Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Сухаревой С.И.
судей
Вересовой Н.А. и Кудасовой Т.А.
при секретаре
Ковалевой Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 6 августа 2019 года дело N 2-276/19 по апелляционной жалобе Цикунова Николая Васильевича на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 25 февраля 2019 года по иску ТСЖ "Малая Конюшенная, 14", Присяжнюк Наталии Владимировны к Цикунову Николаю Васильевичу, Цикуновой Марине Михайловне, Власовой Елизавете Владимировне об обязании предоставить доступ в жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Сухаревой С.И, объяснения Цикунова Н.В. и его представителя Николаевой Е.М. по доверенности N... от "дата", Присяжнюк Н.В, ее представителя Присяжнюк М.В, представителя ТСЖ "Малая Конюшенная, 14" - Теравской И.И. по доверенности N... от "дата", судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
ТСЖ "Малая Конюшенная, 14", Присяжнюк Н.В. обратились в суд с иском к ответчикам об обязании предоставить доступ в жилое помещение.
Требования мотивированы тем, что ответчики являются собственниками "адрес", расположенной по адресу: "адрес" управление которым осуществляет ТСЖ "Малая Конюшенная, 14". Присяжнюк Н.В. является собственником "адрес" по тому же адресу. В связи с аварийной ситуацией в "адрес" (течь трубы холодного водоснабжения), управляющей компанией предпринимались меры по ее устранению, однако до настоящего времени восстановить водоснабжение квартиры не представилось возможным в связи с тем, что ответчиками чинятся препятствия в доступе к общему имуществу дома, а подключение водоснабжения в ванной комнате "адрес" осуществляется от стояка водоснабжения, расположенного в квартире ответчиков. В связи с изложенными обстоятельствами, истцы, уточнив заявленные требования, просили обязать ответчиков предоставить доступ уполномоченным представителям ТСЖ к общему имуществу многоквартирного дома, проходящего через жилое помещение ответчиков, для проведения ремонтных работ по восстановлению водоснабжения в "адрес".
Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 25 февраля 2019 года постановлено: "Исковые требования ТСЖ "Малая Конюшенная, 14", Присяжнюк Наталии Владимировны удовлетворить частично.
Обязать Цикунова Николая Васильевича, Цикунову Марину Михайловну предоставить уполномоченным представителям ТСЖ "Малая Конюшенная, 14" доступ к общему имуществу многоквартирного дома, расположенному в "адрес" по адресу: "адрес", а именно - к стояку холодного водоснабжения в "адрес", для проведения ремонтных работ по восстановлению водоснабжения в "адрес" по тому же адресу; в удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать солидарно с Цикунова Николая Васильевича, Цикуновой Марины Михайловны в пользу ТСЖ "Малая Конюшеная, 14" расходы по оплате государственной пошлины в сумме 6 000 рублей.
Взыскать солидарно с Цикунова Николая Васильевича, Цикуновой Марины Михайловны в пользу Присяжнюк Наталии Владимировны расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей".
В апелляционной жалобе Цикунов Н.В. просит решение суда отменить, считая его неправильным и в удовлетворении заявленных требований отказать.
Цикунова М.М, Власова Е.В. (Гудикова) в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом по почте в соответствии со ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, что подтверждается отчетами об отслеживании отправлений N... и N... о причинах неявки не сообщили, не просили об отложении судебного заседания, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, не усматривает оснований для отмены решения Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 25 февраля 2019 года.
Согласно с части 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В силу части 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации, пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 19 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 года N25, в качестве пользователя жилым помещением собственник обязан обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Согласно ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В соответствии со ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 2, 4 Положения о государственном жилищном надзоре, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года N493, Государственная жилищная инспекция является органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции региональный государственный жилищный надзор (контроль) за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от форм собственности, его инженерного оборудования, техническим состоянием жилищного фонда общего имущества собственников в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, соблюдением правил пользования жилыми помещениями, а также использованием их по назначению.
На основании пункта 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года N493 "О государственном жилищном надзоре" предметом проверок органов государственного жилищного надзора является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию; порядку переустройства и перепланировки жилых помещений.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что ответчики являются собственниками "адрес" по адресу: "адрес"; истец является собственником "адрес" по тому же адресу.
ТСЖ "Малая Конюшенная, 14" осуществляет управление многоквартирным домом по указанному адресу в порядке ст.161 ЖК РФ и на основании протокола общего собрания от "дата", акта приема-передачи здания от СПбГКУ "Жилищное агентство Центрального района Санкт-Петербурга".
