Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего Боджокова Н.К,
судей Тачахова Р.З. и Четыз С.Г,
при секретаре судебного заседания Гречиной Е.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело N2а-942/2019 по апелляционной жалобе административного истца ФИО1 на решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 16 мая 2019 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" о признании незаконным постановления администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" N 101 "Об отмене постановления главы администрации от 17.08.2016 N 590 "О разрешении на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по адресу: "адрес", постановления администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" N 102 "Об аннулировании разрешения на установку рекламной конструкции от 17.08.2016 N6", обязании администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" включить рекламную конструкцию в схему размещения рекламных конструкций вдоль федеральной автомобильной дороги А-146 Краснодар - Верхнебаканский" на км 0+500 - км 27+000", утвержденную постановлением адмнистрацией муниципального образования "Тахтамукайский район" N 475 от 01.07.2016, отказать.
Заслушав доклад судьи Боджокова Н.К, объяснения по апелляционной жалобе представителя административного истца Погода И.В, возражения на апелляционную жалобу представителя административного ответчика Сообцоковой С.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" о признании решения незаконным, указав в обоснование, что ему принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером N, расположенный в "адрес".
17.08.2016 на основании заявления ФИО1 администрацией муниципального образования "Тахтамукайский район" было вынесено постановление N590, на основании которого выдано разрешение N6 на установку на земельном участке отдельно стоящей щитовой рекламной конструкции. Срок действия разрешения -10 лет.
01.03.2019 ФИО1 письменно обратился в администрацию муниципального образования "Тахтамукайский район" с целью уточнения, включен ли вышеуказанный адрес установки рекламной конструкции в схему размещения рекламных конструкций вдоль федеральной автомобильной дороги А-146 Краснодар - Верхнебаканский" на км 0+500 - км 27+000", утвержденную постановлением администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" N 475 от 01.07.2016.
В ответе от 26.03.2019 ему было указано о том, что 10.02.2017 администрацией муниципального образования "Тахтамукайский район" было принято постановление N 101 "Об отмене постановления главы администрации от 17.08.2016 N 590 "О разрешении на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по адресу: "адрес"", и постановление N 102 "Об аннулировании разрешения на установку рекламной конструкции от 17.08.2016 N6".
Истец считает, что указанные постановления безосновательны и незаконны, а также противоречат действующему законодательству РФ. Установленный законом 3-х месячный срок для обращения в суд по вопросу обжалования решения органа местного самоуправления об аннулировании разрешения на установку рекламной конструкции не истек, так как об этом факте заявителю стало известно из ответа от 26.03.2019.
Просил суд признать незаконным постановление администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" N 101 "Об отмене постановления главы администрации от 17.08.2016 N 590 "О разрешении на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по адресу: "адрес""; признать незаконным постановление администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" N 102 "Об аннулировании разрешения на установку рекламной конструкции от 17.08.2016 N6"; обязать администрацию муниципального образования "Тахтамукайский район" включить рекламную конструкцию в схему размещения рекламных конструкций вдоль федеральной автомобильной дороги А-146 Краснодар - Верхнебаканский" на км 0+500 - км 27+000", утвержденную постановлением администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" N 475 от 01.07.2016.
В судебном заседании представитель административного истца Погода И.В. просила заявленные требования удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
В судебном заседании представитель административного ответчика Едиджи С.М. возражала против удовлетворения административного иска.
Суд постановилобжалуемое решение.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 16 мая 2019 года и принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленных требований в полном объеме.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее-КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером N, расположенный в "адрес".
01.07.2016 постановлением администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" N475 утверждена схема размещения рекламных конструкций вдоль федеральной автомобильной дороги А-146 "Краснодар- Верхнебаканский" на км 0+500 - км 27+000 в Тахтамукайском районе Республики Адыгея.
17.08.2016 на основании заявления ФИО1 администрацией муниципального образования "Тахтамукайский район" было вынесено постановление N590 и выдано разрешение N6 на установку на указанном выше земельном участке отдельно стоящей щитовой рекламной конструкции. Срок действия разрешения -10 лет.
10.02.2017 администрацией муниципального образования "Тахтамукайский район" было принято постановление N 101 "Об отмене постановления главы администрации от 17.08.2016 N 590 "О разрешении на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по адресу: "адрес"" и постановление N 102 "Об аннулировании разрешения на установку рекламной конструкции от 17.08.2016 N6".
01.03.2019 ФИО1 письменно обратился в администрацию муниципального образования "Тахтамукайский район" с целью уточнения, включен ли вышеуказанный адрес установки рекламной конструкции в схему размещения рекламных конструкций вдоль федеральной автомобильной дороги А-146 Краснодар - Верхнебаканский" на км 0+500 - км 27+000", утвержденную постановлением администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" N 475 от 01.07.2016.
В ответе от 26.03.2019 ему было указано о том, что 10.02.2017 администрацией муниципального образования "Тахтамукайский район" было принято постановление N 101 "Об отмене постановления главы администрации от 17.08.2016 N 590 "О разрешении на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по адресу: "адрес"", и постановление N 102 "Об аннулировании разрешения на установку рекламной конструкции от 17.08.2016 N6", а также приложены копии принятых постановлений.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из того, что рекламная конструкция, установленная на земельном участке, принадлежащем ФИО1, расположенном в "адрес", в вышеуказанной схеме размещения рекламных конструкций отсутствует и административным истцом пропущен срок для обращения в суд для обжалования оспариваемых постановлений.
