Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Тюмина С.Ю,
судей: Великановой А.В, Серазитдинова Э.Т,
при секретаре Попове В.А, с участием представителя административного истца Мирошниченко А.В, представителя административных ответчиков -Управления специального назначения Службы безопасности Президента Российской Федерации Федеральной службы охраны Российской Федерации (далее - Управление специального назначения) и начальника указанного управления Жданова А.А, представителя заинтересованного лица - Управления жилищного обеспечения Службы инженерно-технического обеспечения Федеральной службы охраны Российской Федерации (далее - Управление жилищного обеспечения) Михайлова И.В. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе указанного представителя Управления специального назначения на решение Реутовского гарнизонного военного суда от 11 июня 2019 г, которым удовлетворено административное исковое заявление офицера охраны 1 оперативной группы 4 отделения 6 отдела Управления специального назначения лейтенанта Ярышкина Родиона Константиновича об оспаривании действий начальника Управления специального назначения, связанных с отказом в исключении из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС).
Заслушав доклад судьи ФИО8, объяснения представителей административных ответчиков, поддержавших апелляционную жалобу, административного истца, возражавшего против ее удовлетворения, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1, проходивший военную службу по призыву в период с апреля 2002 г. по май 2004 г, ДД.ММ.ГГГГ заключил первый контракт о прохождении военной службы. Приказом командира войсковой части 54799 от ДД.ММ.ГГГГ N л/с ему присвоено воинское звание "прапорщик".
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ФИО1 проходит военную службу в Управлении специального назначения и имеет воинское звание "лейтенант", присвоенное ему ДД.ММ.ГГГГ
При этом в июне 2007 г. ФИО1, находясь в воинском звании "прапорщик", на основании его рапорта был включен в реестр участников НИС с даты возникновения основания для включения в указанный реестр - ДД.ММ.ГГГГ Будучи участником НИС, ФИО1 денежными средствами, находящимися на его именном накопительном счете, не воспользовался. Целевой жилищный заем ему не предоставлялся.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился к начальнику Управления специального назначения с рапортом, в котором просил исключить его из реестра участников НИС.
Решением начальника Управления специального назначения, оформленным сообщением от ДД.ММ.ГГГГ N/УСН-123ви, в удовлетворении указанного рапорта ФИО1 было отказано.
Полагая свои права нарушенными, ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, оспорив вышеупомянутое решение начальника Управления специального назначения об отказе в исключении его из реестра участников НИС, просил обязать названное должностное лицо провести работу по исключению его из указанного реестра.
Суд первой инстанции административное исковое заявление ФИО1 удовлетворил.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы, ссылаясь на положения п. 3 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ "О накопительно - ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон), указывает, что приведенные в нем и перечисленные в п. 18 Правил формирования и ведения реестра участников накопительно - ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, основания для исключения военнослужащего из реестра участников НИС у ФИО1 отсутствуют, в связи с чем он не может быть исключен из указанного реестра.
В этой связи делает вывод о том, оспоренным решением административного ответчика права и законные интересы административного истца не нарушены.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия исходит из следующего.
Действительно, в соответствии с ч. 3 ст. 9 Закона основанием для исключения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, из реестра участников является:
1) увольнение его с военной службы;
2) исключение его из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим;
3) исполнение государством своих обязательств по обеспечению военнослужащего в период прохождения военной службы жилым помещением (за исключением жилого помещения специализированного жилищного фонда) иным предусмотренным нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации способом за счет средств федерального бюджета.
Вместе с тем в силу общеправового принципа, изложенного в п. 2 ст. 1 и п. 1 ст. 9 ГК РФ, граждане осуществляют принадлежащие им права по своему усмотрению, т.е. своей волей и в своем интересе. Из этого следует недопустимость понуждения лиц к реализации определенного поведения, составляющего содержание прав.
Согласно абзацу первому п. 1 и п. 16 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" выделение денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" является одной из форм реализации военнослужащими права на жилище.
Как названные выше законы, так и иные нормативные правовые акты не содержат положений, ограничивающих указанную категорию военнослужащих в возможности не осуществлять данное право.
Показателями исполнения государством своих обязательств в рамках НИС по жилищному обеспечению военнослужащих являются получение ими денежных средств, указанных в ч. 1 ст. 4 Закона, или направление уполномоченным федеральным органом кредитору участника НИС средств целевого жилищного займа на цели, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 14 Закона (ч. 3 ст. 11 указанного Закона).
Согласно материалам дела ФИО1, будучи участником НИС, не воспользовался деньгами, находящимися на его именном накопительном счете. Целевой жилищный заем ему также не предоставлялся.
Таким образом, в отношении ФИО1 условия, с которыми закон связывает выполнение государством обязательств по жилищному обеспечению военнослужащих, не наступили. Следовательно, до возникновения указанных обстоятельств он сохраняет возможность выбора иного способа реализации своих жилищных прав, предусмотренного ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Действия должностных лиц, направленные на ограничение военнослужащего в реализации волеизъявления, совершенные до выполнения государственного обязательства по обеспечению его жильем, не основаны на законе.
Обратившись по команде с рапортом об исключении из соответствующего реестра, административный истец тем самым очевидно заявил о нежелании реализовать свое право на жилище в порядке, установленном Законом.
При таких условиях командованием должно быть реализовано волеизъявление ФИО1 об исключении его из реестра участников НИС путем оформления соответствующих документов, поскольку это соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает чьи-либо права и законные интересы, включая публичные.
В связи с изложенным суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что отказом начальника Управления специального назначения в оформлении документов для исключения ФИО1 из реестра участников НИС нарушены его права, в целях восстановления которых в силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ правомерно возложил на указанное должностное лицо обязанность по оформлению документов для исключению административного истца из реестра участников НИС в установленном законом порядке.
Иная оценка обстоятельств дела и толкование законодательства, которого придерживается автор апелляционной жалобы, по вышеприведенным основаниям являются несостоятельными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309, ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Реутовского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному исковому заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - Управления специального назначения Службы безопасности Президента Российской Федерации Федеральной службы охраны Российской Федерации Жданова А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.