Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе
председательствующего Тамарова Ю.П,
судей Бажанова А.О. и Михеева О.С,
при секретаре Ермаковой С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 августа 2019 г. в г. Саранске Республики Мордовия административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Администрации городского округа Саранск на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 30 мая 2019 г.
Заслушав доклад судьи Бажанова А.О, судебная коллегия
установила:
Пизин В.Н, Ефремов Д.В, Ефремова Л.А. обратились с административным иском к Администрации городского округа Саранск об оспаривании уведомления Администрации городского округа Саранск от 26 февраля 2019 г. N "N", обязании выдать уведомление.
В обоснование иска указали, что им на праве общей долевой собственности принадлежат жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: Республика "адрес" (по 1/3 доли). 20 января 2019 г. ими направлено уведомление в Администрацию городского округа Саранск о планируемой реконструкции дома. Уведомлением N "N" от 26 февраля 2019 г. Администрацией городского округа Саранск указано на несоответствие параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства.
Считая уведомление N "N" от 26 февраля 2019 г. не соответствующим закону и нарушающим их права как собственников жилого дома и земельного участка, просили признать его незаконным, обязать Администрацию городского округа Саранск выдать в соответствии с требованиями статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уведомление о соответствии указанных в уведомлении от 20 февраля 2019 г. о планируемой реконструкции параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером "N", расположенном по адресу: "адрес".
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 30 мая 2019 г. административные исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит указанное решение отменить, поскольку считает его незаконным, вынесенным с нарушением норм материального права, что является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке. Указывает, что судом первой инстанции сделаны ошибочные выводы о том, что из части 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации однозначно следует, что административный орган обязан, после завершения указанных действий, направить застройщику уведомление, но только в том случае, если уведомление направлено застройщиком по поводу строительства, т.к. о реконструкции в данной норме не упоминается; вывод суда первой инстанции о том, что часть 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает направление административным органом уведомления застройщику только при планировании строительства, так же основан на неправильном толковании статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации; статья 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации истолкована и применена судом первой инстанции при разрешении спора неправильно, что повлекло за собой формирование неправильных выводов, вследствие чего решение суда первой инстанции является незаконным; вывод суда о том, что не имеет правового значения факт нахождения жилого дома истцов в территориальной зоне Ж1, противоречит действующему законодательству; оспариваемое уведомление является законным, поскольку полностью соответствует требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации городского округа Саранск Ионов С.А. доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
В судебном заседании административный истец Ефремова Л.А. просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Административные истцы Пизин В.Н, Ефремов Д.В, их представитель Решетникова Ю.К, представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Республике Мордовия в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не усматривается, и судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
На основании части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрев дело в полном объёме, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли сроки обращения в суд, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия и основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такие порядок и основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Из материалов дела следует, что Пизин В.Н, Ефремов Д.В, Ефремова Л.А. являются собственниками земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов - для эксплуатации жилого дома, общей площадью 922 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного по адресу: "адрес" (по 1/3 доли в праве общей долевой собственности) и жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", общей площадью 51,8 кв. м (по 1/3 доли в праве общей долевой собственности).
20 февраля 2019 г. административные истцы в порядке части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации обратились в Администрацию городского округа Саранск с уведомлением о предстоящей реконструкции принадлежащего им дома, на принадлежащем им земельном участке.
Уведомлением от 26 февраля 2019 г. N "N" сообщено о недопустимости размещения объекта капитального строительства, поскольку правилами землепользования и застройки городского округа Саранск, утвержденные решением Совета депутатов городского округа Саранск от 6 мая 2016 г. N 516, установлены территориальные зоны и градостроительные регламенты; в настоящее время согласно вышеуказанным правилам, принадлежащий на праве собственности земельный участок с кадастровым номером "N", по адресу: "N", расположен в территориальной зоне Ж1 (Зона многоквартирной жиле застройки 5 и выше этажей), в которой размещение индивидуальных жилых домов предусмотрено в условно разрешенных видах использования. В соответствии со статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка подлежит обсуждению на публичных слушаниях.
Согласно выкопировке из Правил землепользования и застройки городского округа Саранск спорный земельный участок расположен в зоне Ж1, градостроительный регламент которой относит размещение индивидуального жилого дома не к основному, а условно разрешенному виду использования земельного участка, порядок предоставления которого предусмотрен статьёй 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации и предполагает принятие уполномоченным органом местного самоуправления решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования (л.д. 86-90).