С данными выводами судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.
Исходя из положений статей 62, 226 КАС РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действия (бездействия) возлагается на органы и лиц, которые их приняли или совершили, а обязанность по доказыванию того, какие права и свободы нарушены этими решениями, действиями (бездействием), соответственно возлагается на лицо, которое их обжалует.
В силу ст. 219 КАС, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из материалов дела следует, что оспариваемые административным истцом постановления были им получены 26.03.2019, доказательств обратного суду не представлено, соответственно срок обжалования оспариваемых постановлений следует исчислять именно с этой даты.
В силу части 9 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-Ф3 "О рекламе" установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
Согласно ч. 5.8 ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-Ф3 "О рекламе" органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Для целей настоящей статьи под информационным полем рекламной конструкции понимается часть рекламной конструкции, предназначенная для распространения рекламы.
Постановлением администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" N475 от 01.07.2016 утверждена схема размещения рекламных конструкций вдоль федеральной автомобильной дороги А-146 "Краснодар- Верхнебаканский" на км 0+500 - км 27+000 в Тахтамукайском районе Республики Адыгея.
Как следует из материалов дела административный истец получил в установленном законом порядке разрешение на установку рекламной конструкции N6 от 17.08.2016 года со сроком действия 10 лет. Однако рекламная конструкция, в вышеуказанной схеме размещения рекламных конструкций отсутствует.
Согласно ч. 20 ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38- ФЗ "О рекламе" предусматривает возможность признания недействительным в судебном порядке разрешение на установку рекламной конструкции в случае несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи определяется схемой размещения рекламных конструкций) по иску органа местного самоуправления.
С таким иском Администрация МО "Тахтамукайский район" в суд не обращалась.
Основания для аннулирования разрешения на установку рекламной конструкции предусмотрены ч.18 ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N38-Ф3 "О рекламе", согласно которой органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа решение об аннулировании разрешения принимается: 1) в течение месяца со дня направления ему владельцем рекламной конструкции уведомления в письменной форме или в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг о своем отказе от дальнейшего использования разрешения; 2) в течение месяца с момента направления ему собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества, к которому * присоединена рекламная конструкция, документа, подтверждающего прекращение договора, заключенного между таким собственником или таким владельцем недвижимого имущества и владельцем рекламной конструкции: 3) в случае, если рекламная конструкция не установлена в течение года со дня выдачи разрешения или со дня демонтажа рекламной конструкции ее владельцем в период действия разрешения; 4) в случае, если рекламная конструкция используется не в целях распространения рекламы, социальной рекламы; 5) в случае, если разрешение выдано лицу, заключившему договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с нарушением требований, установленных частями 5.1, 5.6, 5.7 настоящей статьи, либо результаты аукциона или конкурса признаны недействительными в соответствии с законодательством Российской Федерации; 6) в случае нарушения требований, установленных частью 9.3 настоящей статьи.
С учетом вышеприведенных норм закона, судебная коллегия приходит к выводу о том, что причина, изложенная в оспариваемых постановлениях администрации, а именно место размещения рекламной конструкции не соответствует утвержденной схеме к основаниям для принятия решения об аннулировании разрешения на установку рекламной конструкции, к установленным статьей 19 Закона о рекламе, не относится.
Таким образом, основания для аннулирования разрешения на установку рекламной конструкции отсутствовали.
Также из содержания Закона о рекламе следует, что лицо, получившее разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, обладает всеми правами в отношении данной рекламной конструкции и должно иметь возможность беспрепятственно их реализовывать всеми не запрещенными законом способами. Однако у административного истца отсутствует возможность в полной мере реализовать свои права в отношении спорной рекламной конструкции в связи с принятием оспариваемых постановлений.
Статья 19 Закона о рекламе не запрещает органам местного самоуправления вносить изменения и определяет порядок их внесения в утвержденную схему размещения рекламных конструкций.
Таким образом, с учетом вышеперечисленных норм законодательства и обстоятельств дела судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований истца в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 308- 310 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 16 мая 2019 года отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить административный исковое заявление ФИО1 в полном объеме.
Признать незаконным Постановление Администрации МО "Тахтамукайский район" N 101 "Об отмене постановления главы администрации от 17.08.2016 N 590 "О разрешении на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по адресу: "адрес"
Признать незаконным Постановление Администрации МО "Тахтамукайский район" N 102 "Об аннулировании разрешения на установку рекламной конструкции от 17.08.2016 N6".
Обязать Администрацию МО Тахтамукайский район включить рекламную конструкцию (месторасположение: "адрес") в Схему размещения рекламных конструкций вдоль федеральной автомобильной дороги А-146 "Краснодар - Верхнебаканский" на км 0+500 - км 27+000", утвержденную постановлением Администрации МО "Тахтамукайского района N 475 от 01.07.2016г.
Председательствующий - Н.К. Боджоков
Судьи: Р.З. Тачахов, С.Г. Четыз
Копия верна:
Судья Верховного суда
Республики Адыгея Н.К. Боджоков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.