Финансово-экономическое обоснование расходов бюджетов всех уровней
в связи с принятием проекта федерального закона "Об обязательном
страховании гражданской ответственности владельцев механических
транспортных средств"
Экономические расчеты позволяют утверждать, что введение в действие федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств" не приведет к значимому росту бюджетных расходов, а некоторое их увеличение в значительной степени покрывается за счет средств, предназначенных на финансирование государственных и муниципальных организаций, эксплуатирующих автотранспортные средства. Расчеты показывают, что дополнительные расходы государства составят ориентировочно 45 млн.рублей, что вполне соизмеримо с судебными и иными издержками, связанными с возмещением вреда жизни, здоровью и имуществу граждан. Указанная сумма на самом деле может оказаться еще меньше, так как здесь не учитываются поступления в бюджет от административных штрафов, накладываемых в случаях эксплуатации транспортных средств без их страхования. Помимо этого, расчет делался по максимальным тарифам, а реальное страхование будет производиться по более низким ставкам. При этом также следует учитывать, что 1% всех собираемых страховых взносов (по оценкам экспертов 170 млн. рублей) направляется на мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения, проводимыми государственными органами (пункт 4 статьи 31 настоящего законопроекта).
Кроме того, существует ряд экономических преимуществ, которые даст принятие данного закона. К ним следует отнести следующие:
- государство получит возможность в более полном, чем ныне, объеме, требовать возмещения вреда, нанесенного государственному имуществу в результате дорожно-транспортных происшествий;
- повысится плановость затрат государственных и муниципальных учреждений, связанных с эксплуатацией автотранспортных средств, так как обязанность по возмещению материального ущерба от ДТП с участием государственного и муниципального автотранспорта будет переложена на страховые компании.
При расчете бюджетных затрат исходили из следующих посылок. В 1996 году в Российской Федерации произошло более 160 тыс. дорожно-транспортных происшествий с тяжелыми последствиями, в которых пострадало около 210 тыс. человек, из которых погибло около 30 тысяч человек. Дорожно-транспортные происшествия, в которых люди не пострадали, но был нанесен материальный ущерб, статистикой не фиксируется, но по оперативным данным ГАИ, на одно происшествие, в котором наносится ущерб жизни и здоровью граждан, приходится около пяти происшествий, в которых наносится ущерб имуществу.
Суммарный социально-экономический ущерб от гибели и ранения людей в ДТП по оценкам Государственного НИИ автомобильного транспорта в 1996 году составил 100 трлн.рублей ("Анализ и оценка состояния безопасности дорожного движения в Российской Федерации с 1992 по 1996 год", Москва, 1997 год, стр.5).
В соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации (статья 1079) собственники механических транспортных средств обязаны возместить вред, причиненный источниками повышенной опасности. Сказанное в полной мере относится и к государству как собственнику достаточно большого количества механических транспортных средств.
Проект федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев механических транспортных средств" предусматривает введение обязательной компенсации вреда жизни и здоровью граждан, пострадавших в ДТП в размере до 600 минимальных оплат труда, и вреда, причиненному имуществу - в размере до 300 МОТ. В настоящее время указанный ущерб также компенсируется, однако его размер зависит от имущественного положения ответчика (ГК РФ, статья 1083), что не позволяет в большинстве случаев компенсировать нанесенный ущерб в достаточном объеме, чем и вызвана необходимость введения института обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
В условиях 1996 года общий объем возмещения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан должен был бы составить более 13 млрд. деноминированных рублей (см. таблицу 1).
Таблица 1. Расчет объема затрат на возмещение ущерба жизни, здоровью
и имуществу третьих лиц в результате дорожно-транспортных
происшествий.
Вид ДТП Количество Норматив Сумма возмещения возмещения Вред жизни и 210 тыс. 400 МРОТ 7,1 млрд.руб. здоровью (в чел.) |
Вред имуществу 1050 тыс. 100 МРОТ 8,87 млрд.руб. Итого 15,978 млрд.руб. |
Это средняя оценка. Из этой суммы около 10%, т.е. 1,59 млрд. рублей приходится на долю государственного и муниципального транспорта (по данным ГАИ, парк указанного транспорта составляет 10% от общего числа эксплуатируемых в России транспортных средств). Такие расходы без учета судебных и иных издержек должно ежегодно нести государство и муниципальные органы в связи с возмещением вреда жизни, здоровью и имуществу граждан в тех же объемах, который предусматривается рассматриваемым проектом закона.
