Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Канзая А.А.
судей Баутдинова М.Т, Ховалыга Ш.А.
при секретаре Бичике Ю.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Канзая А.А. гражданское дело по иску Делгер А.Х. к министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва об обязании бесплатно предоставить земельный участок в собственность по апелляционной жалобе ответчика на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 15 февраля 2019 года,
УСТАНОВИЛА:
Делгер А.Х. обратилась в суд с иском к министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее также - министерство), указав на то, что с 18 января 2012 года ее семья состоит в Реестре учета многодетных семей и семей, имеющих ребенка-инвалида, обратившихся в соответствии со ст. ст. 13, 13.2 Конституционного закона Республики Тыва от 27 ноября 2004 года N 886 ВХ-1 "О земле" (далее также - конституционный закон РТ о земле) за предоставлением земельных участков. На момент обращения с соответствующим заявлением и включения ее в Реестр истец одна воспитывала троих несовершеннолетних детей: С. 1995 года рождения, А. 1996 года рождения, К. 2005 года рождения. Ссылаясь на п. 6 ст. 39.5 ЗК РФ и ст. 13.2 конституционного закона РТ "О земле", указывая на то, что земельный участок ей до сих пор не выделен, истец просила суд обязать министерство предоставить ей бесплатно в собственность земельный участок.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 15 февраля 2019 года иск удовлетворен в полном объеме.
Не согласившись с решением, представитель министерства Севээн Ч.М. подала апелляционную жалобу, в которой просила его отменить со ссылкой на то, что предоставление земельных участков многодетным семьям и семьям, имеющим ребенка-инвалида, осуществляется согласно очередности включения их в Реестр.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В силу п. 6 ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Согласно подп. "д" п. 5 ч. 1 ст. 13 конституционного закона РТ "О земле" предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно без проведения торгов, кроме случаев, установленных ЗК РФ, осуществляется в случае предоставления многодетным семьям, приемным семьям, принявшим на воспитание трех и более детей, семьям, имеющим ребенка-инвалида, отвечающим требованиям, установленным ст. 13.2 данного закона.
Согласно ч. 1 ст. 13.2 конституционного закона РТ "О земле" семьи, имеющие трех и более детей, приемные семьи, принявшие на воспитание трех и более детей, семьи, имеющие ребенка-инвалида, имеют право приобрести бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки предоставляются на основании решения специально уполномоченного органа, органа местного самоуправления в собственность бесплатно без проведения торгов.
В ч. 5 ст. 13.2 конституционного закона РТ "О земле" указано, что учет лиц, подпадающих под требования ч. 1 данной статьи, а также лиц, которым в соответствии с ч. 1 данной статьи предоставлены земельные участки, осуществляется в соответствующем Реестре в порядке, установленном постановлением Правительства Республики Тыва от 29 августа 2012 года N 473 "О Порядке ведения Реестра многодетных семей и семей, имеющих ребенка-инвалида, обратившихся в соответствии с пунктом 5 статьи 13 Конституционного закона Республики Тыва "О земле" за предоставлением земельных участков и получивших такие земельные участки".Как следует из материалов дела, 18 января 2012 года истец обратилась в министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва с заявлением о бесплатном приобретении в собственность земельного участка, указав, что она является матерью троих несовершеннолетних детей: С. 1995 года рождения, С. 1996 года рождения, К. 2005 года рождения, воспитывает детей одна. В тот же день семья истца была включена в Реестр многодетных семей и семей, имеющих ребенка-инвалида.
Согласно выпискам из Реестра учета от 26 октября 2017 года, 13 февраля 2018 года и 18 сентября 2018 года семья Делгер А.Х. по-прежнему состоит на учете, номер очереди 391, земельный участок истцу предоставлен не был.
Возражая против удовлетворения иска, ответчик указывал на то, что права истца ответчиком не нарушаются, поскольку семья Делгер А.Х. состоит на учете под номером 391, земельный участок будет предоставлен согласно установленной очередности. Аналогичные доводы приведены ответчиком в апелляционной жалобе. Кроме того, ответчик указал на то, что очередность предоставления семьям земельных участков установлена законом и не может быть изменена.
Данные доводы подлежат отклонению на основании следующего.
В ст. 5 конституционного закона РТ "О земле" установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется уполномоченным органом государственной власти Республики Тыва по управлению и распоряжению землями (то есть министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва) - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Тыва; органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Тыва - в отношении земельных участков, находящихся в собственности муниципальных образований, расположенных на территории Республики Тыва.
В силу абзацев 4, 5 ч. 1 ст. 13.1 конституционного закона РТ "О земле" в целях предоставления земельных участков гражданам, указанным в п. 5 ч. 1 ст. 13 данного закона, специально уполномоченный орган осуществляет мероприятия по подбору и формированию земельных участков, а также включает их в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам в собственность бесплатно. Порядок формирования перечня земельных участков устанавливается специально уполномоченным органом.
Проведение работ по формированию земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам в собственность бесплатно, осуществляется специально уполномоченным органом на основе утвержденных в порядке, предусмотренном градостроительным законодательством, документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Поскольку в материалы дела не представлено каких-либо доказательств того, что ответчиком, являющимся специально уполномоченным органом государственной власти Республики Тыва по управлению и распоряжению землями, предпринимались меры по исполнению возложенных на него обязанностей, судебная коллегия соглашается с выводами суда об удовлетворении иска.
Длительное бездействие министерства в рассмотрении вопроса о предоставлении земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, состоящим на учете на обеспечение земельными участками бесплатно, нарушает установленные законом социальные права граждан, относящихся к льготной категории, и подрывает гарантии социальной защиты, установленные государством для многодетных семей. Следовательно, иск удовлетворен правомерно.
Доводы ответчика о том, что очередность предоставления семьям земельных участков установлена законом, не освобождают министерство от исполнения возложенных на него обязанностей.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 15 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 июля 2019 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.