Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Венедиктовой Е.А.
судей
Ягубкиной О.В.
Стешовиковой И.Г.
при секретаре
Арройо Ариас Я.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 мая 2019 года гражданское дело N 2-3933/2018 по апелляционной жалобе Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Василеостровском районе Санкт-Петербурга на решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 17 декабря 2018 года по иску Штанева О. Г. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Василеостровском районе Санкт-Петербурга об обязании включить в страховой и специальный стаж периоды работы, назначить страховую пенсию досрочно, взыскании судебных расходов.
Заслушав доклад судьи Стешовиковой И.Г, объяснения представителя истца - Волковой Р.Н, представителя ответчика - Галаган Е.С, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Штанев О.Г. обратилась в суд с иском к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Василеостровском районе Санкт-Петербурга об обязании включить в специальный стаж периоды работы с 11.04.1989 по 30.09.1993, с 15.06.2006 по 10.01.2007, с 11.01.2007 по 08.02.2007, с 08.02.2007 по 01.04.2009, с 01.07.2009 по 01.09.2017; включить в страховой стаж период работы с 07.11.1999 по 14.06.2006, назначить страховую пенсию с 12.12.2017, взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Требования мотивированы тем, что в период с 11.04.1989 по 30.09.1993 истец работал в условиях вредного производства в должности аппаратчика-гидрометаллурга 5-го разряда и мастера смены цеха N3 на Гидрометаллургическом заводе в составе Производственного объединения "Целинный горно-химический комбинат", позднее на том же предприятии, переименованном в ТОО "Степногорский горно-химический комбинат"; с 15.06.2006 по 10.01.2007 в качестве аппаратчика-гидрометаллурга 5-го разряда в цехе измельчения, выщелачивания и сорбции; с 11.01.2007 по 08.02.2007 старшим мастером смены в цехе производства триоксида молибдена; с 08.02.2007 по 01.04.2009 в должности технолога цеха, заместителя начальника цеха производства триоксида молибдена. Таким образом, за указанные периоды суммарно стаж работы в условиях вредного производства Штанева О.Г. составил 7 лет 3 месяца 6 дней. Также, в период с 01.07.2009 по 01.09.2017, т.е. 8 лет и 2 месяца - Штанев О.Г. проработал мастером участка по переработке продуктивных растворов на руднике "Семизбай" ТОО "Семизбай-U" в условиях вредного производства. Таким образом, на момент обращения истца - гражданина Российской Федерации, в органы пенсионного фонда по вопросу установления ему досрочно пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 ФЗ N400 "О страховых пенсиях" на дату12.12.2017 - суммарный стаж в условиях вредного производства составил 15 лет 5 месяцев 6 дней. Однако, решением УПФ РФ в Василеостровском районе Санкт-Петербурга от 06.04.2018 N23/1470555 в назначении страховой пенсии досрочно, истцу отказано в связи с отсутствием правовых оснований. Кроме того, Штаневу О.Г. ответчик не включил в страховой стаж периоды работы с 07.11.1999 года по 14.06.2006 в должности водителя-экспедитора ТОО "Медио-Фарм". При этом в решении отсутствует обоснование отказа.
Истец полагает, что данным отказом ответчик нарушает его право на оформление досрочной пенсии, не засчитывая периоды работы с вредными условиями труда на предприятиях, расположенных в Казахстане, ссылаясь на то обстоятельство, что деятельность осуществлялась за пределами Российской Федерации, и не подтверждается надлежащими документами.
Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 17.12.2018 постановлено включить в специальный стаж Штанева О.Г, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы с 11.04.1989 по 30.09.1993, с 15.06.2006 по 10.01.2007, с 11.01.2007 года по 08.02.2007, с 08.02.2007 по 01.04.2009, с 01.07.2009 по 01.09.2017, включить в страховой стаж Штанева О.Г, период работы с 07.11.1999 по 14.06.2006.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Василеостровском районе Санкт-Петербурга обязано назначить Штаневу О. Г, 03.12.1961 года рождения, страховую пенсию с 12.12.2017.
Ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
13 марта 1992 г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.
В соответствии со ст. 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 ст. 6 Соглашения определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (ст. 10 Соглашения от 13.03.1992 г.).
Частью 1 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ, возраст (ч. 1 ст. 8 названного закона), страховой стаж (ч. 2 ст. 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (ч. 3 ст. 8 названного закона).
