Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Мелешко Н.В.
судей
Князевой О.Е.
Петровой А.В.
при секретаре
Шалаевой Н.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Гидротранссервис" на решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 20 декабря 2018 года по делу N 2-1267/18 по иску военного прокурора Омского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью "Гидротранссервис" о возмещении ущерба, причиненного окружающей природной среде.
Заслушав доклад судьи Петровой А.В, выслушав объяснения представителей Общества с ограниченной ответственностью "Гидротранссервис" - Рыжевского Ю.В, Крохалева А.В, поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор Омского гарнизона обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью "Гидротранссервис" (далее - ООО "Гидротранссервис") о возмещении ущерба, причиненного окружающей природной среде.
В обоснование исковых требований указано, что военной прокуратурой Омского гарнизона проведена проверка исполнения требований законодательства об охране окружающей среды при использовании объектов недвижимости, принадлежащих Министерству обороны Российской Федерации, расположенных на территории Омской области, в ходе которой установлено, что приказом Министра обороны России от 17 декабря 2010 года N 1871 на учет ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ (далее - ФГКУ "СибТУИО" МО РФ) передан земельный участок с кадастровым номером 55:36:000000:824 площадью 2 0126 369 кв.м, расположенный в г..Омске на территории военного городка N 14, ранее находившийся на учете Омской КЭЧ. В соответствии со свидетельством от 23 сентября 2008 года N 55 АБ 773759 право собственности на вышеуказанный земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией. На основании приказа директора Департамента имущественных отношений МО РФ от 7 сентября 2016 года N 1833 на земельный участок с кадастровым номером 55:36:000000:824 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ "СибТУИО" МО РФ. 26 августа 2008 года между ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Омской области, ФГУ "Омская КЭЧ Сибирского военного округа" и ООО "Гидротранссервис" заключен договор аренды на часть вышеуказанного земельного участка площадью 243 046 кв.м для использования под складирование строительных материалов и хранение специальной техники. Иные коммерческие организации на вышеуказанной части земельного участка хозяйственную деятельность не осуществляют. В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ и Уставом ООО "Гидротранссервис" основным видом деятельности организации является разработка гравийных и песчаных карьеров, добыча глины и каолина.
Проведенной проверкой установлено, что в юго-восточной части земельного участка, используемого ООО "Гидротранссервис", расположены три котлованообразные выемки грунта, заполненные водой, имеющие признаки изъятия грунта с поверхности земельного участка. Согласно заключению по проведенным АО "Омская геологоразведочная экспедиция" инженерно-геологическим изысканиям установлен факт выемки из вышеуказанных котлованов грунта (породы "песок очень мелкий"), общий объем которого составил 24,1 тыс.м3. В соответствии с распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 71-р, Правительства Омской области N 234-рп от 17 октября 2005 года "Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых Омской области", песок является общераспространенным полезным ископаемым, его добыча, как полезного ископаемого, допускается исключительно при наличии выданной в установленном порядке лицензии. Согласно информации Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 4 октября 2017 года N ИСХ-17/МПР-8451 лицензия на право пользования недрами с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:824 ООО "Гидротранссервис" не выдавалась, такая лицензия ответчиком в ходе проведения проверки не представлена. Таким образом, истец полагает, что в действиях ответчика имеет место самовольное (без специального разрешения) пользование недрами.
В связи с изложенным, военный прокурор Омского гарнизона просил взыскать с ООО "Гидротранссервис" в пользу Российской Федерации в лице Министерства природных ресурсов и экологии Омской области в возмещение ущерба 4 125 197 руб.
Решением Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 20 декабря 2018 года исковые требования военного прокурора Омского гарнизона удовлетворены.
Суд взыскал с ООО "Гидротранссервис" в пользу Российской Федерации в лице Министерства природных ресурсов и экологии Омской области в счет возмещения ущерба, причиненного окружающей природной среде вследствие незаконных действий по изъятию недр (песка), сумму в размере 4 125 197 руб.
Суд также взыскал с ООО "Гидротранссервис" в доход государства государственную пошлину в размере 28 826 руб.
ООО "Гидротранссервис" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить как незаконное, постановленное с нарушением норм действующего законодательства, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции военный прокурор Омского гарнизона, представители третьих лиц Министерства природных ресурсов и экологии Омской области, Управления Росприроднадзора по Омской области, Министерства обороны Российской Федерации, Департамента имущественных отношений Минобороны России, ФГКУ "СибТУИО" Минобороны России не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания в суд апелляционной инстанции не направили, доказательств уважительности причин неявки не представили.