Разрешая административное дело, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что уведомление нельзя признать законным, поскольку его оформление в рассматриваемом случае не предусмотрено Градостроительным кодексом Российской Федерации, и не порождает, как следствие, правовых последствий для административных истцов.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами, в связи с чем доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания.
Срок обращения в суд с данным административным исковым заявлением, предусмотренный положениями части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административными истцами соблюден.
В соответствии с пунктом 5.1 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится направление уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7, пунктом 3 части 8 статьи 51.1 и пунктом 5 части 19 статьи 55 настоящего Кодекса, при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях городских округов.
Согласно части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве).
Частью 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи: 1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; 2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Формы уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
В соответствии с частью 8 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения и в уведомлении о планируемом строительстве не содержится указание на типовое архитектурное решение, в соответствии с которым планируется строительство или реконструкция таких объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления: 1) в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления этого уведомления при отсутствии оснований для его возврата, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, направляет, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, указанное уведомление и приложенное к нему описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия; 2) проводит проверку соответствия указанных в этом уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления этого уведомления, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием
земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления этого уведомления; 3) в срок не позднее двадцати рабочих дней со дня поступления этого уведомления направляет застройщику способом, определенным им в этом уведомлении, предусмотренное пунктом 2 части 7 настоящей статьи уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Частью 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если: 1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; 2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; 3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок; 4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным
градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
В соответствии с частью 11 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления с указанием предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые установлены правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, действуют на дату поступления уведомления о планируемом строительстве и которым не соответствуют параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанные в уведомлении о планируемом строительстве, а также в случае недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке - установленный вид разрешенного использования земельного участка, виды ограничений использования земельного участка, в связи с которыми не допускается строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, или сведения о том, что лицо, подавшее или направившее уведомление о планируемом строительстве, не является застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок. В случае направления застройщику такого уведомления по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 10 настоящей статьи, обязательным приложением к нему является уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального
строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Согласно статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Абзац 2 пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает использование объектов недвижимости без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом. Указанная норма не предусматривает возможность строительства нового объекта либо реконструкции объекта недвижимости.
В соответствии с абзацем шестой пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Анализ указанных норм позволяет сделать вывод о том, что административный ответчик, принимая решение по поступившему уведомлению о планируемой реконструкции жилого дома, установив нахождение земельного участка административных истцов в территориальной зоне Ж1 (Зона многоквартирной застройки 5 и выше этажей), правомерно пришел к выводу о недопустимости реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, направив заявителям соответствующее уведомление N "N", содержащее ссылки на положения Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Вопреки доводу административного иска, только лишь вид разрешенного использования земельного участка не может служить основанием для предоставления административным истцам возможности для реконструкции жилого дома, впрочем, как и такие обстоятельства, что жилой дом административных истцов построен в строгом соответствии с законодательством, не законной постройкой не признан.
Вывод суда первой инстанции о том, что законом не предусмотрено направление административным органом уведомления о соответствии указанных в их уведомлении параметров предстоящей реконструкции жилого дома, поскольку направление подобного уведомления возможно только застройщику при планировании им строительства, отклоняется как противоречащий положениям статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с доводом административного ответчика о допущенной в оспариваемом уведомлении описки. Указанная описка является очевидно технической, поскольку сам факт обращения имел место 20 февраля 2019 г, что подтверждается датированием административными истцами уведомления о планируемой реконструкции "20 февраля 2019 г.", проставлением на нем штампа входящей корреспонденции N "N" от 20 февраля 2019 г.
С учетом этого, оспариваемое уведомление не может быть расценено, как нарушающее права административных истцов, поскольку право на реконструкцию жилого дома на земельном участке ограничено не самим уведомлением, а пунктом 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и Правилами землепользования и застройки городского округа Саранск.
Принимая во внимание, что оспариваемое уведомление не противоречит законодательству, регулирующему спорные правоотношения, не может быть расценено, как нарушающее права административных истцов, а также то, что оспариваемое уведомление принято органом местного самоуправления в пределах предоставленных ему законом полномочий и в установленные законом сроки, то у суда первой инстанции отсутствовали основания, указанные в пункте 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права, является основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене ввиду неправильного применения норм материального права, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 30 мая 2019 г. отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска Пизина В.Н, Ефремова Д.В, Ефремовой Л.А. к Администрации городского округа Саранск об оспаривании уведомления Администрации городского округа Саранск от 26 февраля 2019 г. N "N", обязании выдать уведомление, отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путём подачи кассационной жалобы непосредственно в Президиум Верховного Суда Республики Мордовия в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
Председательствующий Ю.П. Тамаров
судьи А.О. Бажанов
О.С. Михеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.