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г.).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ.
В силу ч. 1 ч. 1 ст. 30 "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Положениями ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2002 г. и действовал до 1 января 2015 г. - даты вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ.
Пунктом 2 ст. 29 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который не применяется с 1 января 2015 г, за исключением норм, регулирующих порядок исчисления размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ в части, ему не противоречащей, было предусмотрено, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу данного закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила N 1015).
Согласно п. 5 Правил N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил N 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подпункт "а" пункта 6 Правил N 1015); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подпункт "б" пункта 6 Правил N 1015); единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов (подпункт "в" пункта 6 Правил N 1015); единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подпункт "г" пункта 6 Правил N 1015).
Пунктом 11 Правил N 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015).
Порядок установления страховых пенсий определен ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно ч. 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 05.12.2001г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 6 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (ч. 9 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Согласно п. 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (ч. 1 ст. 30, ч. 1 ст. 31, п. 7 ч. 1 ст. 32, ст. 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).
Документы, необходимые для установления пенсии, могут быть представлены в форме электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов" (пункт 52 Перечня).
Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее по тексту Правила N 884н).
Согласно п. 22 Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г..(даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г..N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г..стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г..(даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г..N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г..должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В частности, согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 9 апреля 2008 г. N ЛЧ-25-25/3283, в Казахстане органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является Республиканское Государственное Казенное Предприятие "Государственный центр по выплате пенсий".
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
В целях определения круга лиц, имеющих право на пенсию по рассматриваемому основанию, законодатель утвердил специальную норму в п. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которой списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяется: Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" и Список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Согласно п. 4 Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется по тексту стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
В силу п. 5 Правил периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Пунктом 1 раздела VIII "Химическое производство" Списка N 1 от 22 августа 1956 г. предусмотрены рабочие, мастера и старшие мастера цехов, занятые на ремонте, профилактике и обслуживании технологического оборудования (кроме электрооборудования, контрольно-измерительных приборов и вентиляции) в резиновых и шинных цехах: подготовительных, подготовки сырья, вулканизации технических изделий и резиновой обуви, изготовления клеев для резины.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Штанев О.Г. 12.12.2017 обратился в УПФР в Василеостровском районе Санкт-Петербурга с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии, в соответствии с п. 1. ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту Федеральный закон от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ).
Решением УПФР в Василеостровском районе Санкт-Петербурга от 06.04.2018 N 23/1470555 Штаневу О.Г. отказано в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 года N 400-ФЗ в связи с отсутствием необходимого специального стажа, дающего право на назначение страховой пенсии по старости, и отсутствием ответов на запросы о подтверждении страхового стажа из компетентных органов. По подсчетам пенсионного органа, общий страховой стаж Штанева О.Г. составил 12 лет 00 месяцев 09 дней. Их требуемых 5 лет стажа на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение подтверждено документально 00 лет 00 месяцев 00 дней.
Из текста указанного решения ответчиком периоды работы истца:
- с 11.04.1989 по 30.09.1993 на гидрометаллургическом заводе в составе Производственного объединения "Целлиный горно-химический комбинат" в должности аппаратчика - гидрометаллурга 5 разряда и мастера смены в цехе N 3 не включены, так как трудовая деятельность осуществлялась в Казахстане, должность не предусмотрена предшествующими Списками, а при использовании действующего Списка N 1 отсутствуют документы, подтверждающие полную занятость;
- с 15.06.2006 по 10.01.2007 на гидрометаллургическом заводе в составе Производственного объединения "Целлиный горно-химический комбинат" в должности аппаратчика - гидрометаллурга 5 разряда не включены, так как трудовая деятельность осуществлялась в Казахстане, должность не предусмотрена предшествующими Списками; с 01.01.1998 в Республике Казахстан отменен институт досрочных пенсий;
- с 11.01.2007 по 08.02.2007 на гидрометаллургическом заводе в составе Производственного объединения "Целлиный горно-химический комбинат" в должности мастера смены в цехе N 3 не включены, так как трудовая деятельность осуществлялась в Казахстане, должность не предусмотрена предшествующими Списками, с 01.01.1998 в Республике Казахстан отменен институт досрочных пенсий;
- с 08.02.2007 по 01.04.2009 на гидрометаллургическом заводе в составе Производственного объединения "Целлиный горно-химический комбинат" на гидрометаллургическом заводе в составе ТОО "Степногорский горно-химический комбинат" в должности технолог цеха, заместитель начальника цеха не включены, так как трудовая деятельность осуществлялась в Казахстане, должность не предусмотрена предшествующими Списками, с 01.01.1998 в Республике Казахстан отменен институт досрочных пенсий;
- с 01.07.2009 по 01.09.2017 на руднике "Семизбай" в должности старший мастер участка не включены, так как трудовая деятельность осуществлялась в Казахстане, должность не предусмотрена предшествующими Списками, с 01.01.1998 в Республике Казахстан отменен институт досрочных пенсий, отсутствуют документы, подтверждающие полную занятость.
