Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Баутдинова М.Т,
судей Болат-оол А.В, Таргына А.О,
при секретаре Оюн С-С.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Болат-оол А.В. административное дело по административному иску прокурора ** района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к администрации ** кожууна Республики Тыва о возложении обязанности разработать и утвердить муниципальную программу по профилактике наркомании по апелляционной жалобе администрации ** кожууна Республики Тыва на решение Тоджинского районного суда Республики Тыва от 08 мая 2019 года,
УСТАНОВИЛА:
прокурор ** района Республики Тыва обратился суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации ** кожууна Республики Тыва о возложении обязанности разработать и утвердить муниципальную программу по профилактике наркомании, указывая на то, что прокуратурой проведена проверка полноты предусмотренных муниципальными программами мероприятий по борьбе с наркопреступностью и их реальное исполнение, в ходе которой установлено, что в нарушение требований законодательства в сфере антинаркотической политики и профилактики наркомании муниципальная программа "Противодействие незаконному обороту наркотиков в ** кожууне на 2014-2020 годы" ответчиком фактически не исполнялась, в 2017-2018 гг. из местного бюджета денежные средства на финансирование мероприятий программы, в том числе на уничтожение конопли, не выделялись. Председателю администрации ** кожууна Республики Тыва было внесено представление 19 июля 2018 г. Кроме того, указанная муниципальная программа не соответствовала требованиям Порядка принятия решений о разработке муниципальных программ, их формирования и реализации, порядка проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ ** кожууна Республики Тыва, Методических рекомендаций по разработке и реализации муниципальных программ ** кожууна Республики Тыва, Методических рекомендаций по разработке и реализации муниципальных программ ** кожууна, утвержденных постановлением администрации ** кожууна от 04 июля 2014 г. N. По протесту прокурора данная муниципальная программа отменена постановлением администрации ** кожууна от 25 июля 2018 г. N. По настоящее время администрацией ** кожууна муниципальная программа по профилактике наркомании не разработана и не утверждена. Выявленные нарушения требований закона существенно нарушают права неопределенного круга лиц, поскольку муниципальная программа в сфере профилактики наркомании должна быть направлена на охрану здоровья граждан, предупреждение возникновения и распространения наркомании.
Решением Тоджинского районного суда Республики Тыва от 08 мая 2019 г. административный иск прокурора удовлетворен. На администрацию ** кожууна Республики Тыва возложена обязанность в срок до 01 августа 2019 г. разработать и утвердить муниципальную программу по профилактике наркомании в соответствии с требованиями Порядка принятия решений о разработке муниципальных программ, их формирования и реализации, порядка проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ ** кожууна Республики Тыва, Методических рекомендаций по разработке и реализации муниципальных программ ** кожууна Республики Тыва.
Не согласившись с решением суда, председатель администрации ** кожууна Республики Тыва О. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, указывая на то, что в соответствии с федеральным законодательством участие в мероприятиях по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании, разработка и реализация комплекса мероприятий по профилактике наркомании являются правом, а не обязанностью органов местного самоуправления. Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации носит рекомендательный характер.
В возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор ** района Республики Тыва просит в связи с необоснованностью доводов апелляционной жалобы решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель административного ответчика Т. апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам поддержала.
Прокурор Ооржак С.А. с апелляционной жалобой не согласилась и просила решение суда оставить без изменения.
Выслушав объяснений лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности установлены Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах".
В силу ст. 7 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также органы, специально уполномоченные на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту, в пределах своей компетенции организуют исполнение законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах.
Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 09.06.2010 N 690, относит к субъектам антинаркотической деятельности, которые в пределах своей компетенции организуют исполнение законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах, органы местного самоуправления (п. 9). Реализация Стратегии на региональном и муниципальном уровнях осуществляется в форме антинаркотических программ субъектов Российской Федерации и антинаркотических планов органов местного самоуправления (п. 46).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 19 июля 2018 г. прокурором ** района Республики Тыва было внесено представление на имя председателя администрации ** кожууна Республики Тыва, в котором указано, что муниципальная программа "Противодействие незаконному обороту наркотиков в ** кожууне на 2014-2020 годы", утвержденная постановлением администрации кожууна от 01 сентября 2014 г. N, администрацией кожууна фактически не исполнялась, в 2017-2018 гг. из местного бюджета денежные средства на финансирование мероприятий программы не выделялись.
