Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
Председательствующего Соскал О.М,
судей Баутдинова М.Т, Ойдуп У.М,
при секретаре Кара-оол О.К,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Баутдинова М.Т. гражданское дело по иску Ильиных Д.Н, Ильиных В.А. к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва о признании незаконным отказа включить в целевую программу "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", возложении обязанности включить в программу и произвести выплату по апелляционной жалобе представителя истцов - Доржу Э.М. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 3 июня 2019 года,
УСТАНОВИЛА:
Ильиных Д.Н, Ильиных В.А. обратились в суд к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва (далее - Минсельхоз Республики Тыва, Министерство) с вышеуказанным иском (с учётом уточнений), указав, что согласно постановлению администрации Каа-Хемского района Республики Тыва от 22.01.2018 года "Об утверждении списка граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты по Каа-Хемскому району Республики Тыва, в целях реализации республиканской целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 г..г. и на период до 2020 года" (далее - республиканская целевая программа) истцы состоят первыми в группе граждан работающих по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в другой сфере деятельности в сельской местности путём строительства жилья. 22.02.2018 года истцы приобрели жилой дом с земельным участком по адресу: **. По заключённому договору истцы оплатили ** рублей наличными, а оставшиеся ** рублей подлежат оплате за счёт республиканской целевой программы путём перечисления ответчиком денежных средств на счёт продавца жилого дома. Передача жилого дома с земельным участком между сторонами состоялась. В феврале 2018 года истцы обратились в администрацию Каа-Хемского района Республики Тыва, приложив пакет документов по сделке, однако получили ответ от ответчика о том органом местного самоуправления при формировании списка граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат допущены нарушения. Отказ ответчика включить в сводный список нарушает права истцов на участие в указанной целевой программе и получение выплаты в размере ** рублей на погашение задолженности за приобретённые объекты недвижимости.
Просят признать незаконным отказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва включить в Республиканскую целевую программу "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года; обязать Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва включить в 2018 году семью Ильиных в целевую программу "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Тыва на 2014-2020 годы за счёт трех бюджетов (федеральный, республиканский и муниципальный) с окончательной выплатой в размере ** рублей.
Определением суда от 31.10.2018 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация Каа-Хемского района Республики Тыва.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 3 июня 2019 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением суда, представитель истцов - Доржу Э.М. подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, указав, что факт не включения в 2018 году в целевую программу "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" семью Ильиных был установлен. Суд не запросил из Министерства сведения о тех, кто на самом деле был включён в данную программу в 2018 году, однако, в Каа-Хемском районе из-за неправильного распределения денежных средств в отношении двух человек возбуждено уголовное дело. Судебное разбирательство продолжалось больше года, поэтому 2018 год прошёл, поэтому нужно было узнать мнение работников Министерства по поводу выполнения данной программы, а не отказывать в удовлетворении иска. Суд не установил:каков порядок предоставления документов по каждой инстанции, кто занимается этой программой, начиная с администрации Каа-Хемского района.
В суд апелляционной инстанции стороны, надлежащим образом уведомлённые о месте и времени судебного разбирательства не явились. Представитель истцов Доржу Э.М. представила ходатайство об отложении судебного разбирательства по причине участия в иных судебных разбирательствах. Между тем ею доказательств в обоснование заявленного ходатайства не представлено. Принимая во внимание, что извещение сторон состоялось надлежащим образом, уважительных причин отсутствия не установлено, судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра не вступивших в законную силу судебных постановлений предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалоб, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
В целях создания комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности, формирования позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни, удовлетворения потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье Правительство Российской Федерации постановлением от 15 июля 2013 года N 598 утвердило федеральную целевую программу "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", включающую Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее - Типовое положение), в котором было закреплено право граждан, проживающих в сельской местности, на получение за счёт бюджетных средств данной социальной выплаты и определены условия его возникновения,
В соответствии с п. 4 Типового положения право на получение социальной выплаты гражданин имеет в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия: а) постоянное проживание в сельской местности; б) работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на. дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов; в) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья; г) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий. В целях настоящего Типового положения признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Подпунктом а пункта 33 Типового положения закреплялось, что право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных настоящим разделом, имеют а) молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица в возрасте на дату подачи заявления в соответствии с пунктом 39 настоящего Типового положения не старше 35 лет или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия: работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности; постоянное проживание в сельской местности, в которой хотя бы один из членов молодой семьи работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере; признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 4 настоящего Типового положения; наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств в соответствии с пунктом 4 настоящего Типового положения.