Рассматривая спорный период работы истца с 11.04.1989 по 30.09.1993 на гидрометаллургическом заводе в составе Производственного объединения "Целлиный горно-химический комбинат" в должности аппаратчика- гидрометаллурга 5 разряда и мастера смены в цехе N 3, суд первой инстанции установилследующее.
Согласно материалам дела, Штанев О.Г. с 11.04.1989 по 30.09.1993 осуществлял трудовую деятельность на Гидрометаллургическом заводе в составе Производственного объединения "Целинный горно-химический комбинат" в должности аппаратчика-гидрометаллурга 5 разряда и мастера смены в цехе N 3, что подтверждается копией трудовой книжки, в которой содержатся записи с номера N15 по номер N 27, отражающие сведения о приеме, переводе, увольнении Штанева О.Г. в указанные им периоды времени на указанных им предприятиях; архивными справками, подтверждающими стаж работы в условиях вредного производства, получение Штаневым О.Г. заработной платы, уточняющими особый характер работ, в частности: архивной справкой от 04.10.2017 N ФЛ-Ш-44/04-11 о подтверждении стажа работы Штанева О.Г. за период 1989-1993 года в качестве аппаратчика-гидрометаллурга по 5-му разряду - по личному составу Гидрометаллургического завода Производственного объединения "Целинный горно-химический комбинат", архивной справкой от 03.11.2017 N ФЛ-Ш-46/04-11 о подтверждении заработной платы Штанева О.Г. в этот период на указанном предприятии, архивной справкой от 20.08.2018 ФЛ-Ш-25/04/11 о подтверждении стажа работы Штанева О.Г. за период 1989-1993 года с приложением Перечня рабочих мест, профессий и должностей, работникам которых устанавливается льготное пенсионное обеспечение по подразделениям ПО ЦГХК, из которого видно, что по цеху N3 к профессии и должности, относящейся к списку 1- имеется указание на аппаратчика-гидрометаллурга, а в разделе руководители-специалисты подразделение 12402000-17541- включает мастера смены цеха.
Также в материалы дела представлена выписка из временной технологической инструкции от 1989 года по переработке урано-фосфорных руд и апатитового концентрата по цеху N3 в обоснование особого характера /вредного производства/ работ, на которых был занят истец, в частности п. 1.6. Разложение концентрата обогащения и шламов; архивная справка от 06.12.2018 N ФЛ-Ш-40/04-11 о подтверждении стажа работ Штанева О.Г. за период 1989-1993 г.г. с приложением Перечня должностей и профессий рабочих, которым предоставляются государственные пенсии на льготных условиях и в льготных размерах по ЦГХК, который разработан на основании Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года N1173 и дополнений к нему - в заверенном виде экземпляр N7 - для специального пользования, из которого видно наличие профессии аппаратчик-гидрометаллург по цеху N3 /суспензионное обогащение и выщелачивание/; архивная копия Структуры Производственного объединения "Целинный горно-химический комбинат", содержание которой отражает характер производственных подразделений, в том числе тех, где был занят Штанев О.Г, осуществляющих добычу и переработку урано-фосфорныых и урано-молибденовых руд и другой аналогичной продукции; приказы о приеме-переводе-увольнении: N 283 от 10.04.1989 года, N 219 от 05.03.1991 года, N 908 от 30.09.1993 года по личному составу ЦГХК, а также формы Т-2 по занятости в 1989-1993 году.
При установленных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу, что доводы истца о наличии оснований для включения в специальный стаж периоды работы с 11.04.1989 по 30.09.1993 являются обоснованными, подтвержденными представленными доказательствами и соответствующими вышеприведенным положениям законодательства.
