 2014 г. в качестве спасателя в ГКУ "Мордовская республиканская аварийно-спасательная служба" по нормам пункта 16 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях не принималось.
Вместе с тем, пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Закона о страховых пенсиях, осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с подпунктом 16 пункта 2 указанных Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" суммируются периоды работ в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Однако суммирование производится не в произвольном порядке, а исключительно определенным образом.
Так, указанным Правилам суммирование периодов работ, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется путем прибавления: к периодам работы, указанной в подпункте 11, - периодов работ, указанных в подпунктах 1 - 10, 16 - 18.
Таким образом, возможность суммирования периодов работы с вредными условиями труда с указанной работой спасателя данными Правилами не предусмотрена.
При этом период работы истца в качестве спасателя в ГУ - "Мордовская республиканская аварийно-спасательная служба" с 1 января 2009 г. по 31 декабря 2014 г. составляет менее 15 лет.
Доводы стороны истца о том, что суммированию подлежат часы работы Бычкова В.А. под водой в период его работы спасателем в ГКУ "Мордовская республиканская аварийно-спасательная служба", поскольку указанным Списком N 1 от 26 января 1991 г. предусмотрено право на льготное пенсионное обеспечение не только водолазам, но и другим работникам, занятым работой под водой, судебной коллегий отклоняются.
Как указано выше Списком N 1 от 26 января 1991 г. предусмотрено, что и другим работникам, занятым работой под водой, соответствующие периоды подлежат включению в специальный стаж только при полной занятости, то есть не менее 275 часов в год либо не менее 25 часов в месяц.
Между тем, из имеющихся документов следует, что в период работы спасателем в ГКУ "Мордовская республиканская аварийно-спасательная служба" Бычковым В.А. не выполнялось условие о занятости работой под водой.
В связи с отсутствием у Бычкова В.А. специального стажа по Списку N 1 от 26 января 1991 г. не имеется у него и права на назначение досрочной страховой пенсии по старости по нормам пункта 1 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях, в том числе с учетом снижения возраста.
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы ответчика заслуживают внимание по вышеуказанным основаниям.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не может признать выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, в связи с чем, решение подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 23 мая 2019 г. отменить, апелляционную жалобу начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Суркова Н.А. удовлетворить.
Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Бычкова В.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения от 15 октября 2018 г. N314849/18 в части отказа во включении в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов работ с 20 февраля 1993 г. по 30 июня 2001 г, с 1 августа 2001 г. по 31 марта 2005 г. в качестве водолаза в Государственной инспекции по маломерным судам, с 1 апреля 2005 г. по 31 мая 2006 г, с 1 августа 2006 г. по 30 апреля 2007 г, с 1 сентября 2007 г. по 31 мая 2008 г, с 1 ноября 2008 г. по 31 декабря 2008 г. в качестве водолаза в ГУ "Обеспечение безопасности на водах Республики Мордовия", возложении обязанности включить в специальный стаж указанные периоды работы и период работы с 1 января 2009 г. по 31 декабря 2014 г. в качестве спасателя в ГКУ "Мордовская республиканская аварийно-спасательная служба", назначить досрочную страховую пенсию по старости и возмещении расходов на оплату государственной пошлины.
Председательствующий В.И. Литюшкин
Судьи Н.П. Ерина
Г.Ф. Смелкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.