Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Лиджеева Л.Л.,
при секретаре Динкиеве Г.В,
рассмотрев в судебном заседании жалобу представителя Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия Мамаевой В.А. на постановлением начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления ФССП России по Республике Калмыкия (далее - МОСП по ОИП УФССП России по РК) от 14 февраля 2019 г, решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 10 апреля 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия,
установил:
постановлением начальника отдела - старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП России по РК от 14 февраля 2019г, оставленным без изменения решением судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 10 апреля 2019 г, Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Калмыкия, представитель Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия (далее - Министерство) Мамаева В.А. просит состоявшиеся по делу постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Ссылается на отсутствие вины Министерства в совершении вменяемого правонарушения, поскольку в связи с недостаточным финансированием из федерального бюджета у Министерства не имелось возможности для своевременного исполнения требования, вынесенного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по РК к исполнительному производству N ХХХХХХХ.
В судебное заседание представитель Министерства Мамаева В.А. поддержала требования по изложенным в жалобе основаниям.
Изучив материалы дела, проверив доводы, изложенные в жалобе, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Как следует из материалов дела, Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК, является должником по исполнительному производству N ХХХХХХ, возбужденному 03 октября 2013 г. на основании исполнительного листа серииВС ХХХХХХХ, выданного Элистинским городским судом РК, которым на Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК возложена обязанность предоставитьАзыдовой С.А. субсидию на приобретение жилого помещения как инвалиду за счет средств федерального бюджета.
В нарушение требований статьи 6 Федерального закона от 02 октября 2007 года N229-ФЗ "Об исполнительном производстве", требования исполнительного документа в срок для добровольного исполнения обществом не выполнены.
15 октября 2018 г. Министерство ввиду неисполнения возложенных на нее обязанностей в установленный срок привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.
Судебным приставом-исполнителем неоднократно устанавливались новые сроки исполнения требований исполнительного документа, в том числе до 01 февраля 2019 года, однако во вновь установленный судебным приставом-исполнителем срок после наложения административного штрафа требования исполнительного документа Министерством не исполнены.
В связи с изложенными обстоятельствами 01 февраля 2019 г. должностным лицом МОСП по ОИП УФССП России по РК в отношении Министерства составлен протокол N11 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Должностным лицом МОСП по ОИП УФССП России по РК 14 февраля 2019г. вынесено постановление о привлечении Министерства к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
С указанным решением административного органа согласился судья городского суда, рассматривая жалобу правонарушителя на постановление
Однако судьей городского суда не учтены следующие обстоятельства.
В силу части 2 статьи КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Статья 26.1 КоАП РФ предусматривает, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником после наложения административного штрафа требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 8 ноября 2010 г. N 338 утверждено Положение о Министерстве по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия.
В соответствии с п. 4.3.26 указанного Положения, Министерство осуществляет обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005г, в соответствии с федеральным и республиканским законодательством.
Согласно ст. 17 Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N181-ФЗ) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 28.2 Федерального закона N181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций, которые носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 26 мая 2006г. N190, утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Данный порядок регламентирует предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем категорий граждан, определенных Федеральными законами от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" и Федерального закона N181-ФЗ, за счет средств, полученных из федерального бюджета в виде субвенций.
Согласно п.2 Порядка, мера социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих в Республике Калмыкия, имеющих право на обеспечение жильем предоставляется в форме субсидии на строительство или приобретение жилья в собственность.
В силу статей 28, 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципе самостоятельности бюджетов, который означает право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).
Пунктом 7 Порядка установлено, что формирование списков граждан- получателей субсидий осуществляется органами местного самоуправления районных муниципальных образований и г. Элиста, в которых эти граждане встали до 1 января 2005 г. на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Сводный список формируется Министерством в той хронологической последовательности, в какой граждане-получатели субсидий были поставлены на учет в качестве лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Из представленных в настоящем судебном заседании представителем Министерства Мамаевой В.А. документов следует, что в 2013 г. в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и подлежащих обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета состояло 752 человека, Азыдова С.А. состояла очереди под N632. Из средств федерального бюджета, необходимых для обеспечения жильем ветеранов и инвалидов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов в 2013 г. выделено 12941,7 тыс.руб, которые направлены Министерством на обеспечение жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в количестве 34 лиц.
В 2014 г. в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и подлежащих обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета состояло 709 человек, Азыдова С.А. состояла в очереди под N593. Из средств федерального бюджета, необходимых для обеспечения жильем ветеранов и инвалидов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов в 2014 г. выделено 6442,0 тыс.руб, которые направлены Министерством на обеспечение жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в количестве 9 лиц.
Министерством, ежегодно с 2015 г. в адрес Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации направляются заявки на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджету субъекта на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов и инвалидов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов.
По состоянию на 01 июля 2015 г. в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и подлежащих обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета состояло 686 человек, Азыдова С.А. состояла в очереди под N569, потребность в средствах федерального бюджета, необходимых для обеспечения жильем ветеранов и инвалидов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов составила 298451,16 тыс. руб, из которых выделено 13473,3 тыс.руб, (то есть меньше половины требуемой суммы), которые направлены Министерством на обеспечение жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в количестве 21 лица.
По состоянию на 01 января 2016 г. в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и подлежащих обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета состояло 654 человек, Азыдова С.А. состояла в очереди под N528, потребность в средствах федерального бюджета, необходимых для обеспечения жильем ветеранов и инвалидов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов составила 284529,24 тыс. руб, из которых выделено 12760,4 тыс.руб. (менее половины требуемой суммы), которые направлены Министерством на обеспечение жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в количестве 27 лиц.
По состоянию на 01 января 2018 г. в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и подлежащих обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета состояло 338 человек, Азыдова С.А. состояла в очереди под N277, потребность в средствах федерального бюджета, необходимых для обеспечения жильем ветеранов и инвалидов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов составила 163 361,484 тыс. руб, из которых выделено 6842,9 тыс.руб, (то есть треть запрашиваемой суммы), которые направлены Министерством на обеспечение жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в количестве 13 лиц.
По состоянию на 01 июля 2019 г. в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и подлежащих обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета состоит 286 человек, потребность в средствах федерального бюджета, необходимых для обеспечения жильем ветеранов и инвалидов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов составила 168 911,028 тыс. руб, из которых выделено 12040,8 тыс.руб, которые направлены Министерством на обеспечение жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в количестве 11 лиц.
Таким образом, решение суда не было исполнено по обстоятельствам, не зависящим от должника, и вина Министерства, как должника в исполнительном производстве и как главного распорядителя бюджетных средств, предназначенных на цели обеспечения жилыми помещениями лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, к которым относится Азыдова С.А. в неисполнении решения суда в пользу взыскателя Азыдовой С.А. отсутствует. В действиях Министерства отсутствуют какие-либо виновные, противоправные действия, поскольку срок, установленный в требовании судебного пристава-исполнителя, является явно несоразмерным для исполнения решения суда по предоставлениюАзыдовой С.А. субсидии на приобретение жилого помещения как инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановлением начальника отдела - старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП России по РК от 14 февраля 2019 г, решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 10 апреля 2019 г, вынесенные в отношении Министерства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, подлежат отмене.
Руководствуясь ст. 30.7 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления ФССП России по Республике Калмыкия от 14 февраля 2019 г. решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 10 апреля 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья Л.Л. Лиджеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.