Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Медведкиной В.А.
судей
Мелешко Н.В, Петровой А.В.
при секретаре
Усковой Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2776/2018 по апелляционной жалобе Березы Романа Андреевича на решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 04 декабря 2018 года по исковому заявлению Березы Романа Андреевича к акционерному обществу "Группа Ренессанс Страхование" об обязании внести изменения в полис страхования, уменьшении страховой премии.
Заслушав доклад судьи Медведкиной В.А, объяснения Березы Р.А, поддержавшего доводы жалобы, представителя АО "Группа Ренесснс Страхование" Ивановой И.В, полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Береза Р.А. обратился в Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Группа Ренессанс Страхование" об обязании внести изменения в полис ЕЕЕ N... от 27.03.2016, уменьшении страховой премии на 3558 рублей, взыскании излишне уплаченных денежных средств, неустойки в размере 4984 рублей 80 копеек, компенсацию морального вреда в размере 1000000 рублей.
В обоснование своих требований истец ссылался на то, что 27.03.2016 года им с ООО "Группа Ренессанс Страхование" был заключен договор обязательного страхования автогражданской ответственности на срок с 27.03.2016 года по 26.03.2017 года, выдан полис ОСАГО ЕЕЕ N... на автомобиль Митсубиси Галант", государственный регистрационный знак N... Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 25.01.2018 года по делу N 2-355/18 было установлено нарушение прав истца по ранее заключенному договору обязательного страхования автогражданской ответственности со сроком действия с 27.03.2015 по 26.03.2016 в компании ООО Группа Ренессанс Страхование, полиса ОСАГО ЕЕЕ N.., выразившееся в том, что страховщик неправомерно увеличил стоимость договора ОСАГО, уменьшив скидку на полис. 07.04.2018 истец обратился к ответчику с досудебной претензией о возврате ему излишне уплаченной премии и выплате компенсации, ответа на которую не получил. Стоимость полиса ЕЕЕ N... от 27.03.2016 установлена в размере 9487 рублей 87 копеек (кбм=0,80). Стоимость ОСАГО определяется по формуле = Тб х Кт х Ко х Квс х Км х Кбм. Расчет страховой премии, примененный в полисе ЕЕЕ N... от 27.03.2016: Кбм=0,80; стоимость ОСАГО = 9488 рублей. Исходя из расчета истца подлежит применению коэффициент: Кбм = 0,50, в связи с чем стоимость ОСАГО будет равна 5930 рублям. В связи с чем, истец и просит вернуть излишне уплаченную им страховую премию в размере 3558 рублей. Ссылаясь на статью 28 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" истец полагает, что за каждый день просрочки выполнения законного требования об уменьшении цены за оказанную услугу и возврате излишне уплаченной денежной суммы, ответчик обязан выплатить истцу неустойку в размере 3% от цены оказанной услуги за каждый день просрочки, начиная со дня, когда требование истца должно было быть исполнено добровольно, т.е. с 17.04.2018.
Кроме того, с учетом неоднократного неисполнения просьб истца, при наличии установленного решением суда неправомерного неисполнения требований, ему причинен моральный вред, который оценен в 1000000 рублей.
Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 04 декабря 2018 года в удовлетворении исковых требований истца отказано.
В апелляционной жалобе истец Береза Р.А. просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на неверное установление судом первой инстанции обстоятельств по делу.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 25.04.2002 "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
В соответствии с пунктами 1 и 6 статьи 9 Федерального закона от 25.04.2002 "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.
В силу пункта 2.1 Положения о Правилах ОСАГО, утвержденные Банком России 19.09.2014 N431-П, страховая премия рассчитывается страховщиком в соответствии со страховыми тарифами, определенными страховщиком с учетом требований, установленных Банком России.
Пунктом 2 приложения II Страховых тарифов ОСАГО, утвержденных Указанием Банка России от дата N 3384-У, аналогично установлено, что один из коэффициентов страховых тарифов находится в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (далее - коэффициент КБМ). Данным приложением утверждена таблица, состоящая из 15 страховых водительских классов, которые определяются началом годового срока страхования и концом годового срока страхования, начиная с "М", "0", "1", "2"... до "13", влияя ежегодно на размер страховой премии ОСАГО, увеличивая либо уменьшая ее размер.
В примечаниях к пункту 2 приложения II Страховых тарифов ОСАГО предусмотрены правила и условия применения КБМ, согласно которых коэффициент КБМ применяется при заключении или изменении договора обязательного страхования со сроком действия один год (п. 1); для определения коэффициента КБМ произведенные страховщиком страховые возмещения по одному страховому случаю рассматриваются как одно страховое возмещение (п. 2); сведения о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимые для определения класса собственника транспортного средства (водителя), могут быть получены из автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", если иное не установлено Положением Банка России от 19 сентября 2014 года N 431-П "О Правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 1 октября 2014 года N 34204 ("Вестник Банка России" от дата N 93) (далее - сведения) (п. 3); по договору обязательного страхования, не предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, класс определяется на основании сведений в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего договора обязательного страхования. Класс присваивается собственнику транспортного средства, указанного в договоре обязательного страхования.
