Курский областной суд
Решение
Именем Российской Федерации
27 февраля 2019 года город Курск
Курский областной суд в составе:
судьи Курского областного суда Ермакова М.И,
при секретаре Александровой А.В, Шевцовой Ю.Н,
с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Борисовой Е.С, представителя административного истца по доверенности Целибеева А.В, представителя административного ответчика Администрации Курской области по доверенности Гололобовой Е.И, представителя заинтересованного лица Администрации Большеугонского сельсовета Льговского района главы сельсовета Белозерова Ю.П,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО "Агропромышленное хозяйство "Колос" к Администрации Курской области о признании недействующим постановления Администрации Курской области N 520-па от 27.06.2018 года "О признании утратившим силу постановления Администрации Курской области N 722-па от 13.11.2014 года "О переводе земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", из одной категории в другую",
установил:
постановлением Администрации Курской области N 722-па от 13.11.2014 года "О переводе земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", из одной категории в другую" по ходатайству ООО "Агропромышленное хозяйство "Колос" о переводе земельного участка из одной категории в другую земельный участок площадью 1817870 кв. м с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для добычи общераспространенного полезного ископаемого песка.
Постановлением Администрации Курской области N 520-па от 27.06.2018 года "О признании утратившим силу постановления Администрации Курской области N 722-па от 13.11.2014 года "О переводе земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", из одной категории в другую" признано утратившим силу постановление Администрации Курской области N 722-па от 13.11.2014 года "О переводе земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", из одной категории в другую".
Постановление Администрации Курской области N 520-па от 27.06.2018 года вступило в силу с момента вступления в силу постановления Администрации Курской области N 722-па от 13.11.2014 года (пункт 2 Постановления).
Постановление Администрации Курской области N 520-па от 27.06.2018 года опубликовано на официальном сайте Администрации Курской области в сети Интернет http://adm.rkursk.ru, 27.06.2018 года и в газете "Курская правда" N 79, 03.07.2018 года.
ООО "Агропромышленное хозяйство "Колос" обратилось в Курский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления N 722-па от 13.11.2014 года. В обоснование требований указало, что имеет действующую лицензию на геологическое изучение, разведку и добычу песка на участке недр "Глушицкий 1" сроком до 25.08.2039 года, который расположен на земельном участке с кадастровым номером N. Оспариваемое постановление не содержит правового обоснования, принято с нарушением статьи 8 ЗК РФ и статьи 2 ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Целибеев А.В. административный иск поддержал и просил его удовлетворить.
Представитель административного ответчика по доверенности Гололобова Е.И. иск не признала, свою позицию мотивируя наличием у государственного органа полномочий на принятие оспариваемого нормативного правового акта, принятием его в установленном законом порядке и процедуре.
Представитель заинтересованного лица Администрации Большеугонского сельсовета Льговского района глава сельсовета Белозеров Ю.П. иск полагал необоснованным, поясняя, что перспективные планы развития территории не обязательно должны исполняться.
Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, заключение прокурора Борисовой Е.С, полагавшей правильным удовлетворить административный иск, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пунктам "в", "д", "к" части 1 статьи 72, частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Решение вопросов планирования использования земель сельскохозяйственного назначения, перевода земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель в силу положений подпункта 10 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный Закон N 184-ФЗ) относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ), иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Перевод земель из одной категории в другую в соответствии со статьей 8 ЗК РФ является прерогативой публичных органов власти, которые, осуществляя такой перевод, определяют не конкретного их пользователя и правила пользования землей этим пользователем, а назначение земель как важнейшей части природных ресурсов и окружающей природной среды, а также осуществляют контроль за правовым режимом в зависимости от их целевого использования. Перевод земель - это установление порядка, условий, предела эксплуатации земель для конкретных целей в соответствии с категориями земель. Осуществление перевода земель из одной категории в другую влечет правовые последствия в виде изменения правового режима использования земель (правил эксплуатации, гражданского оборота, охраны и т.д.), который рассчитан на неоднократное применение и обязателен для неопределенного круга лиц, как непосредственных пользователей земельными участками, так и всех иных лиц. Изменение правового режима использования земель подразумевает изменение совокупности правовых норм, регулирующих отношения по использованию таких участков.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Губернатора Курской области от 16.04.2009 N 111 "О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов органов исполнительной власти Курской области" правовые акты Администрации Курской области подлежат размещению (опубликованию) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) в сроки, установленные Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2014 г. N 198.
