Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе
председательствующего Бажанова А.О.
судей Михеева О.С. и Филимонова С.И,
при секретаре Палаткиной А.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 сентября 2019 г. в г. Саранске Республики Мордовия административное дело по апелляционной жалобе ФКУ "Военный комиссариат Республики Мордовия" на решение Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 3 июля 2019 г.
Заслушав доклад судьи Михеева О.С, судебная коллегия
установил:
Щередин А.С. обратился в суд с административным иском об оспаривании решения призывной комиссии г. Саранска от 12 декабря 2018 г, и возложении обязанности выдать военный билет.
В обоснование требований указал, что в период с 2008 г. по 2013 г. он обучался в ФГБОУ "МГУ им. Н.П. Огарева" по специальности "Прикладная математика и информатика", в связи с чем ему была предоставлена отсрочка от призыва для прохождения военной службы до 2013 года.
В период с 30 августа 2013 г. по 24 августа 2016 г. он обучался в аспирантуре при вышеуказанном учебном заведении, в этой связи ему также предоставлялась отсрочка от прохождения военной службы, в том числе на период для защиты диссертации по 29 августа 2017 г.
На момент окончания аспирантуры он работал в ГАУ Республики Мордовия "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" в должности главного специалиста отдела по работе с физическими и юридическими лицами.
На основании приказа "N"-к от 24 октября 2017 г. он находился в отпуске в период с 7 ноября 2017 по 29 декабря 2017 г. Фактически он находился в этот период за территорией Республики Мордовия и в период работы осенней призывной комиссии 2017 г. (октябрь-декабрь) никаких повесток для его явки с целью прохождения медицинской комиссии в военный комиссариат он не получал.
Только в середине апреля 2018 г. им была получена повестка из военкомата с указанием о необходимости его явки для прохождения медицинской комиссии, которую он прошел 28 апреля и был признан годным к военной службе. После чего ему вручили повестку для явки на призывной пункт на май 2018 г, пояснив, что отправки в апреле не будет.
Так как 30 апреля 2018 г. ему исполнилось 27 лет, когда он явился в военкомат, ему пояснили, что он не подлежит призыву в силу возраста.
12 декабря 2018 г. призывной комиссией г. Саранска (протокол заседания "N"у) было принято решение о зачислении его в запас и признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. О данном решении он узнал только 14 января 2019 г, когда получил почтой выписку из протокола заседания призывной комиссии Республики Мордовия "N"/у от 21 декабря 2018 г. После этого, 7 февраля 2019 г. он явился в военкомат узнать о том, когда он сможет получить соответствующие документы о зачислении его в запас и получить военный билет. В выдаче билета ему было отказано и предложено написать заявление на получение решения призывной комиссии г. Саранска, что он и сделал. Решение было получено в конце февраля почтой.
8 февраля 2019 г. административному истцу была выдана справка вместо военного билета.
Вышеуказанное решение комиссии он считает незаконным и необоснованным, так как он не был призван к прохождению военной службы не по своему умыслу, а так как административный ответчик ненадлежащим образом сначала уведомил его о необходимости явиться для прохождения медицинской комиссии, а потом не организовал его отправку в период между прохождением медицинской комиссии и достижением им 27 летнего возраста.
От службы в армии он не уклонялся, зачисление его в запас в связи с достижением предельного возраста как не прошедшего военную службу без законных оснований с выдачей справки взамен военного билета является неправомерным и нарушает его права.
Уточнив свои требования, административный истец просил признать незаконным решение призывной комиссии г. Саранска от 12 декабря 2018 г. (протокол заседания "N" у) в части признания Щередина А.С. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и выдаче справки ф-1У, утвержденное решением призывной комиссии Республики Мордовия от 21 декабря 2018 г. (протокол заседания "N"/у), и обязать ФКУ "Военный комиссариат Республики Мордовия" выдать ему военный билет.
Решением Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 3 июля 2019 г. административный иск удовлетворен частично.
Признано незаконным и отменено решение призывной комиссии г. Саранска от 12 декабря 2018 г, оформленное протоколом "N"у, утвержденное решением призывной комиссии Республики Мордовия от 21 декабря 2018 г. (протокол заседания "N"/у), о признании Щередина А.С. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
На призывную комиссию г. Саранска возложена обязанность в период ее действия, но не позднее 31 декабря 2019 г, принять решение по вопросу о зачислении Щередина А.С. в запас по достижении 27 лет с учетом установленных судом на момент рассмотрения настоящего дела обстоятельств, а также сообщить суду и административному истцу об исполнении настоящего решения не позднее указанной даты.