В соответствии с подп. "а" п. 35 Типового положения под молодыми семьями и молодыми специалистами, указанными в п. 34 данного Типового положения, понимаются: молодые семьи и молодые специалисты (и члены их семей), соответствующие в совокупности следующим условиям: переехали в сельскую местность в границах соответствующего муниципального района (городского округа), в которой один из членов молодой семьи или молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере, из другого муниципального района или городского округа (за исключением городского округа, на территории которого находится административный центр соответствующего муниципального района); проживают на территории указанного муниципального района (городского округа) на условиях найма, аренды, безвозмездного пользования либо иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; зарегистрированы по месту пребывания в соответствии с законодательством Российской Федерации; не имеют в собственности жилого помещения (жилого дома) в сельской местности в границах соответствующего муниципального района (городского округа), в которой один из членов молодой семьи или молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 30.10.2013 N 633 в развитие постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598 утверждена государственная программы Республики Тыва "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Тыва на 2014 - 2020 годы", в рамках которой существует подпрограмма "Устойчивое развитие сельских территорий Республики Тыва на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" и разработаны Правила предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Тыва местным бюджетам на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов. Данными Правилами закреплено применение положений, отражённых в ранее указанном Типовом положении.
Как верно установлено судом первой инстанции из материалов дела и не оспаривалось сторонами, Ильиных Д.Н. и Ильиных В.А. состоят в зарегистрированном браке, имеют двоих детей: Д, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Я, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживают по адресу: **.
Решением комиссии по улучшению жилищных условий граждан администрации с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского района Республики Тыва N от 22 октября 2013 года Ильиных Д.Н. постановлен на учёт для улучшения жилищных условий.
01.01.2014 года Ильиных Д.Н. обратился в администрацию Каа-Хемского района Республики Тыва с заявлением о включении его и членов семьи (жены, детей) в состав участников республиканской целевой программы по категории "молодая семья", предоставив все необходимые документы. Указал о намерении улучшить жилищные условия путём приобретения жилого помещения.
Во исполнение условий программы 22.02.2018 года между Ильиных В.А, Ильиных Д.Н. (покупатели) и Ф. (продавец) заключен договор купли-продажи жилого дома с земельным участком по адресу: **, стоимость жилого дома составила ** рублей, из которых ** рублей будет уплачена за счет собственных средств покупателей, а ** рублей за счёт республиканской целевой программы путём перечисления Министерством сельского хозяйства Республики Тыва денежных средств на счёт продавца.
Сторонами не оспаривалось, что Ильиных Д.Н. государственную поддержку по государственным программам с 2013-2018 г.г. не получал.
Из ответа администрации Каа-Хемского района Республики Тыва N от 6 февраля 2018 года следует, что Ильиных Д.Н. является участником республиканской целевой программы и состоит в очереди первым в группе граждан работающих по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в другой сфере деятельности.
Постановлением Администрации Каа-Хемского района Республики Тыва N от 31 октября 2018 года был утверждён список граждан - участников республиканской целевой программы, в который Ильиных Д.Н. был включён под N.
Письмом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва N от 19 сентября 2018 года на обращение Ильиных Д.Н. сообщено, что его семья в 2018 году в списке Каа-Хемского района состоит на 1 месте в категории "Иная сфера деятельности", тогда как такого вида очерёдности по группам Типовым положением не предусмотрено. В силу пункта 21 Типовых положений орган администрация Каа-Хемского района на основании полученных от заявителя документов включает претендентов в список участников на следующие год и представляет такой список в Минсельхозпрод РТ для последующего предоставления социальных выплат. Ильиных должны были участвовать в программе как работники социальной сферы и не могли получить социальную выплату в первую очередь. В соответствии с пунктом 38 Типового положения в первую очередь предоставляется социальная выплата молодым семьям и молодым специалистам, имеющим трёх и более детей. В настоящее время список участников подпрограммы на 2019 год в Каа-Хемском районе на стадии формирования, поэтому предложено обратиться в администрацию Каа-Хемского района.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемым письмом Министерства сельского хозяйства продовольствия Республики Тыва право истцов не было нарушено, поскольку им не было отказано во включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках названной федеральной целевой программы, а лишь разъяснён порядок участия в данной программе претендента, указан уполномоченный орган, который на первоначальном этапе проверяет правильность предоставленных документов и достоверность указанных в них сведений, формирует и утверждает соответствующий список, следовательно, указанным письмом ответчика, поэтому требование Ильиных Д.Н. и Ильиных В.А. к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва о признании незаконным отказа в включить в целевую программу "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", удовлетворению не подлежит.
