Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Венедиктовой Е.А.
судей
Барминой Е.А.
Стешовиковой И.Г.
при секретаре
Чернышове М.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 28 августа 2019 года гражданское гражданское дело N 2-2524/2019 по апелляционной жалобе Главного управления МЧС России по г. Санкт-Петербургу на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 29 мая 2019 года по иску Ярмолаша Н. Н.ча к Главному управлению МЧС России по г. Санкт-Петербургу о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, о постановке на учет.
Заслушав доклад судьи Стешовиковой И.Г, объяснения истца Ярмолаша Н.Н, представителя ответчика - Морозовой Ю.Б, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Ярмолаш Н.Н. обратился в суд с иском к Главному управлению МЧС России по г. Санкт-Петербургу, после уточнения исковых требований, просил признать за ним право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи из трех человек, возложить на ответчика обязанность поставить истца на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения жилья или строительства жилого помещения с составом семьи из трех человек с даты обращения 22.10.2015.
В обоснование заявленных требований указал, что приказом ФГКУ "17 отряд ФПС по Санкт-Петербургу" от 20.04.2017 он уволен со службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе. Приказом ФГКУ "17 отряд ФПС по Санкт-Петербургу" от 13.03.2018 в приказ об увольнении истца внесены изменения в части основания увольнения, истец уволен по состоянию здоровья по причине установления инвалидности второй группы вследствие наличия у истца заболеваний, полученных в период прохождения военной службы. Истцу назначена пенсия по инвалидности. В июне 2016 года истец принят на учет по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; в июне 2017 года исключен из списков ответчика для получения указанной выплаты. После внесения изменения в приказ об увольнении истца и назначения ему пенсии по инвалидности он обратился к ответчику с просьбой восстановить его на учете для получения единовременной социальной выплаты. Решением единой жилищной комиссии от 15.05.2018 истцу отказано в восстановлении на учете по причине отсутствия условий, предусмотренных пунктом 7 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 29.05.2019 постановлено признать за Ярмолашем Н. Н.чем право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи из трех человек.
Обязать Главное управление МЧС России по г. Санкт-Петербургу восстановить Ярмолаша Н. Н.ча на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения согласно Федеральному закону Российской Федерации от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановлению Правительства РФ от 24.04.2013 N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации" с 22.10.2015.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда, считает его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права.
Выслушав участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что Ярмолаш Н.Н. проходил службу в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы с 26.11.2010 по 20.04.2017.
Истец состоит в браке со 02.10.2013, имеет дочь, 2014 года рождения (л.д. 12, 13).
Истец с семьей проживают с 12.10.2018 по адресу: "адрес", в принадлежащей с 21.08.2018 истцу и его супруге на праве общей совместной собственности однокомнатной квартире жилой площадью 18,6 кв. м, общей площадью 32,7 кв. м; в указанном жилом помещении зарегистрировано место жительства пяти человек, включая истца, его супругу и дочь, квартира находится в залоге у банка, что подтверждается справкой формы 9, ответом Управления Росреестра по Санкт-Петербургу, документами о приобретении жилого помещения с использованием кредитных средств (л.д. 34, 50, 51, 131-178).
В период службы 22.10.2015 истец подал ответчику документы, необходимые при рассмотрении вопроса о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации", что подтверждается справкой в учетном деле (л.д. 73).
С 22.10.2015 истец принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи из трех человек без права на дополнительную общую площадь жилого помещения, что подтверждается выпиской из протокола заседания комиссии ответчика от 10.06.2016 N 3/2016, выпиской из протокола заседания комиссии ответчика от 27.06.2017 N 6/2017 (л.д. 17, 18, 71, 72).
Приказом ФГКУ "17 отряд ФПС по Санкт-Петербургу" от 20.04.2017 N 17-нс (л.д. 9, 10, 117, 118) истец уволен 20.04.2017 из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по пункту 2 части 1 статьи 83 Федерального закона "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 141-ФЗ от 23.05.2016 (по достижения сотрудником предельного возраста пребывания на службе в федеральной противопожарной службе).
Выслуга истца на день увольнения составила 11 лет 07 месяцев 07 дней.
Решением единой жилищной комиссии ответчика от 27.06.2017 истец исключен из списков для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на основании пп. "д" п. 15 Правил, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369, что подтверждается выпиской из протокола от 27.06.2017 N 6/2017 (л.д. 18, 119, 120).
Согласно заключению военно-врачебной комиссии ФКУЗ "Медико-санитарная часть МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области" N 6760 от 25.07.2017 истец не годен к службе в органах внутренних дел, не годен к поступлению на службу по контракту на момент увольнения из Государственной противопожарной службы МЧС России 20.04.2017, заболевание получено в период военной службы (л.д. 128).
Истцу 31.01.2018 установлена инвалидность второй группы на срок до 01.02.2019 по причине наличия у него заболевания, полученного в период военной службы, что подтверждается справкой серии МСЭ-2015 N 2545833 (л.д. 15).
Пенсия по инвалидности назначена истцу 31.01.2018, что подтверждается копией пенсионного удостоверения, уведомлением о назначении пенсии Центра пенсионного обслуживания в адрес истца от 18.04.2018 N 28/110072 (л.д. 16, 130).