Постановлением Администрации Курской области от 20.04.2012 N 383-па "О реализации на территории Курской области положений Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (вместе с "Порядком принятия Администрацией Курской области акта о переводе (либо об отказе в переводе) земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую на территории Курской области") установлено, что акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую принимается Администрацией Курской области в форме постановления Администрации Курской области (пункт 2 Порядка).
Постановление Администрации Курской области N 520-па от 27.06.2018 года "О признании утратившим силу постановления Администрации Курской области N 722-па от 13.11.2014 года "О переводе земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", из одной категории в другую" принято уполномоченным органом - Администрацией Курской области, в установленной законом форме (в виде постановления), опубликовано в газете "Курская правда" и на официальном сайте Администрации Курской области и по этим основаниям не оспаривается.
ООО "Агропромышленное хозяйство "Колос" на основании лицензии на пользование недрами предоставлено право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых - песка на участке недр местного значения " "данные изъяты"", местоположение: "адрес", примыкает к "адрес", дата государственной регистрации - 25.08.2014, серия КРС, N, вид - ТР, сроком окончания - 25.08.2039. Названный участок недр находится в границах одного земельного участка площадью 1 817 870 кв. м с кадастровым номером N ( "данные изъяты").
10.09.2018 года Администрацией Большеугонского сельсовета Льговского района отказано ООО "Агропромышленное хозяйство "Колос" в заключении договора аренды земельного участка площадью 1 817 870 кв. м с кадастровым номером N без проведения торгов, в связи с принятием Администрацией Курской области постановления N 520-па от 27.06.2018 года ( "данные изъяты").
Соответственно оспариваемый нормативный правовой акт применялся к административному истцу, а поэтому в силу части 1 статьи 208 КАС РФ, общество вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании его недействующим.
В соответствии с выпиской из ЕГРН о характеристиках объекта недвижимости от 17.11.2018 года, земельный участок площадью 1 817 870 кв. м с кадастровым номером N расположен по адресу: "адрес", отнесен к землям сельскохозяйственного назначения и находится в собственности МО "Большеугонский сельсовет" Льговского района Курской области, дата регистрации права 20.04.2018 года ( "данные изъяты").
Согласно части 3 статьи 8 ЗК РФ нарушение установленного ЗК РФ, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
В силу части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов (часть 1 статьи 18 ГрК РФ).
Функциональные зоны - это зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (пункт 5 статьи 1 ГрК РФ).
В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон (часть 1 статьи 35 ГрК РФ).
Решением Собрания депутатов Большеугонского сельсовета Льговского района Курской области от 30.12.2013 года N 53 утвержден Генеральный план муниципального образования "Большеугонский сельсовет" Льговского района Курской области, включающий в себя графические и текстовые материалы, согласно приложению.
В качестве главного мероприятия по развитию экономической сферы муниципального образования "Большеугонский сельсовет" Льговского района Курской области Генеральным планом в первую очередь предлагается разработка месторождения строительных песков севернее д. Глушица (пункт 2.3.1 Тома 1 Положения о территориальном планировании, пункт 2.3 Тома 2 Материалы по обоснованию Генерального плана).
Решением Собрания депутатов Большеугонского сельсовета Льговского района Курской области от 15.12.2011 года N 46 (в ред. от 27.04.2018 года N 17) утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Большеугонский сельсовет" Льговского района Курской области, в том числе в качестве приложения, Карта градостроительного зонирования муниципального образования.
Планы перспективного экономического развития территории муниципального образования были реализованы - Департаментом экологической безопасности и природопользования 11.08.2014 года проведен аукцион на право пользования участком недр местного значения "Глушковский 1". Победителем аукциона признан административный истец, который после проведения мероприятий, связанных с разработкой проекта горного отвода, уплатой всех необходимых платежей и сборов, получил соответствующую лицензию.
Как обладатель лицензии на пользование недрами, общество обратилось в Администрацию Курской области и постановлением Администрации Курской области N 722-па от 13.11.2014 года земельный участок с кадастровым номером N переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для добычи общераспространенного полезного ископаемого песка.
Из Проекта горного отвода, Топографического плана поверхности месторождения с контуром горного отвода и Карты градостроительного зонирования муниципального образования "Большеугонский сельсовет" Льговского района Курской области усматривается, что горный отвод отражен в документах территориального планирования как зона размещения производственных объектов (П1).
Сложный контур горного отвода детально воспроизведен в Карте градостроительного зонирования, как зона размещения производственных объектов (П1) и находится в "данные изъяты" км "адрес", примыкает к "адрес".
