Судебная коллегия по административным делам Костромского областного суда в составе председательствующего Кулаковой И.А.,
Судей Зиновьевой О.Н. и Пелевиной Н.В,
при секретаре Потаповой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Администрации города Костромы на решение Свердловского районного суда города Костромы от 04 июня 2019 года, которым административное исковое заявление Негая Николая Дмитриевича к Администрации г. Костромы о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и возложении обязанности поставить на учет удовлетворены частично. Признан незаконным отказ Администрации г. Костромы в постановке на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением, предоставляемым по договору социального найма, Негая Николая Дмитриевича с членами семьи, изложенный в письме главы Администрации г. Костромы от 12.04.2019 года N11-22 исх.213/19 "Об отказе в предоставлении муниципальной услуги". На Администрацию г. Костромы возложена обязанность вернуться к рассмотрению вопроса о признании Негая Николая Дмитриевича и членов его семьи нуждающимися в обеспечении жилым помещением, предоставляемым по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Кулаковой И.А, судебная коллегия
установила:
Негай Н.Д. обратился в суд с административным иском к Администрации г. Костромы о признании отказа от 12.04.2019 года в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным, обязании Администрации г. Костромы поставить его на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением, предоставляемым по договору социального найма.
Административный иск мотивировал тем, что он и члены его семьи: Негай Е.П, Негай О.Н, Негай А.Н, Ш.Н.С. проживают и зарегистрированы в жилом помещении по адресу: "адрес". Занимаемая площадь составляет 34,5 кв.м. Негай Е.П. является собственником 94/540 доли в праве собственности на жилой дом на основании договора дарения от 09.07.2003 года. Он обратился в Администрацию г. Костромы с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Администрация г. Костромы ответом от 12.04.2019 года отказала в постановке его семьи на учет. В обоснование отказа указала, что в ЕГРН отсутствуют данные о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества - жилой дом, расположенный по адресу: "адрес". Уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения исчислен исходя из общей площади жилого дома и общего количества лиц, зарегистрированных в нем, и составил 12,78 кв.м. на человека. Считая данный отказ незаконным, административный истец сослался на то, что между собственниками жилых помещений в жилом доме сложился порядок пользования жилым помещением. Он и члены его семьи занимают жилые комнаты N 9 и N 10 квартиры N 2, площадью соответственно 23,1 кв.м. и 19,9 кв.м, что подтверждается техническим паспортом домовладения по состоянию на 13.02.2003 года. Уровень обеспеченности на человека составляет 7,4 кв.м, что ниже учетной нормы. Эти обстоятельства Администрацией г. Костромы не учтены.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Негай Е.П, Негай О.Н, Негай А.Н, Ш.Н.С.
Решением Свердловского районного суда города Костромы от 04 июня 2019 года административное исковое заявление Негая Н.Д. удовлетворено. Признан незаконным отказ Администрации г. Костромы в постановке на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением, предоставляемым по договору социального найма, Негая Н.Д. с членами семьи, изложенный в письме главы Администрации г. Костромы от 12.04.2019 года N11-22 исх.213/19 "Об отказе в предоставлении муниципальной услуги". На Администрацию г. Костромы возложена обязанность вернуться к рассмотрению вопроса о признании Негая Н.Д. и членов его семьи нуждающимися в обеспечении жилым помещением, предоставляемым по договору социального найма.
В апелляционной жалобе Администрация города Костромы, считая решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить суда, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного иска. В обоснование жалобы указывает, что по данным технического учета общая площадь жилого дома по адресу : "адрес" составляет 268,7 кв.м, жилая - 171 кв.м, кв. N 2 по состоянию на 25.05.2017 года (дата инвентаризации) - шестикомнатная, общей площадью 133,4 кв.м, жилой - 81,7 кв.м, помещений вспомогательного использования - 51,7 кв.м. Суд полагал установленным, что семья Негая Н.Д. проживает в жилых комнатах N9 и N10, расположенных в квартире "адрес". Данный вывод суда не основан на надлежащих доказательствах. Из пояснений Негая Н.Д. в суде следует, что его семья оборудовала кухню, а также туалет с умывальником, в доме есть также общая кухня на пять квартир. Данным пояснениям суд надлежащей оценки не дал. При оценке нуждаемости суд произвел расчет общей площади, находящейся в пользовании Негая Н.Д. и членов его семьи, исходя из идеальных 94/540 доли в праве общей долевой собственности, принадлежащих Негай Е.П. Между тем в материалы дела не представлено доказательств выдела доли Негай Е.П. в натуре, либо соглашения собственников о порядке пользования жилым домом. При обращении административного истца с заявлением о предоставлении муниципальной услуги о предоставлении на учет нуждающихся им не представлены документы, при оценке которых можно было установить, что в фактическом пользовании семьи Негая Н.Д. находились только две из комнат указанного объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах Администрация г..Костромы правомерно произвела расчет нуждаемости исходя из фактически зарегистрированных по месту жительства и имеющих право пользования лиц. В нарушение ч. 5 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, ч. 1 ст. 7 Закона Костромской области от 22.11.2005 года N 320-ЗКО "О порядке ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" судом при определении нуждаемости была дана оценка обстоятельствам, которые не могли быть установлены при оценке представленных Негаем Н.Д.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены. На основании ч. 6 ст. 226, ст. 307 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии (часть 3).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Учетной нормой в силу части 4 статьи 50 ЖК РФ является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления (часть 5 статьи 50 ЖК РФ).
