Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Медведкиной В.А.
судей
Петровой А.В, Александровой Ю.К.
при секретаре
Усковой Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-187/2019 по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Альфа" на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 05 февраля 2019 года по исковому заявлению Ермакова А. Е. к обществу с ограниченной ответственностью "Альфа" о защите прав потребителя.
Заслушав доклад судьи Медведкиной В.А, объяснения представителя ООО "Альфа" Аносова С.В, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, и объяснения Ермака А.Е, полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Ермаков А. Е. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Альфа" (далее ООО "Альфа") и с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просил взыскать с ответчика неустойку в размере 802825 рублей 80 копеек за период с 01.02.2018 года по 10.01.2019 года, компенсацию морального вреда в размере 15000 рублей, штраф в размере 50% от присужденной судом суммы, расходы на оплату услуг нотариуса в размере 8665 рублей. В обоснование заявленных требований истец указал, что 28.12.2017 года заключил с ответчиком договор на поставку для семейного домашнего использования тренажера INSPIRE FT2. 02.01.2018 года ООО "Альфа" был поставлен и установлен указанный тренажер, однако устройство имело дефекты сборки и комплектующих, а именно задней распорки кронштейна, левой передней стойки с прямоугольным профилем, утяжелителя. Кривая сварка указанных элементов, вызывающая трение по металлу и выгибание металлических элементов приводила к нештатной работе оборудования, повышенному износу. Устранение указанных недостатков было возможно заменой дефектных комплектующих, однако ответчиком не представлена информация об официальном представителе компании производителя INSPIRE, которым осуществляется гарантийный ремонт и сервисное обслуживание оборудования, не оформлен гарантийный талон от производителя тренажера. Кроме того истец указывает, что в нарушение положений Закона РФ от 07.02.1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" ответчиком ограничен гарантийный срок на тренажер 1 годом. 15.01.2018 года в адрес ответчика была направлена претензия, но требования ответчиком не были удовлетворены, в связи с чем истец обратился с настоящим иском в суд.
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 05 февраля 2019 года исковые требования Ермакова А.Е. удовлетворены частично.
С ООО "Альфа" в пользу Ермакова А.Е. взыскана неустойка в размере 40000 рублей, компенсация морального вреда в размере 10000 рублей, штраф в размере 30000 рублей.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ответчик ООО "Альфа" просит решение отменить, ссылаясь на неверное установление обстоятельств дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 469 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.
При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.
Если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.
Согласно части 1 статьи 470 Гражданского кодекса Российской Федерации, товар, который продавец обязан передать покупателю, должен соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 469 указанного Кодекса, в момент передачи покупателю, если иной момент определения соответствия товара этим требованиям не предусмотрен договором купли-продажи, и в пределах разумного срока должен быть пригодным для целей, для которых товары такого рода обычно используются.
Судом первой инстанции установлено, что 02.01.2018 года Ермаков А.Е. приобрел в ООО "Альфа" силовую станцию INSPIRE FT2 стоимостью 199000 рублей, скамью INSPIRE SCW-WB, стоимостью 20120 рублей, опцию для ног INSPIRE SCS-LЕ, стоимостью 8340 рублей, два переходника INSPIRE, стоимостью 6600 рублей (л.д. 36). Поставка оборудования осуществлена в разборном виде, сборка осуществлена на месте.
ООО "Альфа" на тренажер INSPIRE FT2 выдана гарантийная карта (л.д. 8). Сведений об адресе компании на талоне отсутствуют, имеется контактный телефон по вопросам гарантийного обслуживания.
Сторонами не оспаривалось, что 15.01.2018 года потребитель обратился с претензией на работу тренажера INSPIRE FT2 (л.д. 30-32, 99-128).
Из представленной в материалы дела электронной переписки сторон, заверенной надлежащим образом, следует, что 16.01.2018 года, 29.01.2018 года ООО "Альфа" Ермакову А.Е. отказано в замене деталей, без обращения в специализированную организацию, предложено обратиться к контактному лицу "Андрею", указанному в гарантийной карте (л.д. 99-128)
29.01.2018 года Ермакову А.Е. сообщены сведения о полном наименовании, адресе, контактном телефоне ООО "Альфа", а также о том, что все обращения по поводу эксплуатации и дефектов тренажера INSPIRE FT2, проданного 02.01.2018 года, следует направлять в ООО "Импульс" в соответствии с договором о техническом обслуживании (л.д. 9).
Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее по тексту - Закон РФ "О защите прав потребителей"), данный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
Согласно пункту 2 статьи 4 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" при отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", на товар (работу), предназначенный для длительного использования, изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать срок службы - период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки на основании пункта 6 статьи 19 и пункта 6 статьи 29 настоящего Закона.
Изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок службы товара (работы) длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде.
Изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать на товар (работу) гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 18 и 29 настоящего Закона.
Продавец вправе установить на товар гарантийный срок, если он не установлен изготовителем.
Согласно статье 6 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", изготовитель обязан обеспечить возможность использования товара в течение его срока службы. Для этой цели изготовитель обеспечивает ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации в необходимых для ремонта и технического обслуживания объеме и ассортименте запасных частей в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю.
В силу статьи 8 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать, в том числе гарантийный срок, если он установлен; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг).
Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
На основании статьи 13 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
В силу статьи 18 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе, в числе прочего, потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; либо отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 настоящего Закона требования к продавцу в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.
Положениями статьи 20 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" установлено, что если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней.
В отношении товаров длительного пользования изготовитель, продавец либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель обязаны при предъявлении потребителем указанного требования в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив доставку за свой счет.
За нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара (п. 1 ст. 23 Закона РФ "О защите прав потребителей").
Пленум Верховного Суда Российской Федерации Постановлением от 28 июня 2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" обратил внимание судов на то, что при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (пункт 4 статьи 13, пункт 5 статьи 14, пункт 5 статьи 23.1, пункт 6 статьи 28 Закона о защите прав потребителей, статья 1098 ГК РФ).
В ходе рассмотрения дела судом установлено и сторонами не оспаривалось, что 12.04.2018 года был произведен осмотр тренажера, 19.04.2018 года произведена замена деталей, а именно передней стойки правой, передней стойки левой, верхнего веса. Кроме того осуществлена регулировка соосных стоек, после чего установлено, что тренажер стал работать в штатном режиме.
Таким образом, суд оценив в совокупности представленные доказательства, применительно к положениям пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", пришел к выводу, что приобретенный истцом 02.01.2018 года у ООО "Альфа" тренажер INSPIRE FT2 имел недостатки, которые после обращения истца 15.01.2018 года были устранены ответчиком 19.04.2018 года.
Разрешая заявленные Ермаковым А.Е. исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 23 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года N17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", и исходил из того, что ответчиком нарушены права истца как потребителя ввиду неудовлетворения требований истца в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения, принимая во внимание, что 12.04.2018 года был произведен осмотр тренажера, а 19.04.2018 года недостатки были устранены, учитывая, что первоначально с требованиями об устранении недостатков истец обратился 15.01.2018, в связи с чем истец вправе требовать взыскания с ответчика неустойки с 01.02.2018 года по 19.04.2018 года, на основании чего иск заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению по праву.
Произведя расчет неустойки за период с 01.02.2018 года по 19.04.2018 года, определив ее размер в общей сумме 155220 рублей, суд первой инстанции на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, о применении которой заявил ответчик, снизил неустойку до 40000 рублей.
В апелляционной жалобе ООО "Альфа" выражает несогласие с решением суда, полагая права истца не нарушенными, поскольку ему был предоставлена гарантийная карта и неоднократно предложено связаться сервисным мастером Рожновским А.В. (контактным лицом по имени "Андрей", указанный в гарантийной карте) для выполнения ремонтных работ приобретенного истцом товара, однако истец мастера для осмотра и ремонта тренажера допустить отказался.
Вместе с тем, как следует из представленных в материалы дела электронных переписок сторон, а также объяснений истца, он связывался с рекомендованным ООО "Альфа" сервисным мастером, контактные данные которого указанны в гарантийной карте, который сообщил истцу о возможности проведения осмотра и ремонта тренажера на условиях платности, озвучив стоимость работ.
В связи с тем, что приобретенный истцом товар находился на гарантийном обслуживании, истец обоснованно отказался от платных услуг сервисного мастера.
Иных доказательств свидетельствующих о чинении истцом препятствия для устранения ответчиком выявленных в товаре недостатков ООО "Альфа" в материалы дела не представлено, в связи с чем решение суда по указанным доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.
Поскольку в ходе рассмотрения дела факт нарушения прав истца как потребителя установлен, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении по праву заявленного истцом требования о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Судебная коллегия с размером определенной судом первой инстанции компенсации морального вреда в сумме 10000 рублей согласна, поскольку указанная сумма соответствует требованиям статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации о разумности и справедливости, и с учетом конкретных обстоятельств дела признается коллегией обоснованной.
В порядке пункта 6 статьи 13 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" с ООО "Альфа" в пользу Ермакова А.Е, (с учетом определения суда от 22.04.2019 об исправлении описки) судом обоснованно взыскан штраф в размере 50% от суммы удовлетворенных требований, поскольку требования истца ответчиком в добровольном порядке в установленные сроки удовлетворены не были.
Доводов направленных на оспаривание размеров взысканных судом сумм апелляционная жалоба не содержит.
Судебная коллегия считает, что разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 05 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.