Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона
"О неотложных мерах по государственной поддержке начального
профессионального образования"
С финансово-экономической точки зрения проект федерального закона "О неотложных мерах по государственной поддержке начального профессионального образования" направлен на стабилизацию положения в системе начального профессионального образования, обеспечение реализации права граждан на бесплатное получение этого уровня образования и предполагает обязательное финансирование учредителями неотложных потребностей учреждений начального профессионального образования.
Расчеты финансирования законопроекта проведены по следующим группам обучающихся:
I группа учащихся - обучающиеся по очной форме, получающие бесплатное питание и обмундирование (среднегодовой контингент 611713 чел.);
II группа учащихся - обучающиеся по очной форме, не получающие бесплатного питания и обмундирования (среднегодовой контингент 254003 чел.);
III группа учащихся - обучающиеся по вечерне-заочной форме (среднегодовой контингент 12008 чел.);
IV группа учащихся - обучающиеся из числа детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей (среднегодовой контингент 30000 чел.).
Все расчеты по финансово-экономическому обоснованию законопроекта проводились с учетом того, что в соответствии с положениями законопроекта общий объем средств финансирования учреждения начального профессионального образования, которое должен осуществлять учредитель, состоит из двух компонентов:
- суммы средств, рассчитываемой на основе федерального норматива в расчете на одного обучающегося;
- суммы средств как дополнительного финансирования, выделяемой образовательному учреждению с учетом профессиональной направленности образовательного учреждения, региональных и местных условий (компенсационный фонд). Объем финансовых средств указанного дополнительного финансирования устанавливается в размере 30 процентов от суммы, необходимой для выполнения федеральных нормативов финансирования учреждений начального профессионального образования в расчете на одного обучающегося.
Расчет нормативов финансирования на 1999 год был проведен совместно со специалистами Минобразования России исходя из минимальных потребностей учебных заведений.
Расчет нормативов финансирования на 1999 г.
В состав нормативов включены следующие расходы:
1. Расходы на заработную плату и начисления на заработную плату.
Расчет заработной платы осуществлялся с учетом положений Федерального закона "О порядке определения размеров средней ставки и должностного оклада работников образовательных учреждений", принятого Государственной Думой Федерального Собрания Российского Федерации, которыми устанавливается, что при установлении размеров средней ставки и должностного оклада работников образовательных учреждений Правительством Российской Федерации за расчетную базу в 1999 году принимается 70 процентов от уровня средней заработной платы в промышленности Российской Федерации.
Расчет по заработной плате осуществлен в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами с учетом обеспечения тарифной и надтарифной частей фонда оплаты труда.
Составная часть норматива по заработной плате в расчете на одного обучающегося составит:
Фонд оплаты труда в расчете на одного обучающегося:
I группа - 1273,0 руб., начисления - 496,1 руб.;
II группа - 914,2 руб., начисления - 356,5 руб.;
III группа - 189,2 руб., начисления - 73,8 руб.;
IV группа -1273,0 руб., начисления - 496,1 руб.
2. Расходы на стипендии.
I группа - стипендия учащихся, получающих питание и обмундирование, составляет 50% от минимальной оплаты труда в месяц :
83,5 руб. х 50% х 12 мес. = 501,6 руб.;
II группа - стипендия составляет 80 % от минимальной заработной платы в месяц:
83,5 руб. x 12 мес. = 801,6 руб.;
IV группа - стипендия учащимся IV группы установлена на 50 процентов выше по отношению к стипендии учащихся 1 группы:
501,6 х 150 %= 752,4 руб.;
3. Расходы на питание.
При расчете стоимости питания для учащихся 1 группы учитывалось, что минимальная дневная стоимость двухразового питания по действующим натуральным нормам, одобренным распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.96 г. N 1063-р составляет 10 руб., а количество дней питания в календарном году равно 286 дням.
В расчете на одного учащегося 1 группы расходы на питание в год составят:
10 руб. х 286 = 2860 руб.
При расчете стоимости питания для учащихся II группы учитывалось, что в соответствии с Федеральным законом "О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования" должно выделяться 3 процента от минимальной оплаты труда в день.