Административный ответчик ФКУ "Военный комиссариат Республики Мордовия", в лице Военного комиссара Республики Мордовия Тихомирова И, подал апелляционную жалобу на решение суда, считает его незаконным и необоснованным, просил его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. По существу привел доводы о том, что судом необоснованно был сделан вывод об уважительности пропуска срока обращения в суд Щередина А.С. с административным иском об оспаривании решения призывной комиссии и не мотивирован надлежащим образом в решении. Полагает, что вывод суда о том, что невручение повесток лично под расписку является свидетельством непроведения военным комиссариатом мероприятий, связанных с призывом на военную службу, основан на неправильном толковании законов. Указывает, что законодательство Российской Федерации не содержит норму, обязывающую уполномоченных законом лиц вручить повестку призывнику под роспись. Считает вывод суда о неотражении неявки административного истца 2 ноября 2017 г. на мероприятия, связанные с призывом на военную службу в протоколе заседания призывной комиссии г. Саранска от 12 декабря 2018 г. противоречащим материалам дела, поскольку в выписке из дела протоколов заседаний призывной комиссии г. Саранска (протокол "N"у от 12 декабря 2018 г.) в графе жалоб указано на неявку гражданина. Отмечает, что призывной комиссией Республики Мордовия не принималось решение об отмене нереализованного решения призывной комиссии г. Саранска от 28 апреля 2018 г. о призыве Щередина А.С. на военную службу. Причина, по которой он не прибыл на отправку в войска в апреле 2018 г. не была выяснена судом. Считает, что отмена и признание незаконным решения призывной комиссии г. Саранска от 12 декабря 2018 г, при наличии неотмененного решения призывной комиссии субъекта от 21 декабря 2018 г. не позволит исполнить решение суда первой инстанции и восстановить нарушенные права административного истца.
Представитель административного истца Щередина А.С. адвокат Фирсова Т.Н. подала возражения на апелляционную жалобу, ссылаясь по существу на необоснованность ее доводов.
В судебное заседание административный истец Щередин А.С, представитель административного ответчика призывной комиссии городского округа Саранск не явились, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, отложить разбирательство дела суд не просили.
Оснований для отложения судебного разбирательства не усматривается, и судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представитель административного ответчика ФКУ "Военный комиссариат Республики Мордовия" Макушин Г.В. поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании представитель административного истца Щередина А.С. адвокат Фирсова Т.Н. возразила относительно доводов апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.
Рассмотрев на основании части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС Российской Федерации) дело в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 59 Конституции Российской Федерации установлено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N53-ФЗ).
Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает прохождение военной службы по призыву, который осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря (пункт 1 статьи 1, пункт 3 статьи 22 и пункт 1 статьи 25 поименованного закона).
Согласно статьи 22 Закона N53-ФЗ призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
В силу пункта 2 указанной статьи на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с данным федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Пунктом 1 статьи 1 Закона N53-ФЗ определено, что воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, явку в указанное в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации по представлению военного комиссара.
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву", вступившим в силу с 1 января 2014 года, статья 28 Федерального закона о воинской обязанности и военной службе дополнена пунктом 1.1.
Согласно приведенной норме при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным законом), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663.
Пунктом 34 названного Положения установлено, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Закона N53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
В силу пункта 1 статьи 5 Закона N53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
Организация призыва граждан на военную службу регулируется статьей 26 Закона N53-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с пунктом 3 названной статьи на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.
Согласно пункту 1 статьи 31 Закона N53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований. В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.
Из пункта 4 следует, что в случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу. При этом в первую очередь на комиссию вызываются граждане старших возрастов, пользовавшиеся ранее отсрочкой от призыва на военную службу и потерявшие это право, а также по различным основаниям ранее не призванные на военную службу или не отправленные к месту ее прохождения. Оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками согласно приложению N30 к данной инструкции в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу.
Вручение призывникам повесток производится работниками военного комиссариата или личным составом участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях, должностными лицами органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, или по месту работы (учебы) руководителями а должностными лицами организаций, ответственными за военно-учетную работу, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
Из изложенного следует, что именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных положений законодательства возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
Согласно пункту 1 статьи 7 Закона N53-ФЗ, в случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных данным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, законодательством установлена обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусмотрена ответственность за неявку по повестке. Обязанность самостоятельно явиться в военный комиссариат у граждан, подлежащих призыву на военную службу, отсутствует.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что с 31 января 2008 г. Щередин А.С. состоял на воинском учете в Военном комиссариате г. Саранск Республики Мордовия.
