Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Калмыкия
Литовкин В.В, рассмотрев жалобу защитника Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия Мамаевой В.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 5 Элистинского судебного района Республики Калмыкия от 1 июля 2019 г. и решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 7 августа 2019 г, вынесенные в отношении Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 5 Элистинского судебного района Республики Калмыкия от 1 июля 2019 г. Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Решением судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 7 августа 2019 г. постановление мирового судьи оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Калмыкия, защитник Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия (далее по тексту - Министерство) Мамаева В.А. просит вынесенные судебные постановления отменить и производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Полагает, что Министерство приняло все зависящие от него меры для надлежащего содержания автомобильной дороги "Садовое-Абганерово". В частности, на основании принятого им 29 апреля 2019 г. решения о необходимости выполнения работ по нанесению горизонтальной дорожной разметки автомобильных дорог общего пользования регионального назначения 31 мая 2019 г. Министерством экономики и торговли Республики Калмыкия в единой информационной системе было размещено извещение N 0105200000219000730 о проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по содержанию в 2019 году автомобильных дорог общего пользования регионального назначения Республики Калмыкия: нанесение горизонтальной дорожной разметки. 15 июля 2019 г. по итогам проведенного аукциона Министерством заключен государственный контракт с подрядчиком - ООО "(данные изъяты)", со сроком выполнения работ в течение 20 календарных дней с момента его подписания. Указывает, что в связи с длительностью процедуры проведения аукциона в электронной форме, установленной законодательством о контрактной системе в сфере закупок, возможность выполнить нанесение горизонтальной дорожной разметки в более ранние сроки отсутствовала. С учетом изложенного полагает, что в действиях Министерства отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ).
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О Правилах дорожного движения", установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
В соответствии с пунктом 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденного приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 г. N 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017), дороги и улицы должны иметь дорожную разметку по ГОСТ 32953, форма, размеры и цвет которой должны соответствовать ГОСТ Р 51256. Разметка должна быть нанесена по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.
В силу части 2 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, автомобильная дорога общего пользования регионального значения Республики Калмыкия "Садовое-Абганерово" (идентификационный номер 85 ОП РЗ 85К-14) находится в оперативном управлении Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия.
20 мая 2019 г. в результате проверки эксплуатационного состояния указанной автомобильной дороги начальником отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения межмуниципального отдела МВД России "Сарпинский" (далее - ОГИБДД МО МВД России "Сарпинский") Шагалдиновым А.А. был выявлен факт нарушения правил ее содержания в безопасном для дорожного движения состоянии: на участках данной дороги вблизи общеобразовательного учреждения - МКОУ "Садовская средняя общеобразовательная школа N 1" и здания отдела образования Администрации Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия, расположенных на ул. Ленина в с. Садовое Сарпинского района Республики Калмыкия, отсутствует горизонтальная дорожная разметка, обозначающая пешеходный переход, что является нарушением пункта 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденного приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 г. N 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017).
Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления 3 июня 2019 года должностным лицом административного органа в отношении указанного Министерства двух протоколов об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, N 08 АВ 000921 и N 08 АВ 000922 и привлечения последнего 1 июля 2019 г. мировым судьей судебного участка N 5 Элистинского судебного района Республики Калмыкия к административной ответственности по части 1 статьи 12.34 КоАП РФ.
Факт совершения Министерством указанного административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами: протоколами об административном правонарушении (л.д. 4, 24); актами выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги и приложенных к ним фототаблиц (л.д. 6, 10-13, 26, 30-31), иными материалами дела, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Министерство, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 12.34 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах действия Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
При этом мировой судья правомерно рассмотрел направленные ему административным органом составленные в отношении Министерства протоколы об административном правонарушении в одном производстве, объединив их путем вынесения соответствующего определения, и назначил одно наказание, что не противоречит целям наказания, установленным статьей 3.1 КоАП РФ. Указанные в протоколах факты правонарушений допущены Министерством в результате одного действия, выразившегося в невыполнении требований действующего законодательства в сфере безопасности дорожного движения, что свидетельствует о едином умысле на совершение противоправного действия и образует один состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ.
Довод жалобы об отсутствии в действиях Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия состава административного правонарушения со ссылкой на выполнение всех зависящих от него мер по выполнению возложенных законом обязанностей по содержанию дороги несостоятелен.
Исходя из содержания вышеприведенных законоположений, обязанности в сфере содержания вверенных уполномоченным государственным органом названному Министерству в оперативное управление автомобильных дорог регионального значения должны исполняться им своевременно, с целью недопущения периодов их эксплуатации в ненадлежащем (опасном) состоянии. Указанное подразумевает постоянное обеспечение надлежащего состояния вверенных дорожных участков.
Между тем доказательства принятия Министерством каких-либо мер по надлежащему содержанию автомобильной дороги "Садовое-Абганерово", в частности, обеспечения нанесения на ней вертикальной дорожной разметки - пешеходного перехода, в материалах дела отсутствуют.
Ссылка в обоснование приведенного в жалобе довода на проведение аукциона в электронной форме и заключение государственного контракта на выполнение работ по содержанию в 2019 г. автомобильных дорог общего пользования регионального назначения Республики Калмыкия с ООО "(данные изъяты)" не влияет на правильность указанных выводов судей о виновности Министерства, поскольку, как следует из жалобы, соответствующий аукцион был проведен 1 июля 2019 г, а государственный контракт заключен 15 июля 2019 г, то есть после выявления административного правонарушения.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу решений не является.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление о привлечении Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 КоАП РФ, заместитель Председателя Верховного Суда Республики Калмыкия
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 5 Элистинского судебного района Республики Калмыкия от 1 июля 2019 г. и решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 7 августа 2019 г, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, в отношении Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия оставить без изменения, жалобу защитника Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия Мамаевой В.А. - без удовлетворения.
Заместитель Председателя
Верховного Суда
Республики Калмыкия В.В.Литовкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.