Решением Думы г. Костромы от 23 июня 2005 года N 54 "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в городе Костроме" установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении на территории горда Костромы: в отдельном жилом помещении - в размере 12 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека; в коммунальных квартирах - в размере 10 кв.м жилой площади помещения на одного человека.
В силу пункта 2 части 1 статьи 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Такое же основание для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях предусмотрено подпунктом "б" пункта 2.10 Административного регламента предоставления Администрацией города Костромы муниципальной услуги по принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утвержденного постановлением Администрации города Костромы от 07 декабря 2010 года N 2471.
Как следует из материалов дела и установлено судом, жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", состоит из квартиры N1 общей площадью жилого помещения 135,3 кв.м, в том числе площадью жилых комнат 89,3 кв.м, квартиры N2 общей площадью 133,4 кв.м, в том числе площадью жилых комнат 81,7 кв.м. Общая площадь жилого помещения в доме составляет 268,7 кв.м, площадь жилых комнат 171 кв.м.
Административный истец Негай Н.Д, его супруга Негай Е.П, дочери Негай О.Н. и Негай А.Н, внук Ш.Н.С. проживают и зарегистрированы по месту жительства в квартире N 2 названного жилого дома.
В квартире N 2 также по месту жительства зарегистрированы Д.Л.Ю, А.К.Д. (площадь 11,6 кв.м.); М.Т.В, М.Е.А. (площадь 26,4 кв.м.); Ч.К.Д, Ч.М.Ю, С.Д.Д. (площадь 32,6 кв.м.).
Негай Е.П. в жилом доме принадлежит на праве собственности 94/540 доли в праве общей долевой собственности.
Кроме Негай Е.П. доли в праве собственности на данный жилой дом принадлежат Б.Н.А. - 55/1080, Г.А.И. - 55/1080, муниципальному образованию городской округ г. Кострома - 64/540, Ч.К.Д. - 53/540, Е.А.В. - 71/1080, Е.В.В. - 71/1080, Ч.Л.Н. - 1704/12960, С.Т.А... - 47/540.
19.03.2019 года Негай Н.Д, являющийся участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, обратился в Администрацию г. Костромы с заявлением о постановке его и членов его семьи на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по основанию обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного человека менее учетной нормы.
Ответом Администрации г. Костромы от 12.04.2019 года N11-22исх-213/2019 в предоставлении муниципальной услуги Негаю Н.Д. отказано на основании пункта 2 части 1 статьи 54 ЖК РФ.
Отказывая в предоставлении муниципальной услуги, административный ответчик уровень обеспеченности семьи Негая Н.Д. площадью жилого помещения рассчитал исходя из площади жилого дома (268,3 кв.м) и общего количества лиц, зарегистрированных в нем по месту жительства, имеющих право пользования жилым домом (21 человек), и указал, что обеспеченность Негая Н.Д, Негай Е.П, Негай О.Н, Негай А.Н, Ш.Н.С. общей площадью жилого помещения составляет по 12,78 кв.м, что превышает учетную норму.
Разрешая административный спор и удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отказ Администрации города Костромы в принятии семьи Негая Н.Д. на учет нуждающихся в жилом помещении не соответствует закону, поскольку фактическая обеспеченность семьи площадью жилого помещения составляет менее учетной нормы.
Данный вывод судом мотивирован, соответствует требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам, основания для признания его неправильным отсутствуют.
Согласно статье 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом. Участник долевой собственности имеет право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации.
По смыслу закона реализация собственником правомочий владения и пользования жилым помещением, находящимся в долевой собственности, зависит от размера его доли в праве собственности на это жилое помещение и соглашения собственников.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 ЖК РФ).
Из материалов дела видно, что семья Негая Н.Д. занимает в жилом доме "адрес" комнаты N9 (площадью 9,8 кв.м.) и N10 (площадью 12,2 кв.м.) квартиры N2, что административным ответчиком не опровергнуто.
Размер площади, приходящейся на долю в праве собственности Негай Е.П. на жилой дом, составляет 46,8 кв.м (268,7/540х94). Таким образом, на семью Негая Н.Д, состоящую из пяти человек, приходится по 9,35 кв.м, что менее учетной нормы общей площади жилого помещения на одного человека, установленной Решением Думы города Костромы от 23 июня 2005 года N 54 "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в городе Костроме".
При этом фактически занимаемая семьей Негая Н.Д. площадь помещений (34,5 кв.м) менее размера идеальной доли, находящейся в собственности Негай Е.П.
Установив приведенные обстоятельства, а также учитывая, что остальные долевые собственники жилого дома членами семьи административного истца не являются, суд пришел к правильному выводу от отсутствии законных оснований для определения уровня обеспеченности семьи Негая Н.Д. общей площадью жилого помещения исходя из размера общей площади жилого дома и количества зарегистрированных в нем лиц, как это сделала Администрация города Костромы при рассмотрении заявления Негая Н.Д.
Доводы апелляционной жалобы об обратном не опровергают данного вывода суда, основаны на ошибочном применении расчетной формулы при определении уровня обеспеченности семьи Негая Н.Д. площадью жилого помещения.
Утверждение апелляционной жалобы о необоснованности решения суда первой инстанции не соответствует действительности, противоречит содержанию обжалуемого судебного решения, в котором приведены мотивированные выводы об отсутствии законных оснований для отказа в предоставлении административному истцу муниципальной услуги по мотиву обеспеченности его семьи площадью жилого помещения.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и подтверждаются доказательствами, исследованными в судебном заседании. Оснований, предусмотренных законом для отмены решения суда в апелляционном порядке, не имеется.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Свердловского районного суда города Костромы от 04 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Костромы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.