Обоснование к проекту Федерального закона
"О государственном управлении и поддержке Всероссийской
государственной телевизионной и радиовещательной компании"
Необходимость принятия настоящего Федерального закона обусловлена актуальной потребностью в улучшении государственного управления деятельностью Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании.
Настоящий законопроект состоит из 5 статей.
Основополагающими моментами, отражающими концепцию данного законопроекта являются:
1. Безусловный запрет на приватизацию Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК).
2. В целях усиления государственного руководства ВГТРК, настоящим законопроектом предполагается создать в структуре органов управления ВГТРК контрольный орган - Наблюдательный Совет.
3. Принцип финансирования деятельности ВГТРК, основанный на запрещении распространения рекламы, сбалансированном гарантированным бюджетным финансированием, и не исключающий возможность получения ВГТРК доходов, не связанных с распространением рекламы.
Необходимость введения запрета на приватизацию обусловлена тем, что ВГТРК является крупнейшей в Российской Федерации телерадиовещательной компанией, сеть распространения программ которой охватывает всю территорию Российской Федерации.
Введение Наблюдательного Совета в структуру органов управления ВГТРК как контрольного органа, не подчиненного руководству ВГТРК, позволяет осуществлять реальные контрольные полномочия за деятельностью ВГТРК, так как наличие действенного контроля позволит предотвратить возможности нецелевого использования средств федерального бюджета, нарушения валютного и налогового законодательства, неэффективного использования внебюджетных средств, неправомерного использования государственных налоговых льгот, а также нарушения государственной финансовой дисциплины, правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.
Устанавливаемый настоящим законопроектом запрет на распространение рекламы вызван не стремлением предоставить коммерческим телерадиовещательным организациям более выгодные условия существования и не желанием обречь на нищету государственные телерадиовещательные организации, а необходимостью обязать государство неукоснительно исполнять закон о федеральном бюджете в части финансирования государственной же телерадиокомпании, с одной стороны, и исключением возможности финансовых и иных злоупотреблений при осуществлении рекламной деятельности, с другой стороны.
Многочисленные факты подобных злоупотреблений выявлены в результате проверки финансово-хозяйственной деятельности ВГТРК, проведенной Счетной палатой Российской Федерации. Проверкой вскрыты серьезные нарушения налогового законодательства (были искажены данные по исчислению налогооблагаемой базы; общая сумма недоплаты в бюджет налоговых платежей за 1996 год и первый квартал 1997 года составила 25,3 млрд. рублей); выявлены нарушения в вопросах использования и распоряжения федеральной собственностью как на территории РФ, так и за рубежом; факты нарушений законодательства руководителями ВГТРК и ненадлежащего контроля со стороны Федеральной службы России по телевидению и радиовещанию, Минфина России, Госналогслужбы России.
С учетом изложенного, и Счетная палата Российской Федерации также предлагает урегулировать вопрос о статусе и механизме управления со стороны государства Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компанией на уровне федерального закона.
Необходимо подчеркнуть, что указанный запрет на распространение рекламы относится только к деятельности ВГТРК в силу ее особого статуса, закрепляемого настоящим законопроектом, и не распространяется на иные государственные телерадиовещательные компании.
Принятие настоящего Федерального закона не потребует внесения изменений и дополнений в действующее законодательство и не влечет дополнительных расходов из Федерального бюджета.
* * *
Принятие федерального закона "О государственном управлении и поддержке Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании" не потребует отмены, изменения, дополнения или принятия каких-либо законов и иных нормативных правовых актов.
Председатель Комитета |
Финько О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.