Инвалидность второй группы установлена истцу бессрочно 01.02.2019 по причине наличия у него заболевания, полученного в период военной службы, что подтверждается справкой серии МСЭ-2017 N 0012354 (л.д. 14).
На основании заявления истца от 12.03.2018 приказом ФГКУ "17 отряд ФПС по Санкт-Петербургу" от 13.03.2018 N 20-нс (л.д. 11, 129) внесены изменения в приказ от 20.04.2017 N 17-нс в части основания увольнения истца на п. 8 части 2 ст. 83 Федерального закона "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 141-ФЗ от 23.05.2016 (по состоянию здоровья на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в федеральной противопожарной службе и о невозможности выполнять служебные обязанности в соответствии с замещаемой должностью).
Истец 29.03.2018 обратился к ответчику с заявлением о восстановлении на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (л.д. 123).
Решением единой жилищной комиссии ответчика от 15.05.2018 истцу отказано в восстановлении на учете для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с отсутствием условий, предусмотренных п. 7 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ, что подтверждается выпиской из протокола от 15.05.2018 N 4/2018 (л.д. 19, 121, 122).
Судом установлено, что после увольнения истца из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы установлена связь имеющегося у него заболевания с прохождением им службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, в результате чего ему установлена инвалидность второй группы, а также назначена пенсия по инвалидности.
Заключение военно-врачебной комиссии ФКУЗ "Медико-санитарная часть МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области" N 6760 от 25.07.2017 послужило основанием для внесения изменений в приказ об увольнении истца; основание увольнения истца изменено на п. 8 ч. 2 ст. 83 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ (увольнение по состоянию здоровья на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в федеральной противопожарной службе и о невозможности выполнять служебные обязанности в соответствии с замещаемой должностью).
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ).Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (часть 7 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом "д" пункта 15 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае увольнения со службы в учреждениях и органах (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10 и 14 настоящих Правил).
Согласно пункту 14 Правил право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, с учетом сохранения за ними права, указанного в пункте 19 настоящих Правил, имевшегося у них на день увольнения.
Пункт 19 Правил предусматривает, что при расчете размера единовременной социальной выплаты учитывается право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером 15 кв. метров сотрудникам, которым присвоено специальное звание полковника полиции (юстиции, внутренней службы, таможенной службы) и выше, а также сотрудникам, имеющим ученую степень или ученое звание. При наличии права на дополнительную площадь жилого помещения по нескольким основаниям размер дополнительной площади определяется по одному из оснований.
Основания начисления пенсии сотрудникам Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы предусмотрены Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".
В соответствии с абзацем четвертым пункта "а" статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные этим законом, распространяются в том числе и на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в Государственной противопожарной службе, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" этой статьи, и их семей).
В соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, приобретают право на пенсии:
а) за выслугу лет, если они имеют предусмотренную настоящим Законом выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
б) по инвалидности, если они стали инвалидами при условиях, предусмотренных настоящим Законом.
Согласно статье 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. Пенсии по инвалидности этим лицам и пенсии по случаю потери кормильца их семьям назначаются независимо от продолжительности службы.
В соответствии со ст. 19 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I право на пенсию по инвалидности имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, ставшие инвалидами, если инвалидность наступила в период прохождения ими службы или не позднее трех месяцев после увольнения со службы либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями Федерального закона от 30.12.2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что истец имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения и подлежит восстановлению на учете для получения указанной выплаты.
Приходя к указанным выводам, суд исходил из того, что в силу положения пункта 7 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ за истцом должно быть сохранено право на единовременную социальную выплату, он должен быть восстановлен на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, поскольку он уволен со службы с правом на пенсию по инвалидности, и в период прохождения службы принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты.
То обстоятельство, что пенсия по инвалидности истцу установлена после даты его увольнения, не может быть расценено, вопреки доводам представителя ответчика, как подтверждение увольнения истца без права на пенсию, и как основание для лишения его права на единовременную социальную выплату.
Указанные выводы подробно мотивированы в судебном решении, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах, оцененных судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и оснований для признания их неправильными не имеется.
При принятии решения комиссией об отказе в восстановлении на учете для предоставления единой социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не учтено, что положениями Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ и Постановления Правительства РФ N 369 от 24.04.2013 приобретение права на получение единой социальной выплаты сотрудника, обратившегося в период прохождения службы за указанной мерой социальной поддержки, не ставится в зависимость от даты получения права на пенсию.
Иное, вопреки ст. 19 Конституции РФ, ставило бы в неравное положение действующих сотрудников, проходящим службу в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, имеющих право на улучшение своих жилищных условий, и сотрудников, обладающих указанным правом на момент обращения с заявлением и уволенных из органов с правом на пенсию.
Основанием для лишения истца права на единовременную социальную выплату не может являться исключение истца с составом семьи из списков для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с увольнением по достижению предельного возраста, при том, что в дальнейшем за истцом признано право на пенсию, в приказ об увольнении внесены соответствующие изменения.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене постановленного судом решения, поскольку сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств.
Юридически значимые обстоятельства судом установлены, нормы материального и процессуального права применены правильно, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 29 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.