В связи с поступлением в ТСЖ обращений истца Присяжнюк Н.В. об устранении аварийной ситуации, вызванной ненадлежащим состоянием трубы холодного водоснабжения, проводилась проверка, по результатам которой "дата" составлен акт N... Указанным актом осмотра инженерных сетей установлено, что в "адрес" подводящий стояк холодного водоснабжения выходит из напольного покрытия под раковиной в санузле на высоту 3-5см от пола, на входе в отсекающий кран внутриквартирной разводки имеется незначительное сочение воды по резьбе до отсекающего крана; стояк водоснабжения проложен от общедомового стояка холодного водоснабжения через "адрес"; в "адрес" установлено, что общедомовой стояк водоснабжения выходит в туалете из напольного перекрытия стальной трубой; после отсекающего крана установлен счетчик водоснабжения, далее замененный участок трубы входит в тройник, с которого разводка ведется стальной трубой в коридор квартиры; в коридоре вновь замененный участок, который входит в стальной тройник под ванной и разветвляется на внутриквартирную разводку квартир N... и N.., проложенной под облицовочным материалом напольного покрытия (состояние трубы неудовлетворительное). Собственнику "адрес" предложено заменить неисправный участок подводящего трубопровода (резьбовое соединение сгнило), на что истец согласилась. Ввиду того, что подводка к "адрес" проходит через "адрес", собственнику "адрес" предложено предоставить доступ к инженерным сетям для проведения работ по разделению пользователей холодной водой и замене неисправного участка трубопровода в "адрес", однако собственник "адрес" предоставить доступ отказался. В связи со сложившейся предаварийной ситуацией принято решение об исключении из работы неисправного участка трубной разводки путем отключения стояка холодного водоснабжения до появления возможности осуществить поставку водоснабжения в обе квартиры.
Как следует из материалов дела, объяснений сторон для восстановления водоснабжения в "адрес" устранения сложившейся ситуации, ответчики Цикуновы самовольно произвели отсечение трубопровода (неисправного участка), ведущего к "адрес". Указанные действия в совокупности с отказом в доступе управляющей организации к общедомовому имуществу исключают подачу водоснабжения в "адрес".
По факту сложившихся обстоятельств Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга проводилась проверка, по результатам которой составлен акт, которым установлено частичное отсутствие водоснабжения в "адрес".
В адрес ТСЖ "Малая Конюшенная, 14" Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга выдано предписание об устранении нарушений прав собственника "адрес", принятии мер по восстановлению водоснабжения в квартире. С учетом действий ответчиков, истец вынужден обратиться в суд с требованием об обязании обеспечить доступ, поскольку до настоящего времени восстановить права собственника "адрес" исполнить свои обязательства, а также предписание надзорного органа, не представляется возможным.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что восстановление прав истца Присяжнюк Н.В. возможно только при предоставлении доступа сотрудникам ТСЖ в "адрес", в частности к общедомовому имуществу, для восстановления демонтированного участка трубопровода и его замены. В данном случае, с учетом характера правоотношений сторон, обязанностей и полномочий ТСЖ, а также причин возникновения аварийной ситуации и причин нарушения прав истца, ответчики не вправе препятствовать доступу уполномоченных ТСЖ сотрудников к общедомовому имуществу для восстановления водоснабжения в квартире истца.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции и не усматривает оснований для отмены постановленного по делу решения по доводам апелляционной жалобы.
Доводы апелляционной жалобы о том, что подобный способ восстановления водоснабжения в "адрес" нарушает права ответчиков, были исследованы судом первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка при вынесении решения.
В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях (п.5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 15.12.2018) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность".
Ввиду того, что, как усматривается из материалов дела, бездействие ответчиков препятствует реализации обязанностей управляющей компанией, нарушает права собственника "адрес", в которой в течение длительного времени отсутствует водоснабжение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для обязания собственников квартиры обеспечить доступ уполномоченным сотрудникам ТСЖ в жилое помещение ответчиков, в частности к общедомовому имуществу - стояку холодного водоснабжения, для проведения ремонтных работ по восстановлению водоснабжения в "адрес".
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии полномочий истца на проведение контроля и обязанность собственника квартиры обеспечить доступ представителя контрольных органов в квартиру в заранее согласованное время.
Ссылки апелляционной жалобы об отсутствии проекта прокладки труб в "адрес" не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку материалами дела подтверждено, что собственник "адрес" по вышеназванному адресу самостоятельно без согласования осуществил внутриквартирную разводку, что привело к исключению подачи воды в "адрес" нарушению прав собственника "адрес".
В целом, доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, они не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда и поэтому не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 25 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.