При отсутствии сведений (ранее заключенных и окончивших свое действие (прекращенных досрочно) договоров) в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, собственнику данного транспортного средства присваивается класс 3 (п. 4); по договору обязательного страхования, предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, и управление этим транспортным средством только указанными страхователем водителями, класс определяется на основании сведений в отношений каждого водителя. Класс присваивается каждому водителю, допущенному к управлению транспортным средством. При отсутствии сведений указанным водителям присваивается класс 3.
Если предыдущий договор обязательного страхования был заключен на условиях, не предусматривающих ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, то представленные сведения учитывается только в том случае, если водитель являлся собственником транспортного средства (п. 5), при представлении сведений в отношении водителя по нескольким договорам обязательного страхования класс определяется на основании суммирования количества страховых возмещений, содержащихся в сведениях о предыдущих договорах обязательного страхования, закончившихся не более чем за один год до даты заключения договора обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего закончившегося договора обязательного страхования (п. 6), для договоров обязательного страхования, предусматривающих ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, страховой тариф рассчитывается с применением максимального значения коэффициента КБМ, определенного в отношении каждого водителя, допущенного к управлению транспортным средством (п. 7); если представлены сведения по договору обязательного страхования, который был досрочно прекращен, то сведения о страховых возмещениях, произведенных в течение срока действия досрочно прекращенного договора обязательного страхования, учитываются при заключении договора обязательного страхования на новый срок (п. 8); в случае отсутствия страховых возмещений в течение срока действия досрочно прекращенного договора при заключении договора обязательного страхования на новый срок присваивается класс, который был присвоен собственнику (если договор обязательного страхования не предусматривает ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством) или водителю (если договор обязательного страхования предусматривает ограничение лиц, допущенных к управлению транспортным средством) при заключении досрочно прекращенного договора обязательного страхования (п. 9); для определения класса
учитываются сведения по договорам обязательного страхования, прекратившим свое действие не более чем за один год до даты начала срока страхования по договору обязательного страхования (п. 10).
Статьей 1 Закона об ОСАГО под понятием "владелец транспортного средства" понимается собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное). Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства (абзац четвертый);
"водитель" - лицо, управляющее транспортным средством (абзац пятый);
"страховой случай" - наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой в соответствии с договором обязательного страхования обязанность страховщика осуществить страховое возмещение (абзац одиннадцатый).
Пунктом 1 статьи 4 Закона об ОСАГО закреплена обязанность владельцев транспортных средств страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств, на условиях и в порядке, которые установлены Законом об ОСАГО.
Вместе с тем Закон об ОСАГО предоставляет страхователю право выбора условий, на которых будет заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных.
В частности, пунктом 2 статьи 15 Закона об ОСАГО установлено, что договор обязательного страхования заключается в отношении владельца транспортного средства, лиц, указанных им в договоре обязательного страхования, или в отношении неограниченного числа лиц, допущенных владельцем к управлению транспортным средством в соответствии с условиями договора обязательного страхования, а также иных лиц, использующих транспортное средство на законном основании.
Подпунктом "б" пункта 2 статьи 9 Закона об ОСАГО определено, что коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются, в том числе, в зависимости от наличия или отсутствия страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей.
Из изложенного следует, что в случае заключения договора, предусматривающего ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, все водители, допущенные к управлению транспортным средством, именуются в страховом полисе. Следовательно, у страховщика имеется возможность оценить индивидуальные риски каждого из указанных водителей. При этом ограничение максимального количества лиц, которые могут быть указаны в договоре обязательного страхования, отсутствует.
В целях применения коэффициента "бонус-малус" в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 25.04.2002 "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" создана и функционирует Автоматизированная информационная система обязательного страхования (АИС РСА), оператором которой является Российский Союз Автостраховщиков.
В соответствии с пунктом 10.1 статьи 15 Закона об ОСАГО, при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии и проверки данных о наличии или отсутствии страховых выплат, а также проверки факта прохождения технического осмотра страховщик использует информацию, содержащуюся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и информацию, содержащуюся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается.
При получении от страхователя сообщения об изменении сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) предоставленных при заключении этого договора, страховщик вносит изменения в страховой полис обязательного страхования, а также в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, не позднее пяти рабочих дней с даты внесения изменений в страховой полис обязательного страхования (п. 9 ст. 15).