Решением призывной комиссии от 18 мая 2009 г. административному истцу предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 2013 г. на основании подпункта "а" части 2 статьи 24 Закона N53-ФЗ, как обучающемуся по очной форме обучения в высшем учебном заведении. Призывная комиссия решением от 8 октября 2013 г. в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 статьи 24 Закона N53-ФЗ предоставила Щередину А.С. отсрочку от призыва на военную службу на время обучения в аспирантуре и для защиты диссертации до 29 августа 2017 г.
Щередин А.С. достиг возраста 27 лет - 30 апреля 2018 г.
Решением призывной комиссии г. Саранск от 12 декабря 2018 г, оформленным протоколом заседания призывной комиссии "N"у и утвержденного призывной комиссией субъекта, оформленным протокол "N"/у от 21 декабря 2018 г, Щередин А.С. зачислен в запас по достижении предельного возраста (27 лет) как не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Из протокола заседания призывной комиссии "N"у следует, что основанием для принятия оспариваемого решения явились неявки Щередина А.С. на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, 2 ноября 2017 г. и 5 апреля 2018 г.
В судебном заседании суда первой инстанции представители административного ответчика ссылались также на неявку Щередина А.С. в военный комиссариат 17 ноября 2017 г, как обстоятельство принятия оспариваемого решения.
Суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание данное доказательство, поскольку, согласно выписки из протокола заседания призывной комиссии, неявка лица в указанный день не учитывалась при принятии решения о зачислении Щередина А.С. в запас.
Исследуя доказательства, связанные с неявкой Щередина А.С. на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, 2 ноября 2017 г. и 5 апреля 2018 г. суд первой инстанции установили обосновано пришел к выводу, что факт вызова Щередина А.С. в военный комиссариат 2 ноября 2017 г. опровергается материалами дела, из которых бы следовало, что повестка о явке в военный комиссариат на указанную дату выдавалась и вручалась призывнику.
Имеющейся в материалах дела отрывной талон к повестке о вызове Щередина А.С. на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, к 8.00 часам 1 ноября 2017 г. обоснованно не принят судом первой инстанции в качестве доказательства, поскольку согласно выписки из протокола заседания призывной комиссии, неявка лица в указанный день не учитывалась при принятии решения о зачислении Щередина А.С. в запас.
Судебная коллегия также соглашается с выводами суда первой инстанции, что корешок повестки о необходимости явки в военный комиссариат на 5 апреля 2018 г, не доказывает в бесспорном порядке соблюдение сотрудниками военного комиссариата предусмотренного законом порядка оповещения призывника о явке на призывную комиссию, поскольку в обращении военного комиссара от 11 апреля 2018 г. в отдел полиции содержится указание на то, что Щередин А.С. не был оповещен о прибытии на мероприятия, связанные с призывом граждан на военную службу. При этом в графе "когда, кем и каким способом" оповещался указано на то, что он вызывался в военный комиссариат г. Саранска на 5 апреля 2018 г. путем помещения повестки в почтовый ящик.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом не дана оценка уклонению Щередина А.С. на отправку в войска в апреле 2018 г, также подлежит отклонению.
Как было установлено судом на основании представленных административным ответчиком документов, 28 апреля 2018 г, то есть до достижения Щерединым А.С. возраста 27 лет, последний прибыл в военный комиссариат, прошел медицинское освидетельствование, присутствовал на заседании призывной комиссии г. Саранска, на которой было принято решение о призыве его на военную службу и зачислении в команду 75 г. (протокол "N" от 28 апреля 2018 г.).
В последующем указанное решение было отменено на заседании призывной комиссии г. Саранска (протокол "N" от 14 июля 2018 г.) в связи с отсутствием дополнительного задания на призыв граждан на военную службу, с аннулированием призыва на военную службу.
Судебная коллегия полагает, что при таком положении у суда первой инстанции не имелось оснований для признания оспариваемого Щерединым А.С. решения призывной комиссии от 12 декабря 2018 г. законным, а равно и для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Приведенные в апелляционной жалобе иные доводы, сводящиеся к утверждениям об отсутствии уважительных причин пропуска административным истцом срока на обращение в суд, по существу представляют выраженное несогласие заявителя с выводами суда первой инстанции в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, и не могут являться основаниями к отмене принятого решения.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 3 июля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКУ "Военный комиссариат Республики Мордовия" - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы непосредственно в Президиум Верховного Суда Республики Мордовия в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
Председательствующий А.О. Бажанов
судьи О.С. Михеев
С.И. Филимонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.