Судья Верховного Суда Республики Коми Голиков А.А., при секретаре Нечаевой Л.И., рассмотрев 05 июня 2019 года в г. Сыктывкаре жалобу ... Л. на постановление судьи Интинского городского суда Республики Коми от 15 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.9 Кодекса об административных правонарушениях РФ, в отношении Л.,
установил:
постановлением Интинского городского суда Республики Коми от 15.04.2019 Л. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4000 (четыре тысячи) рублей. На Л. возложена обязанность в течение трех дней со дня вступления в законную силу постановления явиться в ГБУЗ РК "Интинская центральная городская больница" для прохождения в течение месяца диагностического обследования в связи с потреблением наркотических веществ без назначения врача.
Не согласившись с данным постановлением, Л. 22.04.2019 обратился с жалобой в Интинский городской суд.
Определением Интинского городского суда от 23.04.2019 исправлена описка в абзаце первом мотивированной части постановления судьи Интинского городского суда Республики Коми от 15.04.2019.
Л. 29.04.2019 обратился с жалобой в Верховный Суд Республики Коми, одновременно ходатайствуя о восстановлении установленного для ее подачи процессуального срока.
Определением судьи от 05.06.2019 ходатайство Л. о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи жалобы на постановление Интинского городского суда Республики Коми от 15.04.2019 удовлетворено.
В судебном заседании защитник Л. адвокат Однорог Г.И. доводы жалобы поддержал, указав о нарушении порядка проведения медицинского освидетельствования не уполномоченным лицом, без направления на медицинское освидетельствование. Судом не проверено, что забор биологического объекта у Л... произведен "Дата обезличена", однако исследования проведены с нарушением сроков и условий транспортирования. Не запрошена из Интинской ЦРБ и не исследована медицинская карта стационарного больного Л... по обстоятельствам освидетельствования и отбора проб на исследование, не получены сведения о наличии у Интинской ЦРБ лицензии.
Изучив материалы дела, считаю, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 20.20, статьей 20.22 настоящего Кодекса, либо невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества.
В Российской Федерации запрещается потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ (статья 40 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах").
Из протокола об административном правонарушении от "Дата обезличена", составленном должностным лицом ГКОН ОМВД России по г. Инте, следует, что "Дата обезличена" в 18 час.30 мин. врачом ГБУЗ РК "Интинская ЦРБ"... в помещении приемного покоя расположенного по адресу: "Адрес обезличен", был отобран объект (моча) у Л., "Дата обезличена" г.р, и направлен в ГБУЗ РК "КРНД" для химико-токсикологических исследований. Согласно справке о результатах химико-токсикологического исследования от "Дата обезличена" N... в биологическом объекте (моче) Л. содержится на уровне предела обнаружения используемых методов, обнаружены:... и его производные, за исключением производных, включенных в качестве самостоятельных позиций в перечень, включены в Перечень наркотических средств, психотропных веществ их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 N 681.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения Л. постановлением судьи городского суда к административной ответственности по части 1 статьи 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принятый по делу судебный акт законным признать нельзя по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту направлена на установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, постепенное сокращение числа больных наркоманией, сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
В Российской Федерации запрещается потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.
Лицо, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача, может быть направлено на медицинское освидетельствование. Медицинское освидетельствование проводится в специально уполномоченных на то органами управления здравоохранением учреждениях здравоохранения по направлению органов дознания, органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, следователя или судьи.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Исходя из положений статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) установлен приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18.12.2015 N 933н (далее - Порядок).
В силу пункта 5 Порядка медицинское освидетельствование проводится, в том числе в отношении лица, совершившего административное правонарушение (за исключением лиц, указанных в частях 1 и 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), лица, результат медицинского освидетельствования которого необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения преступления или административного правонарушения.
Согласно пункту 8 Порядка в процессе проведения медицинского освидетельствования его результаты вносятся в Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), форма которого предусмотрена приложением N 2 к указанному приказу (далее - Акт).
В соответствии с пунктом 9 Порядка в рамках проведения медицинского освидетельствования врачом-специалистом (фельдшером) производится сбор жалоб, анамнеза и осмотр в целях выявления клинических признаков опьянения, предусмотренных приложением N 2 к Порядку (далее - клинические признаки опьянения).
При медицинском освидетельствовании лиц, указанных в подпунктах 2 - 10 пункта 5 Порядка, при наличии не менее трех клинических признаков опьянения, предусмотренных приложением N 2 к Порядку, и отрицательном результате первого или повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя отбирается проба биологического объекта (моча, кровь) для направления на химико-токсикологическое исследование с целью определения средств (веществ) или их метаболитов (за исключением алкоголя), вызвавших опьянение (абзац второй пункта 12 Порядка).
Пунктом 13 Порядка установлено, что направление на химико-токсикологические исследования (учетная форма N 452/у-06) заполняется по форме и в порядке, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.01.2006 N 40 "Об организации проведения химико-токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ". Должностным лицам, указанным в подпунктах 1 - 4 пункта 5 Порядка, выдается заверенная печатью медицинской организации и подписью врача-специалиста (фельдшера), проводящего медицинское освидетельствование, справка произвольной формы, в которой отражается, что по результатам освидетельствования обнаружены (не обнаружены) клинические признаки опьянения, медицинское освидетельствование будет завершено по получении результатов химико-токсикологического исследования биологического объекта. Копия указанной справки выдается освидетельствуемому (его законному представителю).
Согласно пункту 17 Порядка медицинское заключение "установлено состояние опьянения" выносится в случае освидетельствования лиц, указанных в подпунктах 2 - 10 пункта 5 Порядка, при наличии не менее трех клинических признаков опьянения и обнаружении по результатам химико-токсикологических исследований в пробе биологического объекта одного или нескольких наркотических средств и (или) психотропных веществ, аналогов наркотических средств и (или) психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ, химических веществ, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, вызывающих нарушение физических и психических функций, которые могут повлечь неблагоприятные последствия при деятельности, связанной с источником повышенной опасности, или метаболитов указанных средств и веществ.
Исходя из приведенных выше положений Порядка, медицинское заключение "установлено состояние опьянения" выносится, в том числе при наличии не менее трех клинических признаков опьянения и обнаружении в пробе биологического объекта одного или нескольких наркотических средств по результатам химико-токсикологических исследований.
Между тем как следует из материалов дела, у Л. был произведен забор биологического объекта (моча), при этом акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения медицинским работником не составлялся, направление на медицинское освидетельствование Л. не выдавалось.
При этом на всех стадиях производства по делу с момента его возбуждения Л. выражал несогласие с данной справкой, оспаривал факт потребления наркотического средства и нахождения в состоянии опьянения.
Кроме того, судом не приняты меры к установлению даты и времени совершения правонарушения, что является необходимым при привлечении лица к административной ответственности.
Однако, вопреки требованиям статей 24.1, 26.1, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указанное выше судом первой инстанции оставлено без должного внимания и надлежащей правовой оценки, требования названных норм о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, не соблюдены.
Подобное рассмотрение дела судьей свидетельствует о существенном процессуальном нарушении положений части 3 статьи 30.6, статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не отвечает требованиям о полном, всестороннем и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
С учетом изложенного, постановление судьи Интинского городского суда Республики Коми подлежит отмене, а материалы дела направлению на новое рассмотрение в тот же суд.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Интинского городского суда Республики Коми от 15 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Л. отменить.
Материалы дела направить на новое рассмотрение в Интинский городской суд Республики Коми.
Судья- А.А. Голиков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.