Пунктами 37, 38 Типового положения закреплялось, что предоставление молодым семьям и молодым специалистам социальных выплат осуществляется согласно следующей очередности: а) молодым семьям и молодым специалистам, указанным в пункте 34 настоящего Типового положения, изъявившим желание работать по трудовым договорам или осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе и улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир);
б) молодым семьям и молодым специалистам, указанным в пункте 34 настоящего Типового положения, изъявившим желание работать по трудовым договорам или осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в социальной сфере и улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир);
в) молодым семьям и молодым специалистам, указанным в пункте 33 настоящего Типового положения, работающим по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе, изъявившим желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир);
г) молодым семьям и молодым специалистам, указанным в пункте 33 настоящего Типового положения, работающим по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в социальной сфере, изъявившим желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир);
д) молодым семьям и молодым специалистам, указанным в пункте 34 настоящего Типового положения, изъявившим желание работать по трудовому договору или осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе и улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений;
е) молодым семьям и молодым специалистам, указанным в пункте 34 настоящего Типового положения, изъявившим желание работать по трудовым договорам или осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в социальной сфере и улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений;
ж) молодым семьям и молодым специалистам, указанным в пункте 33 настоящего Типового положения, работающим по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе, изъявившим желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений;
з) молодым семьям и молодым специалистам, указанным в пункте 33 настоящего Типового положения, работающим по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в социальной сфере, изъявившим желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений.
В каждой из указанных в пункте 37 настоящего Типового положения групп очередность определяется в хронологической последовательности по дате подачи заявления в соответствии с пунктом 39 настоящего Типового положения с учетом первоочередного предоставления социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам: а) имеющим трех и более детей; б) включенным в списки молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года".
Органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, указанных в пункте 19 настоящего Типового положения, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, на очередной финансовый год и плановый период и направляют их с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей в орган исполнительной власти. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в этих документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата. (п. 21)
Орган исполнительной власти на основании представленных органами местного самоуправления списков, указанных в пункте 21 настоящего Типового положения, и документов утверждает сводный список на очередной финансовый год и формирует сводные списки на плановый период по формам, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, а также уведомляет органы местного самоуправления о принятом решении для доведения до сведения граждан информации о включении их в указанные списки. (п. 22)
Постановлением Правительства РФ от 13.12.2017 N 1544 были внесены изменения в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, в связи с чем постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" утратило силу с 1 января 2018 года. Между тем постановлением Правительства РФ от 13.12.2017 N 1544 также были утверждены Типовые положения, условия которых соответствовали Типовым положениям, существовавшим до 1 января 2018 года.
Из содержания обоих Типовых положений следует, что семья истца должна была быть учтена в списке граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия, как члены молодой семьи, работающие по трудовым договорам или осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность в социальной сфере, изъявившие желание улучшить жилищные условия путём приобретения жилых помещений. То есть предоставление субсидий в рамках республиканской целевой программы им предполагалось в последнюю очередь не только по порядку учёта, но и по числу детей, находящихся у них на иждивении, число которых у них не превысило двух, тогда как для первоочередного получения денежных средств в рамках этой программы требовалось работать в сфере агропромышленного комплекса и иметь троих и более детей.
Из предоставленного в материалы сводного списка жителей Каа-Хемского района, утверждённого 31 октября 2018 года следует, что в нём числятся граждане, чей приоритет на получение субсидии по отношению к истцам, является очевидным.
Об этом верно было указано в письме Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва N от 19 сентября 2018 года, адресованном истцу, а также в ответе прокуратуры Республики Тыва от 27 сентября 2017 года.
Из содержания ответов администрации Каа-Хемского района Республики Тыва от 6 февраля 2018 года следует, что истца Ильиных Д.Н. уведомили о присвоении ему первого номера в очереди, как лицу, работающему по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в другой сфере деятельности в сельской местности путём строительства жилья.
Сам по себе данный ответ не соответствует сведениям, изложенным истом в заявлении при постановке его на учёт, поскольку он намеривался улучшить жилищные условия путём приобретения жилья. Указание в ответе администрации на первоочередность истца не свидетельствует о наличии у него права в первоочередном порядке получить денежные выплаты, по причинам, указанным судебной коллегией ранее.
Как верно отмечено судом первой инстанции, семья истца не исключена из числа участников программы на 2019 год, а ответ Министерства не ограничивает прав истцов, а лишь разъясняет порядок действий после того, как в очередном финансовом году они не вошли в число лиц, которым в порядке очерёдности полагались соответствующие денежные выплаты.
Доводы жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для рассмотрения спора по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению возникшего спора, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 3 июня 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20 августа 2019 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.