При таких обстоятельствах, в соответствии со статьей 167, частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определилавозможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 25 июля 2008 года в государственный кадастр недвижимости Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области внесены сведения о земельном участке, расположенном в южной части кадастрового района 55:36: Омская область, г.Омск, Ленинский АО, площадью 20126339?1570 кв.м, разрешенное использование "Земли военных объектов и другие", правообладатель Российская Федерация, земельному участку присвоен кадастровый номер 55:36:000000:824.
На основании решения Исполкома Ульяновского районного Совета депутатов трудящихся N 21/340 от 11 августа 1952 года указанный земельный участок принадлежит на праве собственности Российской Федерации.
Согласно Передаточному акту при присоединении федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации от 1 апреля 2011 года ФГУ "Омская квартирно-эксплуатационная часть района" МО РФ передало ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ имущество, документацию, а также все права и обязанности ФГУ "Омская квартирно-эксплуатационная часть" МО РФ, включая земельный участок с кадастровым номером 55:36:000000:824.
Приказом Директора департамента имущественных отношений Минобороны России N 1833 от 7 сентября 2016 года прекращено право постоянного (бессрочного) пользования КЭЧ Омского района Западно-Сибирского Военного округа на вышеназванный земельный участок, участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ "СибТУИО" МО РФ.
26 августа 2008 года между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Омской области, Омской квартирно-эксплуатационной частью Сибирского военного округа, осуществляющими полномочия арендодателя, и ООО "Гидротранссервис" (арендатор) заключен договор аренды N 97 земельного участка, находящегося в федеральной собственности.
В соответствии с п. 1.1 договора ООО "Гидротранссервис" приняло в аренду часть земельного участка 55:36:000000:824, расположенного в южной части кадастрового района 55:36: г. Омска, общей площадью 243 046,00 кв.м, для использования его под складирование строительных материалов, хранения специальной техники в границах, указанных в плане участка, являющемся неотъемлемой частью договора на срок с 26 августа 2008 года по 26 июля 2009 года. При надлежащем выполнении арендатором своих обязанностей в течение всего срока действия договора и при отсутствии письменных возражений сторон договор считается возобновленным на неопределенный срок.
Пунктом 4.4.7 договора арендатор обязался не осуществлять на участке работы без разрешения соответствующих компетентных органов (архитектурно-градостроительных, пожарных, санитарных, природоохранных и других органов), для проведения которых требуется соответствующее разрешение.
Впоследствии договор аренды был продлен на неопределенный срок.
В ходе проверки порядка использования федерального имущества, расположенного по адресу: Россия, Омская область, город Омск, Ленинский АО военный городок N 14, проведенной 27 июня 2013 года на основании Указания заместителя директора Департамента имущественных отношений N 14111515 от 17 апреля 2013 года комиссией из состава должностных лиц ФГКУ "СибТУИО" МО РФ, установлено, что южная часть земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:824, площадью 243 046 кв.м, предоставленная ООО "Гидротранссервис" по договору аренды N 97 от 26 августа 2008 года, используется под складирование строительных материалов и хранение специальной техники в границах, указанных в плане земельного участка. Строительство на арендуемой территории не ведется. Арендная плата за пользование земельным участком вносится регулярно. При истребовании земельного участка для нужд Министерства обороны и согласно условий договора аренды ООО "Гидротранссервис" обязуется освободить участок от имущества и сооружений и привести его в состояние, пригодное для дальнейшей эксплуатации своими силами и за свой счет. Учитывая вышеизложенное необходимо продолжить договорные отношения с ООО "Гидротранссервис" до принятия решения о дальнейшем использовании проверяемой части земельного участка.
По результатам инженерно-геологических изысканий, проведенных 21 декабря 2017 года ООО "Сибирский инновационный испытательный центр" в Ленинском округе г. Омска на правом берегу р. Иртыш в 1,5 км восточнее с. Черемушки в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:824, 29 января 2018 года АО "Омская геологоразведочная экспедиция" составлено Заключение, которым установлен факт наличия трех выемок грунта, представленного супесью песчанистой и пылеватой, суглинком легким песчанистым, суглинком тяжелым песчанистым, суглинком тяжелым пылеватым и песком очень тонким II класса (не соответствует по зерновому составу ситам 5 и 10 мм). Подсчет отобранных пород сведен в Таблицу 1, расчет ущерба приведен в Таблице 2.
С учетом исправления допущенной в заключении технической ошибки АО "Омская геологоразведочная экспедиция" подсчитаны объемы вынутого грунта на 19 октября 2017 года, установлен факт выемки из вышеуказанных котлованов грунта породы "песок очень тонкий" общим объемом 24,1 тыс.м3. Определено, что стоимость единицы (1 м3) полезного ископаемого, определяемая по средней рыночной цене его реализации за 6 месяцев (песок строительный), составляет 171,17 руб, стоимость запасов полезных ископаемых, утраченных в результате причиненного вреда, составляет 4 125 197 руб. (24,1x171,17).
