Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Александровой Ю.К.
судей
Птоховой З.Ю, Князевой О.Е.
при секретаре
Монгуш С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Кировского района" на решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 20 марта 2019 года по гражданскому делу N 2-959/19 по иску Воронова В. А. к Обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Кировского района" о защите прав потребителя.
Заслушав доклад судьи Александровой Ю.К, объяснения истца, его представителя, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Воронов В.А. обратился в Кировский районный суд Санкт-Петербурга с исковыми требованиями к Обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Кировского района" (далее- ООО "Жилкомсервис N 2 Кировского района") о защите прав потребителя.
В обоснование заявленных требований Воронов В.А. указывал, что он является собственником квартиры, расположенной по адресу: "адрес". Управляющей организацией дома, в котором он проживает является ООО "Жилкомсервис N 2 Кировского района". "дата" он обратился в ООО "Жилкомсервис N 2 Кировского района" с заявлением, в котором просил обеспечить ознакомление либо предоставить копии документов на МКД по адресу: "адрес". "дата" ООО "Жилкомсервис N 2 Кировского района" в ответе на письмо Воронова В.А. сослался на пункты 5, 5.1 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, согласно которого управляющие организации обязаны раскрывать информацию на сайте, определенном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и указал, что запрашиваемая информация размещена на официальном сайте "адрес". Истец с данным ответом не согласен, полагает, что отказ ООО "Жилкомсервис N 2 Кировского района" в обеспечении ознакомления либо предоставления копий документов на МКД незаконным.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, настаивая на удовлетворении заявленных требований, истец просил:
признать незаконным и нарушающим права потребителя бездействие ООО "Жилкомсервис N 2 Кировского района" (ИНН: N... выраженное в непредоставлении ему на основании письменного запроса от "дата" ответа в течение 10 рабочих дней по существу обращения;
обязать ООО "ЖКС N 2 Кировского района" в течение месяца после вступления решения суда в законную силу предоставить ему для ознакомления следующие документы:
технический паспорт на многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес"; акты выполненных работ и оказанных услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: "адрес" за период с "дата" по "дата"; сметы и описи работ и оказанных услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: "адрес" за период с "дата" по "дата"; документы на общедомовой (коллективный) прибор учета отопления, установленный в многоквартирном доме, расположенном по адресу: "адрес", сведения о проведении его ремонта, замены и поверки; документы на общедомовой (коллективный) прибор учета электроснабжения, установленный в многоквартирном доме, расположенном по адресу: "адрес" сведения о проведении его ремонта, замены и поверки; документы на общедомовой (коллективный) прибор учета горячего водоснабжения, установленный в многоквартирном доме, расположенном по адресу: "адрес" сведения о проведении его ремонта, замены и поверки; документы на общедомовой (коллективный) прибор учета холодного водоснабжения, установленный в многоквартирном доме, расположенном по адресу: "адрес", сведения о проведении его ремонта, замены и поверки; акты осмотра и проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, в том числе механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающих более одного помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: "адрес" за период с "дата" по "дата"; акты осмотра и проверки состояния (испытания) конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества), расположенном по адресу: "адрес" на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям за период с "дата" по "дата"; акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности к отопительному периоду
многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес" за период с "дата" по "дата"; журнал эксплуатации многоквартирного дома (здания), расположенного по адресу: "адрес"; список собственников и нанимателей помещений в многоквартирном доме, расположенного по адресу: "адрес", составленный с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных; оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме, а также бюллетени голосования общих собраний с "дата" по "дата"; журнал учета показаний общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов по электричеству, отоплению, горячему и холодному водоснабжению многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес" за период с "дата" по "дата"; журнал регистрации фактов, предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность в многоквартирном доме, расположенного по адресу: "адрес" за период с "дата" по "дата"; отчет об исполнении управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: "адрес" за 2015, 2016 и 2017 год; выписку по лицевому счету (учетному регистру) многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес" за 2016, 2017 и 2018 год;
взыскать с ООО "Жилкомсервис N 2 Кировского района" в пользу Воронова В.А. компенсацию морального вреда в размере "... ", штраф в размере 50% от суммы, присужденной за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.
Решением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 20 марта 2019 года исковые требования Воронова В.А. удовлетворены частично.
Данным решением постановлено:
обязать ООО "Жилкомсервис N 2 Кировского района" предоставить Воронову В.А. в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу, для ознакомления следующие документы:
общую информацию об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);
общую информацию о многоквартирном доме по адресу: "адрес", в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;
информацию о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;
информацию об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов);
информацию об использовании общего имущества в многоквартирном доме;
информацию о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);
информацию о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний за период с 2014 по 2018 год;
отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за 2016, 2017, 2018 год;
информацию о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.