В расчете на одного учащегося II группы расходы на питание в год составят:
83,5 х 3% х 286 = 716 руб.
При расчете стоимости питания для учащихся IV группы учитывалось, что дневная стоимость питания учащихся этой группы по натуральным нормам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.92 г. N 409 составляет 19 руб., а количество дней питания - 365.
В расчете на одного учащегося IV группы расходы на питание в год составят 6935 руб.
4. Расходы на коммунальные услуги
Расчет расходов, необходимых для оплаты коммунальных услуг, осуществлялся с учетом фактических расходов на коммунальные услуги, отраженных в бухгалтерском отчете за 1996 год (882643 тыс. руб.), с коэффициентом роста тарифов в 1997 году - 1,25 (определен Минэкономики России) и в 1998 - 1,1.
В расчете на одного учащегося всех групп расходы на оплату коммунальных услуг в год составят 830,5 руб.
5. Расходы на мягкий инвентарь
I группа - стоимость в год на одного обучающегося по натуральным нормам, установленным постановлением Совета Министров РСФСР от 21.01.87 г. N 86 - 200 тыс.руб.
IV группа - стоимость в год на одного обучающегося с учетом обеспечения при выпуске из профтехучилища по натуральным нормам, установленным постановлением Совета Министров РСФСР от 21.01.87 г. N 26 и постановлением правительства Российской Федерации от 26.06.92 г. N 409 - 4500 руб.
6. Прочие расходы (учебные и хозяйственные расходы).
Данная группа расходов состоит из расходов на приобретение (по минимальной потребности) учебных пособий, расходных материалов, быстро изнашиваемых предметов хозяйственного пользования, административных расходов и составляет в расчете на одного учащегося всех групп 290 руб.
7. Расходы на реализацию дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Указанные расходы в соответствии с положениями Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривают выплату учащимся IV группы средств на:
приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии - 250,5 руб. на одного обучающегося;
пособие выпускникам в размере пяти минимальных размеров оплаты труда - 417,5 руб., в расчете на одного обучающегося IV группы - 125,2 руб.
Исходя из представленных расчетов, на 1999 г. определены следующие финансовые нормативы:
I группа - 6451 руб.;
II группа - 3409 руб.;
III группа- 1384 руб.;
IV группа - 15453 руб.
Потребность в финансовых ресурсах по нормативам составляет:
I группа -6451х611713 = 3946,2 млн. руб.;
II группа - 4360 х254003 = 992,9 млн. руб.;
Ill группа- 1491х12008 = 16,6 млн. руб.;
IV группа-15775х30000 = 463,6 млн. руб.
Итого: 5419,3 млн. руб.
Компенсационный фонд в расчете 30 процентов от норматива составит 1083,8 млн. руб.
Общий объем финансовых средств, необходимых для реализации настоящего проекта федерального закона, составит 6503,1 млн. рублей.
В пределах указанных финансовых средств возможно решить вопрос о повышении заработной платы работников учреждений начального профессионального образования до 70 процентов от средней заработной платы в промышленности, а также увеличить на 15-20 процентов должностные оклады мастеров производственного обучения, осуществляющих подготовку работников, занятых на работах с вредными условиями труда и инженерно-педагогических работников в учреждениях, исполняющих уголовное наказание строгого режима и особого режима.
С учетом вышеприведенных расчетов и с целью обеспечения реализации конституционного права граждан Российской Федерации на бесплатное начальное профессиональное образование, законопроект устанавливает с 1 января 1999 года минимальный уровень финансирования начального профессионального образования из федерального бюджета в размере 1,4 процентов его расходной части. При этом за счет федерального бюджета финансируется обучение в профессионально-технических училищах не менее 61 учащегося на каждые 10 тыс. человек, проживающих в Российской Федерации. Последний норматив фиксирует ныне существующее соотношение количества учащихся образовательных учреждений начального профессионального образования, финансируемых за счет средств федерального бюджета, и численности населения Российской Федерации.
Вышеприведенные расчеты показывают, что настоящий проект федерального закона предусматривает финансирование на минимальном уровне исключительно неотложных затрат учреждений начального профессионального образования, без обеспечения которых функционирование этих образовательных учреждений будет невозможным.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.