Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Венедиктовой Е.А.
судей
Ягубкиной О.В.
Стешовиковой И.Г.
при секретаре
Чернышове М.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 мая 2019 года гражданское дело N 2-3514/2018 по апелляционной жалобе Володина И. Б. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 18 октября 2018 года по иску Володина И. Б. к ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании незаконным отказа комиссии по жилищно-бытовым вопросам и предоставлению единовременной социальной выплаты об отказе в принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для строительства или приобретения жилого помещения, об обязании принять на учет на получение единовременной социальной выплаты для строительства или приобретения жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Стешовиковой И.Г, объяснения истца Володина И.Б, представителя истца - Бондаренко Н.Г, представителя ответчика - Азаренко И.В, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Володин И.Б. обратился в суд с иском к Главному управлению МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании незаконным отказа комиссии по жилищно-бытовым вопросам и предоставлению единовременной социальной выплаты от 14 марта 2018 года об отказе в принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для строительства или приобретения жилого помещения, об обязании принять на учет на получение единовременной социальной выплаты для строительства или приобретения жилого помещения.
В обоснование исковых требований указал, что состоял на службе в органах внутренних дел с 13.01.1997; 03.10.2008 года приказом N 62 л/с уволен из органов внутренних дел по п. "е" ч. 6 ст.19 Закона РФ "O милиции" (по сокращению штатов). С 12.09.2002 года состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий МВД Республики Карелия, с 29.05.2004 переведен в ГУ МВД России по СЗФО в г. Санкт-Петербург. При переводе из МВД Карелии в письме начальника ГУ МВД России по СЗФО на имя Министра внутренних дел Республики Карелия от 13.05.2004 N 1/3006 указано, что жилищный вопрос решается на общих основаниях. С момента откомандирования в распоряжение ГУ МВД России по СЗФО 29 мая 2004 года истец неоднократно обращался в жилищно-бытовую комиссию ГУ МВД России по СЗФО с рапортами о сохранении права состоять на очереди по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий по новому месту службы, и о включении в список очередников с учетом первоначального времени постановки на очередь 12.09.2002. Распоряжением Главы администрации МО Кировское городское поселение от 29.06.2007 N 158 истец был принят на учет по улучшению жилищных условий c семьей, состоящей из 2 человек за номером 334, до настоящего времени жилое помещение не предоставлено. В апреле 2018 года истец обратился в ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области с заявлением о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением Комиссии ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области по жилищно-бытовым вопросам от 14 марта 2018 года истцу отказано в принятии на учет на получение единовременной выплаты по тем основаниям, что в период прохождения службы истец не был принят на учет в качестве лица, имеющего право на получение единовременной социальной выплаты.
Истец не согласен с принятым решением, считает его необоснованным, поскольку выслуга лет истца на день увольнения составляет 18 лет 09 месяцев 04 дня; обеспеченность жилой площадью составляет - 6,2 кв. м, в период прохождения службы состоял в на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий: изначально в республике Карелия (по месту прохождения службы), позже в г. Кировск Ленинградской области. Таким образом, в период прохождения службы в органах внутренних дел и в настоящее время истец нуждается в улучшении жилищных условий, весь период состоял на очереди, соответственно, имеет право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 18.10.2018 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с постановленным судебным актом, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения участников процесса, не находит правовых оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Как установлено судом первой инстанции, подтверждено материалами дела, Володин И.Б. состоял на службе в органах внутренних дел с 13 января 1997 года.
03 октября 2008 года приказом N 62 л/с Володин И.Б. уволен из органов внутренних дел по п. "е" ч. 6 ст.19 Закона РФ "O милиции" (по сокращению штатов) с должности старшего оперуполномоченного отдела специальных технических мероприятий ГУ МВД России по СЗФО. Выслуга лет на день увольнения составляет 18 лет 09 месяцев 04 дня.
Единовременная социальная выплата по прежним местам службы Володину И.Б. нe предоставлялась.
Брак с Михайловой О.М. прекращен 16.01.2006.
Володин И.Б. зарегистрирован и проживает совместно c сестрой - Михалевой А.Н, братом - Петровым Д.Н, сестрой - Павлухиной Т.Н, племянниками: Шумиловым А.А, Петровым В.В, Петровым А.Д, Мартиросян К.С, Павлухиной С.А, Петровой Д.Д. в четырехкомнатной квартире общей площадью 62,16 кв.м. по адресу: "адрес" на основании договора социального найма.
Иных помещений, занимаемых по договору социального найма и принадлежащих на праве собственности (доли в собственности на жилые помещения) Володин И.Б. не имеет.
Володин И.Б. не состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилой площади по договору социального найма в ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Решением Комиссии ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области по жилищно-бытовым вопросам и предоставлению единовременной социальной выплаты сотрудникам от 14 марта 2018 года (протокол N 187П) истцу отказано в принятии на учет на получение единовременной выплаты в соответствии с ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247 "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с тем, что право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Как следует из ответа МВД по Республике Карелия на заявление Володина И.Б. от 23.05.2017 N 3/177801901420, Володин И.Б. исключен из списков лиц, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий МВД Карелии в связи с непредставлением документов для актуализации в 2004 году (л.д. 53).