Взыскано с ООО "Жилкомсервис N 2 Кировского района" в пользу Воронова В.А. компенсацию морального вреда в размере "... ", штраф в размере "... ", а всего "... " (семь тысяч пятьсот) рублей.
В остальной части требований отказано.
В удовлетворении требований Воронова В.А. к ООО "Жилкомсервис N2 Кировского района" о признании незаконным и нарушающим права потребителя бездействие ООО "Жилкомсервис N 2 Кировского района", выраженное в не предоставлении на основании письменного запроса от "дата" ответа в течение 10 рабочих дней по существу обращения, отказано.
Взыскано ООО "Жилкомсервис N 2 Кировского района" в пользу Воронова В.А. расходы по уплате государственной пошлины в размере "... " (шестьсот) рублей.
В апелляционной жалобе ООО "Жилкомсервис N 2 Кировского района" ставит вопрос об отмене постановленного судом решения, считая его незаконным и необоснованным, просит принять по делу новое решение.
Решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 20 марта 2019 года истцом не обжалуется.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы (л.д.126-127), в заседание судебной коллеги не явился, сведений об уважительности причин неявки не представил, не просил о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей, в связи с чем на основании статей 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассматривать дело в его отсутствие.
Изучив материалы гражданского дела, выслушав явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене оспариваемого решения, поскольку оно вынесено в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что истец Воронов В.А. является собственником квартиры, расположенной по адресу: "адрес".
Упомянутым домом управляет ООО "Жилкомсервис N 2 Кировского района".
"дата" Воронов В.А. обратился в ООО "Жилкомсервис N 2 Кировского района" с заявлением, в котором просил обеспечить ознакомление либо предоставить копии документов на МКД по адресу: "адрес".
"дата" ООО "Жилкомсервис N 2 Кировского района" в ответе на письмо Воронова В.А. сослался на пункты 5, 5.1 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, согласно которого управляющие организации обязаны раскрывать информацию на сайте, определенном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и указал, что запрашиваемая информация размещена на официальном сайте "адрес".
Запрашиваемые истцом документы ему не предоставлены для ознакомления, данное обстоятельство ответчиком не оспаривалось.
Частично удовлетворяя заявленные Вороновым В.А. требования, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 731, Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", учел разъяснения, данные в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", и исходил из того, что требования истца о предоставлении ему для ознакомления документов, до настоящего времени в добровольном порядке ответчиком не исполнены, информация, с которой истец имеет право ознакомиться в соответствии с требованиями закона, для ознакомления истцу не предоставлена, в связи с чем пришел к выводу о том, что требования истца об обязании ООО "Жилкомсервис N 2 Кировского района" предоставить ему информацию, перечень которой, приведен в пункте 3 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 731 подлежат удовлетворению.
Установив в ходе судебного разбирательства нарушение прав истца, как потребителя, гарантированных Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" суд первой инстанции правомерно в соответствии с положениями статьи 15 названного Закона удовлетворил и требования истца о взыскании компенсации морального вреда.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд с учетом принципа разумности и справедливости, пришел к выводу о том, что возмещению подлежит сумма в размере "... ".
Судебная коллегия, принимая во внимание характер нравственных страданий, причиненных истцу, с учетом принципа разумности и справедливости, находит соразмерной компенсацией морального вреда, причиненного истцу как потребителю, сумму, определенную судом первой инстанции.
Поскольку в ходе судебного разбирательства судом первой инстанции было установлено, что ответчиком не удовлетворено в добровольном порядке требование потребителя о предоставлении информации, суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца на основании пункта 6 статьи 13 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" штраф в размере "... ".
Апелляционная жалоба доводов относительно размера взысканных судом компенсации морального вреда и штрафа не содержит.
Также, с учетом положений статей 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом правильно распределены судебные издержки по уплате государственной пошлины.
В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" разъяснено, что при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (пункт 4 статьи 13, пункт 5 статьи 14, пункт 5 статьи 23.1, пункт 6 статьи 28 Закона о защите прав потребителей, статья 1098 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, предоставление доказательств наличия информации, перечень которой, приведен в пункте 3 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 731 на сайте в сети "Интернет" возложена на ответчика.
Вместе с тем, бесспорных, относимых и допустимых доказательств наличия требуемой информации ответчиком в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.
Решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных Вороновым В.А. требований не обжалуется, поэтому в силу части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что суд правильно определилобстоятельства, имеющие существенное значение для дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловными основаниями к отмене решения суда первой инстанции, в ходе рассмотрения дела судом допущено не было.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 20 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.