Судебная коллегия считает данные выводы суда обоснованными, постановленными при правильной оценке представленных по делу доказательств, и не находит оснований для иной их оценки, ответчик в апелляционной жалобе не приводит доводов, оспаривающих указанные выводы суда.
При этом судебная коллегия учитывает следующее.
Письмом Пенсионного фонда России от 17.01.2017 N ЛЧ-25-26/358 "О реализации международных соглашений с бывшими республиками СССР в части назначения досрочно пенсии по старости на территории Российской Федерации" отмечено об обязательности наличия схожих с пенсионным законодательством Российской Федерации условий досрочного пенсионного обеспечения и наличия даты отмены института досрочных пенсий. При этом, необходимо учитывать, что при досрочном назначении страховой пенсии в соответствии со статьей 30 Закона от 28.12.2013 документально подтверждается наличие в государстве-участнике международных соглашений схожих с пенсионным законодательством Российской Федерации условий досрочного пенсионного обеспечения и дата отмены института досрочных пенсий.
Согласно представленным сведениям в Республике Казахстан с 01.01.1998 назначение досрочных пенсий за работу с вредными и тяжелыми условиями труда отменено.
При этом, аналогия между специальной оценкой условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ с другими порядками определения вредных факторов условий труда в иностранных государствах не установлена.
В этой связи периоды работы до 01.01.1998, дающие право на досрочное пенсионное обеспечение, могут рассматриваться при назначении досрочной страховой пенсии по старости по законодательству Российской Федерации при их соотнесении с соответствующими Списками Российской Федерации и надлежащим подтверждении компетентным органом Республики Казахстан.
Поскольку период работы истца с 11.04.1989 по 30.09.1993 на гидрометаллургическом заводе в составе Производственного объединения "Целлиный горно-химический комбинат" в должности аппаратчика- гидрометаллурга 5 разряда и мастера смены в цехе N 3 соотносится с соответствующими Списками Российской Федерации и подтвержден надлежащими доказательствами, то оснований для отказа во включении данного периода в специальный стаж истца не имеется.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для включения в специальный стаж Штанева О.Г, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов работы с 15.06.2006 по 10.01.2007, с 11.01.2007 года по 08.02.2007, с 08.02.2007 по 01.04.2009, с 01.07.2009 по 01.09.2017, поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Учитывая вышеприведенные положения законодательства, принимая во внимание, что в Республике Казахстан с 01 января 1998 года отсутствует такой вид пенсии, как досрочная пенсия в связи занятостью на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, в специальный стаж истца для определения его права на такую пенсию на территории РФ не могут быть включены спорные периоды работы после 01 января 1998 года.
В связи с изложенным решение суда в части включения в специальный стаж истца периодов работы с 15.06.2006 по 10.01.2007, с 11.01.2007 года по 08.02.2007, с 08.02.2007 по 01.04.2009, с 01.07.2009 по 01.09.2017, подлежит отмене, с принятием нового решения, об отказе в удовлетворении данной части исковых требований.
Судебная коллегия также не усматривает оснований для включения в страховой стаж истца периода работы с 07.11.1999 по 14.06.2006 в должности водителя-экспедитора ТОО "Медио-Фарм", поскольку согласно материалам дела сведения о данном периоде работы истца в указанной должности отсутствуют в трудовой книжке, каких-либо иных документов, подтверждающих факт работы в данной организации в указанный период, суду не представлено, равно как и информации об уплате страховых взносов, в т.ч. в Республике Казахстан. Учитывая изложенное решение суда в части включения в трудовой стаж периода работы с 07.11.1999 по 14.06.2006 подлежит отмене.
Поскольку учтенного стажа работы с 11.04.1989 по 30.09.1993 недостаточно для назначения досрочной пенсии с учетом погодового понижения за каждый полный год работы (п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях), то оснований для удовлетворения требований о назначении досрочной страховой пенсии не имеется, в связи с чем решение суда подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 17 декабря 2018 года оставить без изменения в части включения в специальный стаж Штанева О. Г. периода работы с 11.04.1989 по 30.09.1993.
В остальной части решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 17 декабря 2018 года отменить. В удовлетворении иска Штанева О. Г. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Василеостровском районе Санкт-Петербурга об обязании включить периоды работы в специальный пенсионный стаж и назначить пенсию, отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.