Указанное обстоятельство также подтверждается ответом МВД по республике Карелия на запрос суда от 31.08.2018 N 14-1/692, из которого следует, что Володин И.Б. исключен из списков лиц, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий МВД Карелии, в связи с непредставлением документов в жилищную комиссию МВД Карелии в рамках ежегодной перерегистрации. При этом, истцу направлялось уведомление о предоставлении в срок до 20.11.2004 документов для перерегистрации сотрудников, состоящих на учете жилищной комиссии МВД Карелии от 13.10.2004 N 28/791, в котором указывалось, что в случае не предоставления документов в установленный срок истец будет исключен из списка очередников (л.д. 97-99).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, установилих достаточно полно и объективно в ходе судебного разбирательства, дал им надлежащую правовую оценку по правилам, предусмотренным положениями ст. 67 ГПК РФ, и постановилрешение в соответствии с подлежащими применению нормами материального права, с соблюдением норм процессуального права.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истец на учете в качестве нуждающегося на улучшение жилищных условий в федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел не состоит, следовательно, оснований для постановки его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не имеется.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, которые постановлены при верном определении юридически значимых обстоятельств дела, согласуются с нормами права, регулирующими спорные правоотношения, ссылки на которые имеются в обжалуемом решении, и по существу в апелляционной жалобе не опровергнуты.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий регулируются Федеральным законом от дата N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Статьей 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрен порядок предоставления сотрудникам органов внутренних дел единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 указанного Федерального закона сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Правом на постановку на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения обладают только действующие сотрудники органов внутренних дел.
Согласно ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Как следует из ч. 1 ст. 6 указанного Федерального закона, сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 1 марта 2005 года? и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника, гражданина Российской Федерации, указанных в настоящей части, определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 6 указанного Федерального закона сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в части 1 данной статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона c одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, судом первой инстанции, на основании указанных положений закона обоснованно отказано истцу в удовлетворении заявленных требований, поскольку правом на постановку на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения обладают только действующие сотрудники органов внутренних дел, тогда как истец, на учете в качестве нуждающегося на улучшение жилищных условий в федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел в период службы не состоял, и оснований для постановки на учет на получение указанной выплаты в данном случае не имеется.
Судом также обоснованно отклонены доводы истца, что в период службы он неоднократно обращался с заявлением о постановке его на учет на получение единовременной социальной выплаты, поскольку решений по данному вопросу Комиссией ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области по жилищно-бытовым вопросам не принималось, истец в суд с заявлением о признании бездействия ответчика незаконным не обращался.
Доводы апелляционной жалобы относительно незаконного исключения истца из списка лиц, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий МВД по Республике Карелия, не могут быть приняты во внимание, поскольку истцу направлялось уведомление о предоставлении в срок до 20.11.2004 документов для перерегистрации сотрудников, состоящих на учете жилищной комиссии МВД Карелии от 13.10.2004 N 28/791, в котором указывалось, что в случае не предоставления документов в установленный срок, истец будет исключен из списка очередников. Решение об исключении истца из указанного списка, в связи с непредставлением документов в жилищную комиссию МВД Карелии в рамках ежегодной перерегистрации в 2004 году, Володиным И.Б. не оспаривалось, в суд о признании указанного решения незаконным истец не обращался.
Ссылка истца на неполучение им указанного уведомления, в связи с тем, что по адресу отправки он не проживал, не имеет правого значения, поскольку указанное обстоятельство не освобождает истца о необходимости предоставления в установленный срок необходимых документов для проведения перерегистрации сотрудников (работников), состоящих на учете в соответствии с п. 15 Приказа МВД России от 18.03.2003 г. N "Об утверждении инструкции о порядке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников подразделений Центрального аппарата и подразделений, непосредственно подчиненных МВД РФ, и предоставления им жилых помещений".
Поскольку в соответствии с ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247 "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет, в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты, то ответчиком обоснованно отказано в принятии на учет на получение единовременной выплаты пенсионеру МВД России Володину И.Б.
При этом обращение истца в администрацию МО Кировское городское поселение и постановка истца на учете нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма на основании распоряжения Главы администрации МО Кировское городское поселение от 29 июня 2007 года N 158, не свидетельствует о наличии оснований для постановки истца на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от дата N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Как верно указал суд первой инстанции обеспечение лиц данной категории жилыми помещениями по договору социального найма производится органами местного самоуправления.
Указание в жалобе на нарушение судом норм процессуального права, а именно, что суд в нарушение п. 4 ст. 150 ГПК РФ не разрешилвопрос о вступлении в дело ответчика МВД по Республике Карелия в связи с его незаконными действиями по снятию истца с учета, а также бездействия по передачи в срок учетного дела на новое место службы, судебная коллегия не принимает во внимание, поскольку право предъявлять иск к определенному ответчику принадлежит истцу, каких-либо требований к МВД по Республике Карелия истцом не заявлялось, исключение из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий истцом не оспаривалось, оснований для привлечения МВД по Республике Карелия в качестве соответчика у суда не имелось, соответствующего ходатайства истцом не заявлялось.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств. Апелляционная жалоба не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем не может служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 18 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.