Согласно ответу администрации ** кожууна Республики Тыва от 21 августа 2018 г. на представление прокурора, муниципальная программа "Противодействие незаконному обороту наркотиков в ** кожууне на 2014-2020 годы", утвержденная постановлением администрации кожууна от 01 сентября 2014 г. N, отменена в связи с нарушением Порядка принятия решений о разработке муниципальных программ, их формирования и реализации, порядка проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ; разработка новой программы планируется во втором полугодии 2018 г.
На момент принятия судом первой инстанции решения муниципальная программа по профилактике наркомании не была разработана и не утверждена, что административным ответчиком не оспаривается.
Согласно данным пункта полиции N МО МВД РФ " **", в 2018 г. возбуждено ** уголовных дела по ст. 228 УК РФ, ** лица привлечено к административной ответственности по ст. 6.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В 2019 г. возбуждено ** уголовное дело по ст. 228 УК РФ, ** лицо привлечено к административной ответственности по ст. 6.8 КоАП РФ.
07 мая 2019 г. Управлением по контролю за оборотом наркотиков МВД по Республике Тыва направлено сообщение заместителю председателя по правовым вопросам и профилактике правонарушений администрации ** кожууна Н. о том, что за 4 месяца 2019 г. на территории ** кожууна выявлены ** преступление в сфере незаконного оборота наркотиков, предусмотренное ч. 1 ст. 228 УК РФ (в 2018 г. - ** преступления, связанных с незаконным оборотом наркотиков); 1 правонарушение, предусмотренное ст. 6.8 КоАП РФ (хранение наркотиков, в 2018 г. - 0); ** правонарушения, предусмотренных ст. 6.9 КоАП РФ (употребление наркотиков, в 2018 г. - 0). Управлением предложено администрации кожууна более активно организовывать и проводить профилактические антинаркотические мероприятия.
Суд первой инстанции, удовлетворяя административный иск прокурора, исходил из того, что административным ответчиком не разработана и не утверждена муниципальная программа по профилактике наркомании, тем самым не предпринимаются меры, направленные на предупреждение возникновения и распространения наркомании. Между тем, отсутствие указанной муниципальной программы нарушает права граждан на охрану здоровья, предупреждение негативных последствий, связанных с наркоманией, в том числе преступлений и правонарушений среди населения района.
С таким выводом судебная коллегия согласна по следующим основаниям.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту направлена на установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ, на постепенное сокращение числа больных наркоманией, а также на сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ.
Профилактика наркомании законодательно определена как совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурно-просветительского, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения наркомании, а антинаркотическая пропаганда - как пропаганда здорового образа жизни, в том числе физической культуры и спорта, направленная на формирование в обществе негативного отношения к наркомании. Целью профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, является сокращение масштабов незаконного потребления наркотиков, формирование негативного отношения к незаконному обороту и потреблению наркотиков и существенное снижение спроса на них.
В соответствии со ст. 53.3 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" и п. 2 ст. 26.3 Федерального закона 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов организации профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Пунктом 2 ст. 53.1 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" установлено, что органы местного самоуправления имеют право участвовать в мероприятиях по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании, которые проводятся в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также самостоятельно разрабатывать и реализовывать комплексы таких мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. п. 1, 6 ст. 8 Закона Республики Тыва от 17 августа 1999 г. N "Об основах государственной политики в сфере профилактики, лечения алкоголизма, наркомании и токсикомании в Республике Тыва" к полномочиям органов местного самоуправления в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании относятся, в частности, разработка и реализация муниципальных программ по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании; содействие развитию и поддержка антиалкогольной и антинаркотической пропаганды, санитарно-гигиеническое просвещение населения.
Из содержания приведенных норм следует, что органы местного самоуправления наделены полномочиями в сфере антинаркотической деятельности и должны участвовать в деятельности по профилактике наркомании, если это предусмотрено законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним программами.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что администрация кожууна обязана обеспечивать проведение необходимых мероприятий по профилактике наркомании, является обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, по существу сводятся к несогласию с выводами суда, изложенными в решении, и не могут служить основанием для отмены постановленного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тоджинского районного суда Республики Тыва от 08 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11 июля 2019 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.