Судья Верховного Суда Республики Коми Голиков А.А., при секретаре Буткиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 19 июня 2018 года протест прокурора г. Сыктывкара на определение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 апреля 2019 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Спецмонтажсервис",
установил:
"Дата обезличена" должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Республике Коми (далее Управления Роспотребнадзора по Республике Коми) в отношении ООО "Спецмонтажсервис" составлен протокол об административном правонарушении по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
17.04.2019 материалы дела об административном правонарушении в отношении ООО "Спецмонтажсервис" поступили в Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
Определением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20.04.2019 протокол от "Дата обезличена" "Номер обезличен" об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Спецмонтажсервис" и приложенные к нему материалы возвращены в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Республике Коми.
В качестве обстоятельств, послуживших основанием для возвращения протокола об административном правонарушении в адрес Управления Роспотребнадзора по Республике Коми, судьей указано на отсутствие в протоколе сведений об исполнении должностным лицом, составившим протокол, обязанности по извещению потерпевшей Сальковой Г.А. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении в порядке, предусмотренном статьями 25.2, 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с указанным определением, прокурор г. Сыктывкара обратился в Верховный Суд Республики Коми с протестом, в котором просил определение отменить, материалы дела направить в Сыктывкарский городской суд для рассмотрения по существу, указав в обоснование, что отсутствие в протоколе сведений об извещении потерпевшей Сальковой Г.А. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении не является существенным нарушением требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влияющим на доказательственную оценку названного протокола.
Проверив материалы дела, изучив доводы протеста, заслушав объяснения прокурора Распоповой О.Л, представителя Управления Роспотребнадзора по Республике Коми Полицинской Г.В, прихожу к следующему.
Статьей 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита прав и свобод.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вопрос о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела подлежит разрешению при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении. В случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, данный протокол и материалы возвращаются в орган, должностному лицу, которые составили протокол, о чем выносится соответствующее определение.
В случае отсутствия указанных оснований для возврата, а также иных обстоятельств, предусмотренных статьей 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, препятствующих всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, переходят к рассмотрению дела об административном правонарушении по существу.
Данное регулирование направлено на обеспечение всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения всех обстоятельств и справедливого разрешения дел об административных правонарушениях и не содержит неопределенности в вопросе о том, когда возможен указанный возврат судом протокола об административном правонарушении в орган, должностному лицу, которые его составили.
Как следует из материалов дела, поводом для возбуждения дела об административном правонарушении послужило обращение в Управление Роспотребнадзора по Республике Коми Сальковой Г.А, проживающей в доме 32 по ул. Садовая г. Сыктывкара.
В соответствии с частью 1 статьи 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.
Верховный Суд Российской Федерации в пункте 11 постановления Пленума от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснил, что исходя из части 3 статьи 25.2 указанного Кодекса право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.
Физическое лицо, являясь лицом, обратившимся в Управление Роспотребнадзора по Республике Коми с указанием на нарушение его прав и на наличие в действиях виновных в нарушении его прав лиц событий административных правонарушений, наделено в силу статьи 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правами потерпевшего.
В соответствии с частью 2 статьи 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно части 3 статьи 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В силу части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.
Таким образом, суд должен рассмотреть протокол об административном правонарушении с точки зрения соответствия описания события правонарушения диспозиции нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей административную ответственность и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола, в том числе и извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, о составлении протокола.
При этом, проводя подготовку к рассмотрению дела об административном правонарушении, судья должен проверять полноту представленных материалов не только на предмет их соответствия процессуальным требованиям, но и их достаточности для рассмотрения дела по существу с учетом требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств каждого дела, разрешении его в соответствии с законом, обеспечении исполнения вынесенного постановления.
Под неполнотой представленных материалов в статье 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует понимать отсутствие в материалах дела доказательств, имеющих значение для характеристики элементов состава административного правонарушения, с учетом требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающей круг обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении.
Между тем в случае возникновения необходимости в изучении дополнительных доказательств, судья, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, вправе в соответствии со статьей 26.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела.
В данном случае, составленный протокол об административном правонарушении содержит все сведения, прямо перечисленные в части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также описание обстоятельств события вмененного в вину правонарушения.
Таким образом, существенных нарушений требований закона при оформлении данного административного материала не усматривается. Все сведения, необходимые для правильного разрешения дела в представленных материалах и протоколе об административном правонарушении имелись, а необходимые суду для рассмотрения дела могут быть истребованы дополнительно, в связи с чем оснований для возвращения протокола не имелось.
Учитывая изложенное, вынесенное определение судьи городского суда не может быть признано законным и подлежит отмене, а протокол об административном правонарушении "Номер обезличен" от "Дата обезличена", составленный в отношении ООО "Спецмонтажсервис", подлежит возвращению в суд для решения вопроса о его рассмотрении.
Руководствуясь статьями 30.2, 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
определил:
определение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 апреля 2019 года о возвращении протокола от "Дата обезличена" "Номер обезличен" об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Спецмонтажсервис" и приложенных к нему материалов в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Республике Коми, отменить.
Протокол об административном правонарушении и представленные к нему материалы направить в Сыктывкарский городской суд Республики Коми для рассмотрения.
Судья - А.А. Голиков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.