Сведения о страховании предоставляются владельцем транспортного средства страховщику при осуществлении обязательного страхования в последующие периоды и учитываются страховщиком при расчете страховой премии по договору обязательного страхования (п. 10 ст. 15).
По смыслу приведенных выше положений, расчет коэффициента КМБ, представляющего собой, по сути, скидку за безаварийное использование транспортного средства, осуществляется в зависимости от выбранного варианта страхования гражданской ответственности (с ограничением лиц, допущенных к управлению и без такого ограничения).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Береза Р.А. являясь собственником автомобиля "Мицубиси", государственный регистрационный знак. N.., заключил с ответчиком ООО "Группа Ренессанс Страхование" договор обязательного страхования гражданской ответственности. Выдан полис ОСАГО ЕЕЕ N.., со сроком действия с 00 ч. 00 мин. 27.03.2016 по 24 ч. 00 мин. 26.03.2017. Лицами, допущенными к управлению, являлись Береза Р.А. и Береза А.Н. (л.д.10).
Вступившим в законную силу решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 25.01.2018 по делу N 2-355/2018 постановлено обязать ООО "Группа Ренессанс Страхование" внести изменения в АИС РСА, присвоить Береза Р.А. 13 класс страхования, внести изменения в страховой полис от 27.03.2015 в части размера страховой премии определив ее в размере 4077 рублей 22 копейки, взыскать с ООО "Группа Ренессанс Страхование" в пользу Березы Р.А. страховую премию в размере 2223 рублей 93 копеек, неустойку в размере 20000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, штраф в размере 13611 рублей 97 копеек (л.д.5-9).
В силу статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные решением суда, вступившим в законную силу, не подлежат доказыванию вновь и обязательны для суда, рассматривающего последующее дело по спору между теми же сторонами.
Согласно сведениям АИС РСА, представленных Российским Союзом Автостраховщиков, в предшествующие периоды страхования ответственность Береза А.Н. была застрахована в ООО "Группа Ренессанс Страхование": по полису ОСАГО ВВВ N... на страховой период с 23.07.2011 по 22.07.2012 дата по 8 водительскому классу (КБМ 0,75); по полису ОСАГО ВВВ N... на страховой период с 23.07.2012 по 22.07.2013 дата по 9 водительскому классу (КБМ 0,7); по полису ОСАГО ВВВ N... на страховой период с 21.08.2012 по 20.08.2013 дата по 9 водительскому классу (КБМ 0,7); по полису ОСАГО ВВВ N... на страховой период с 21.08.2013 по 20.08.2014 дата по 5 водительскому классу (КБМ 0,9); по полису ОСАГО ВВВ N... на страховой период с 27.03.2015 по 26.03.2016 дата по 6 водительскому классу (КБМ 0,85) (л.д. 161-164).
Согласно представленным ответчиком возражениям на исковое заявление и материалам выплатного дела (л.д.23-63, 80-99), 21.03.2013 года произошло дорожно-транспортное происшествие, виновником по которому постановлением по делу об административном правонарушении от 21.03.2013 года был признан Береза А.Н. Данные сведения о страховом случае также содержатся в АИС PCА. В результате чем, в дальнейшем при оформлении полиса ОСАГО по окончании годового срока страхования, был учтен страховой случай, произошедший в период действия предыдущего договора страхования, и водителю Береза А.Н. был присвоен 5 класс, что согласно таблице определения КМБ является - 0,9.
Следует полагать правомерным вывод суда первой инстанции о том, что поскольку по договору обязательного страхования, предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, класс определяется на основании сведений в отношений каждого водителя, даже с учетом вступившего в законную силу решения суда, установившим Береза Р.А. 13 класса страхования, по договору ОСАГО по страховому полису ЕЕЕ N...
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что вне зависимости от присвоенного водителю Береза Р.А. класса страхования, с учетом лиц, вписанных в полис ЕЕЕ N.., страховой тариф подлежал расчету с применением максимального значения КБМ, определенного в отношении Береза А.Н, что в данном случае составляет 0,8 (7 класс).
Поскольку требования истцовой стороны в части внесения изменений в полис страхования не нашли своего подтверждения, то и оснований для взыскания излишне уплаченной страховой премии, неустойки, компенсации морального вреда не имеется, так как указанные требования являются производными от требования о внесении изменений в полис страхования.
Доказательств введения истца в заблуждение при заключении оговора в ходе рассмотрения дела не установлена. Сведения о порядке присвоения водителям определенного класса, содержаться в Законе об ОСАГО, и являются общедоступными.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы истца не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права. Оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене состоявшегося судебного решения не имеется.
Обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 04 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.