Стоимость единицы полезного ископаемого рассчитана в соответствии с письмом N СА-04-30/1091 от 29.01.2018 Федерального агентства по недропользованию о средних ценах производителей на отдельные виды твердых полезных ископаемых на 2-е полугодие 2017 года, согласно которому полезное ископаемое принимается как песок строительный без уточнения его классификации по модулю крупности.В ходе проведенной Военной прокуратурой Омского гарнизона проверки исполнения требований законодательства об охране окружающей среды при использовании объектов недвижимости, принадлежащих Минобороны России, расположенных на территории Омской области, установлено, что часть земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:824, площадью 243 046 кв.м, находится в аренде ООО "Гидротранссервис", в юго-восточной части используемого ответчиком участка расположены три котлованообразные выемки, заполненные водой, имеющие признаки изъятия грунта с поверхности земельного участка. Иные коммерческие организации на вышеуказанной части земельного участка хозяйственную деятельность не осуществляют.
Актом осмотра, составленным заместителем военного прокурора Омского гарнизона подполковником юстиции А. 22 февраля 2018 года, с использованием ЭВМ Aspire E5-575G (LAPTOR-1L3ATQSH), по результатам изучения и анализа снимков со спутника земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:824 посредством использования общедоступной программы "Google Earth Pro" (версия 7.3.1.4507 (64-bit) установлено:
- по состоянию на 1 августа 2011 года на части вышеуказанного земельного участка, используемой ООО "Гидротранссервис", отсутствуют выработки грунта, на которых согласно заключению АО "Омская геологоразведочная экспедиция" изымался песок (приложение N 1);
- по состоянию на 15 сентября 2011 года на части вышеуказанного земельного участка, используемой ООО "Гидротранссервис, присутствует выработка грунта N 1, площадью 10 628 м2, из которой согласно заключению АО "Омская геологоразведочная экспедиция" изъят песок в количестве 17,7 тыс.м3. Выработка N 2 площадью 6 141 м2, отсутствует (приложение N 2);
- по состоянию на 15 августа 2012 года на части вышеуказанного земельного участка, используемой ООО "Гидротранссервис", отсутствует выработка грунта N 2 площадью 6 141 м2, из которой согласно заключению АО "Омская геологоразведочная экспедиция" изъят песок в количестве 6,4 тыс.м3 (приложение N 3);
- по состоянию на 15 сентября 2012 года на части вышеуказанного земельного участка, используемой ООО "Гидротранссервис", присутствует выработка грунта N 2 площадью 6 141 м2, из которой согласно заключению АО "Омская геологоразведочная экспедиция" изъят песок в количестве 6,4 тыс.м3 (приложение N 4).
Из выписки из ЕГРЮЛ и Устава ООО "Гидротранссервис" следует, что основным видом деятельности данной организации является разработка гравийных и песчаных карьеров, добыча глины и коалина.
Согласно информации Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 4 октября 2017 года ИСХ-17/МПР-8451 лицензия на право пользования недрами с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:824 ООО "Гидротранссервис" не выдавалась.
В ходе проверки, проведенной военной прокуратурой Омского гарнизона, такая лицензия ответчиком также представлена не была.
Разрешая по существу заявленные военным прокурором Омского гарнизона исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 1064, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об охране окружающей среды", Закона Российской Федерации "О недрах", оценил представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и нашел установленным в ходе рассмотрения дела факт самовольного пользования ООО "Гидротранссервис" недрами, выразившийся в незаконном изъятии общераспространенного полезного ископаемого (песка) в объеме 24.1 тыс.м3, в связи с чем пришел к выводу о том, что с ответчика в пользу Российской Федерации в лице Министерства природных ресурсов и экологии Омской области подлежит взысканию сумма ущерба 4 125 197 руб.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда и не усматривает оснований для отмены постановленного судом решения.
В силу статьи 11 Закона Российской Федерации "О недрах" предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В соответствии со статьей 12 Российской Федерации "О недрах" условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Пунктом 3.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 года N 3314-1, предусмотрено, что в соответствии с лицензией недра передаются в пользование в виде участков, представляющих собой геометризированные блоки недр.
В лицензии определяются пространственные границы предоставляемого участка недр, в пределах которого разрешается осуществление работ, указанных в лицензии. Границы должны иметь подробное описание и координаты. Участки недр должны быть максимально компактными и по возможности ограничены прямыми линиями (пункт 3.2 Положения).
В ходе рассмотрения настоящего дела установлено и ответчиком не оспорено, что лицензия на право пользования недрами с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:824 ООО "Гидротранссервис" не выдавалась.