При учете дополнительных расходов государства и муниципальных органов в связи с введением обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств следует принимать во внимание следующие обстоятельства.
1. Подавляющее большинство автомобилей (грузовых и легковых), зарегистрированных в качестве государственных, находятся на балансе государственных предприятий, которые и станут плательщиками страховых взносов по данным автомобилям, обслуживающих государственные организации по договорам. Указанные предприятия получают также доходы от обслуживания третьих лиц. Выборочные данные по отдельным автотранспортным предприятиям позволяют с большой долей вероятности оценить, что доля их доходов, получаемых от обслуживания третьих лиц, составляет половину от их общих доходов. Таким образом, половина дополнительных затрат в связи с введением обязательного страхования будет компенсирована третьими лицами. Поэтому при расчете суммы дополнительных расходов мы будем применять коэффициент 0,5
2. Обращает на себя внимание большое количество грузовых автомобилей, зарегистрированных в качестве государственных. Их общее количество составляет около половины парка грузовых автомобилей в стране. В большинстве своем это армейские автомобили, значительная часть которых не эксплуатируется и составляет мобилизационный резерв. Автотранспорт, находящийся на эксплуатации в армии и не имеющий регистрации в ГАИ не подлежит страхованию. В этой связи при подготовке проекта закона ко второму чтению следует учесть возможность дифференциации размера страховых взносов в зависимости от особенностей эксплуатации транспортных средств. Что касается неармейских грузовых автомобилей, имеющих государственную регистрацию, то они используются для обслуживания нужд государственных и муниципальных органов лишь в самой незначительной степени (в основном, это автомобили остающихся государственными предприятий, также не прошедшие перерегистрацию транспортные средства приватизированных предприятий).
В этой связи при расчете затрат на обязательное страхование государственных грузовых автомобилей мы будем пользоваться коэффициентом 0,25 (с учетом активно эксплуатируемых армейских грузовых автомобилей).
Таблица 2. Расчет величины страховых взносов по механическим
транспортным средствам, находящимся в государственной
и муниципальной собственности.
1 2 3 4 |
вид транспорта страховой количество затраты в год |
тариф по данным 2*3*МРОТ*К * ГАИ |
Легковые автомобили |
Мощность: |
до 45 л.с. 2,7 МРОТ 4900 0,5 млн.руб. |
от 45 до 80 л.с. 8 МРОТ 196000 57,3 млн.руб. |
от 80 до 110 л.с. 11 МРОТ 338000 141,1 млн.руб. |
более 110 л.с. 15 МОТ 64000 40,0 млн.руб. |
Грузовые автомобили |
Грузоподъемность: |
до 1,5 т 10 МОТ 90000 18,8 млн.руб. |
от 1,5 до 4,5 т 15 МОТ 170000 53,2 млн.руб. |
от 4,5 до 10т 20 МОТ 720000 300,6 млн.руб. |
свыше 10 т 25 МОТ 870000 454,0 млн.руб. |
Автобусы |
Число мест |
менее 16 12 МОТ 40000 40,1 млн.руб. |
от 16 до 26 18 MOT 120000 180,3 млн.руб. |
от 26 до 36 20 МОТ 140000 233,8 млн.руб. |
свыше 36 30 МОТ 45000 112,7 млн.руб. |
Мотоциклы 2 МОТ 58500 9,8 млн.руб. |
Итого: 2846400 1642,1 млн.руб. |
_____________________
* Для легковых автомобилей применен коэффициент 0,5, для грузовых и автобусов - 0,25.
Представленная сумма является максимально возможной оценкой затрат государственных и муниципальных органов при введении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Таким образом, чистое увеличение возможных расходов бюджетов всех уровней составит 45 млн.рублей (1642-1597).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.