Таким образом, земельный участок площадью 1 817 870 кв. м с кадастровым номером N, на котором расположен горный отвод месторождения общераспространенного полезного ископаемого - песка на участке недр местного значения " "данные изъяты"", находится в функциональной зоне размещения производственных объектов (П1).
После исследования в судебном заседании Топографического плана поверхности месторождения с контуром горного отвода и Карты градостроительного зонирования указанные обстоятельства лицами, участвующими в деле не оспаривались.
В силу части 2 статьи 9 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ перевод земель промышленности и иного специального назначения или земельных участков в составе таких земель, которые нарушены, загрязнены или застроены зданиями, строениями, сооружениями, подлежащими сносу (в том числе подземными), в другую категорию допускается при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
Установлено, что в 2014-2015 годах ООО "Агропромышленное хозяйство "Колос" на земельном участке с кадастровым номером N осуществляло добычу полезного ископаемого песка, и как следует из сведений о состоянии и изменений запасов твердых полезных ископаемых за 2014 и 2015 годы, пояснений представителей административного истца и заинтересованного лица, на земельном участке в настоящее время находится обводненный карьер, что делает невозможным использование данного земельного участка в качестве земель сельхозначения без проведения рекультивации.
Однако, утвержденного проекта рекультивации земель не имеется, и данный вопрос при вынесении обжалуемого постановления не решен. Обязанность по проведению рекультивации земель у ООО "Агропромышленное хозяйство "Колос", в соответствии с пунктом 13.5 Приложения N 1 к лицензии, возникает по истечении срока пользования недрами к 25.08.2039 года ( "данные изъяты").
Следовательно, в нарушение требований пункта 3 статьи 4, части 2 статьи 9 Закона N 172-ФЗ принятое постановление, которое фактически меняло целевое назначение земель, после использования их в течении нескольких лет в качестве горного отвода для добычи полезных ископаемых, не соответствует утвержденным документам территориального планирования, а именно Генеральному плану и Правилам землепользования и застройки муниципального образования "Большеугонский сельсовет" Льговского района Курской области, вынесено без разработки проекта рекультивации земель.
Доводы представителя административного ответчика о том, что определяющим основанием для отмены постановления является воля собственника земельного участка МО "Большеугонский сельсовет" Льговского района Курской области, нельзя признать обоснованными. В данной ситуации публичный собственник не вправе действовать с нарушением требований градостроительного законодательства, а орган государственной власти субъекта РФ принимать решение об удовлетворении такого обращения.
Решением Арбитражного суда Курской области от 31.10.2016 года, которым сделка по отчуждению земельного участка, заключенного между муниципальным образованием и КФХ Суховей А.В, признана недействительной, вопросы, связанные с переводом земли, не рассматривались ( "данные изъяты").
Суд не может согласиться с доводами представителя административного ответчика о ненормативном характере обжалуемого постановления.
Данный акт принят и опубликован в порядке, установленном для нормативных правовых актов, рассчитан на неоднократное применение и в отношении неопределенного круга лиц.
Кроме того, определением Арбитражного суда Курской области от 14.09.2018 года ООО "Агропромышленное хозяйство "Колос" отказано в принятии заявления о признании недействительным постановления Администрации Курской области N 520-па от 27.06.2018 года в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду. Арбитражный суд Курской области пришел к выводу о нормативном характере обжалуемого постановления и указал на право заявителя обратиться с данным заявлением в суд общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление обоснованно и подлежит удовлетворению.
Определяя момент, с которого нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, на основании разъяснений, содержащихся в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", с учетом тех обстоятельств, что нормативный правовой акт применялся только в отношении административного истца и начало его действия установлено в ретроспективном порядке с 13.11.2014 года, суд полагает возможным восстановление нарушенного права путем признания данного акта не действующим с даты принятия.
В силу положений статьи 111 КАС РФ, суд присуждает с Администрации Курской области в пользу ООО "Агропромышленное хозяйство "Колос" расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Курский областной суд
решил:
административное исковое заявление ООО "Агропромышленное хозяйство "Колос" удовлетворить.
Признать недействующим с даты принятия постановление Администрации Курской области N 520-па от 27.06.2018 года "О признании утратившим силу постановления Администрации Курской области N 722-па от 13.11.2014 года "О переводе земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", из одной категории в другую".
Взыскать с Администрации Курской области в пользу ООО "Агропромышленное хозяйство "Колос" расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.
Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию Администрацией Курской области в газете "Курская правда" в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Курского областного суда М.И. Ермаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.