Между тем совокупностью представленных в материалы дела доказательств с достоверностью подтверждается, что на предоставленной ООО "Гидротранссервис" в аренду части земельного участка произведена выемка общераспространенного полезного ископаемого (песка).
Доводы ООО "Гидротранссервис" о недоказанности нарушений им законодательства судебная коллегия находит противоречащими исследованным по делу доказательствам, достоверно подтверждающим факт использования ответчиком недр в отсутствие соответствующего разрешения, что создает угрозу рациональному использованию недр и качеству окружающей среды.
Доводы апелляционной жалобы о пропуске истцом срока исковой давности судебная коллегия также находит подлежащими отклонению, поскольку частью 3 статьи 78 Федерального закона "Об охране окружающей среды" прямо предусмотрено, что иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет, тогда как недра в силу положений указанного Закона являются компонентом природной среды.
Доводы о том, что установленный указанной правовой нормой срок исковой давности не подлежит применению к спорным правоотношениям, поскольку настоящий иск не вытекает из факта загрязнения окружающей среды, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, связи с чем не принимаются во внимание судебной коллегией.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, размер ущерба, подлежащий возмещению за счет ответчика, определен судом верно, на основании представленных в материалы дела доказательств.
Так, согласно представленного истцом в материалы дела заключения АО "Омская геологоразведочная экспедиция" от 29 января 2018 года стоимость единицы (1 м3) полезного ископаемого, определяемая по средней рыночной цене его реализации за 6 месяцев (песок строительный), составляет 171,17 руб, стоимость запасов полезных ископаемых, утраченных в результате причиненного вреда, составляет 4 125 197 руб. (24,1x171,17).
Ссылки ООО "Гидротранссервис" на подложность вышеназванного заключения исследовались судом первой инстанции и были обоснованно отклонены.
Из материалов дела следует, что допущенная в указанном заключении техническая ошибка в части неверного указания на "песок очень мелкий" в таблице N 1 и таблице N 2 вместо указания "песок очень тонкий" на определение размера причиненного ущерба не повлияла.
Согласно письма Федерального агентства по недропользованию N СА-04-30/1091 от 29 января 2018 года полезное ископаемое принимается как песок строительный без уточнения его классификации по модулю крупности.
Вышеназванная цена единицы (1 м3) полезного ископаемого (песок строительный) подтверждается также ответом на судебный запрос Федерального агентства по недропользованию от 12 ноября 2018 года, из которого следует, что в соответствии с "ГОСТ 8736-2014. Межгосударственный стандарт. Песок для строительных работ. Технические условия", введенным в действие приказом Росстандрата от 18.11.2014 N 1641-ст, песок класса II очень тонкий относится к пескам для строительных работ, для определения средней цены реализации Агентство полагает возможным использовать данные Росстата о средних ценах производителей промышленных товаров с 2017 года по графе "пески строительные", размещенные на едином Интернет-портале Росстат в информационно-телекоммуникационной сети Интеренет.
При этом по информации РОССТАТА о средних ценах производителей на отдельные виды промышленных товаров в 2017 году средняя цена на пески строительные, м3, на внутренний рынок, за период с июля по декабрь 2017 года составляет 171,17 руб. (174+174+170+186+169+164)/6).
Доводы ответчика в апелляционной жалобе о том, что суд при определении размера ущерба руководствовался данными РОССТАТА о стоимости песка строительного за период с июля по декабрь 2017 года, то есть за 6 месяцев, предшествовавших дате обнаружения правонарушения, а не за 6 месяцев до даты совершения правонарушения, чем нарушил Постановление Правительства РФ от 4 июля 2013 года N 564, подлежат отклонению, поскольку в материалах дела не имеется и ответчиком не представлено доказательств совершения правонарушения ранее июля 2017 года.
Ссылки ответчика на результаты проверки, проведенной в 2013 году, снимки со спутника земельного участка по состоянию на 15 сентября 2011 года и 15 сентября 2012 года, не могут быть приняты во внимание, поскольку данные доказательства сами по себе не являются достаточными доказательствами совершения ответчиком правонарушения в указанные периоды времени, поскольку характер недр (строительный песок) и их объем был установлен позднее, в ходе проверки 2018 года.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия считает, что суд правильно определилобстоятельства, имеющие существенное значение для дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы по существу повторяют правовую позицию ответчика, которая получила надлежащую оценку суд первой инстанции, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает, и не содержат обстоятельств, которые имели бы существенное значение для рассмотрения дела, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в нем выводы.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловными основаниями к отмене решения суда первой инстанции, в ходе рассмотрения дела судом допущено не было.
При таком положении, обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 20 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Гидротранссервис" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.