Президиум Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего: Штанова С.В.
членов президиума Литюшкина В.И, Мартышкина В.Н, Старинновой Л.Д.
при секретаре Ивашкиной Е.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ульянова ФИО13 к Администрации городского округа Саранск об оспаривании отказа в заключении договора купли-продажи земельного участка и понуждении заключения договора купли-продажи земельного участка,
по кассационной жалобе Ульянова ФИО14 на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 14 февраля 2019 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Мордовия Старинновой Л.Д, выслушав объяснения представителя Ульянова Н.А. - адвоката Фадеевой Н.Н, действующей по ордеру N 377 от 17 сентября 2019 г, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя администрации городского округа Саранск Ионова С.А, действующего по доверенности N 73-д от 26 июля 2019 г, возразившего относительно доводов кассационной жалобы, президиум Верховного Суда Республики Мордовия,
установил:
Ульянов Н.А. обратился в суд с административным иском к Администрации городского округа Саранск, в котором просил признать незаконным отказ Администрации городского округа Саранск в заключении договора купли-продажи земельного участка, выраженный в письме N 4246-ОГ от 15 июня 2018 г, обязать заключить с ним договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером "N".
В обоснование заявленного требования указано, что земельный участок площадью 1 500 кв.м, с кадастровым номером "N", расположенный по адресу: "адрес" был предоставлен ему на основании постановления Озерной поселковой администрации местного самоуправления Октябрьского района г. Саранска от 16 октября 1998 г. в собственность за плату для строительства жилого дома. 22 октября 1998 г. по квитанции N 212 им внесены денежные средства в размере 300 руб, с указанного времени он пользуется земельным участком. 14 октября 2005 г. в указанное постановление от 16 октября 1998 г. распоряжением администрации Озерного сельсовета Октябрьского района г. Саранска N 92 внесены дополнения в части указания на категорию земель ("земли поселений"), а также сведений об отсутствии зарегистрированных ограничений (обременений) в использовании земельного участка. В соответствии с выпиской из похозяйственной книги о наличии у граждан права на земельный участок от 9 июля 2015 г. ему на праве частной собственности принадлежит земельный участок, предоставленный для строительства индивидуального жилого дома, площадью 0,15 га, назначение земель - земли населенных пунктов. 16 октября 1998 г. земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет.
17 мая 2018 г. в Администрацию городского округа Саранск им подано заявление о заключении с ним договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером "N", площадью 1 500 кв.м, расположенного по адресу: "адрес". Письмом от 15 июня 2018 г. ему отказано в заключении договора купли-продажи земельного участка, в связи с тем, что в ГКАУ "Центральный государственный архив Республики Мордовия" подлинники постановлений Озерной поселковой администрации местного самоуправления Октябрьского района г. Саранска за 1998 год в составе документов архивного фонда администрации пос. Озерный Октябрьского района г. Саранска не поступали, имеется только ксерокопия постановления плохого качества, отличающаяся от постановления, представленного заявителем; на хранение в Архивную службу Администрации городского округа Саранск постановления поселковых администраций также не поступали. Указано, что к разрешению вопроса о заключении договора купли-продажи земельного участка администрация города готова вернуться в случае установления факта предоставления и пользования земельного участка в судебном порядке. Считал данный отказ незаконным, нарушающим его права на земельный участок.
Решением Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 24 октября 2018 г. административный иск удовлетворён в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 14 февраля 2019 г. указанное решение отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В кассационной жалобе Ульянов Н.А. ставит вопрос об отмене апелляционного определения как незаконного и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
По запросу судьи от 26 июля 2019 г. дело истребовано в Верховный Суд Республики Мордовия для проверки в кассационном порядке, и поступило 31 июля 2019 г.
Определением судьи Верховного Суда Республики Мордовия Старинновой Л.Д. от 30 августа 2019 г. кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании президиума Верховного Суда Республики Мордовия.
Лица, участвующие в деле, и их представители о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились: административный истец Ульянов Н.А, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, его представители Шмелькова М.В, Морозова Н.В, о причинах неявки суд не известили и об отложении рассмотрения кассационной жалобы не ходатайствовали.
При таких обстоятельствах в соответствии с положениями части второй статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, президиум полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие указанных лиц и их представителей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, президиум находит, что имеются основания, предусмотренные законом, для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие существенные нарушения норм материального и процессуального права были допущены судом апелляционной инстанции.
Как усматривается из материалов административного дела, на основании постановления Озерной поселковой администрации местного самоуправления Октябрьского района г. Саранска от 16 октября 1998 г. Ульянову Н.А. предоставлен земельный участок площадью 1 500 кв.м, по ул. Тепличная пос. Озерный в собственность за плату под строительство жилого дома.
14 октября 2005 г. в постановление поселковой администрации от 16 октября 1998 г. распоряжением администрации Озерного сельсовета Октябрьского района г. Саранска N 92 внесены дополнения в части указания на категорию земель ("земли поселений"), а также сведений об отсутствии зарегистрированных ограничений (обременений) в использовании земельного участка.
Распоряжением администрации Озерного сельсовета от 08 июля 2002 г. N 55 "О присвоении почтового адреса", в целях упорядочения вновь строящихся домов и возникших улиц, часть ул. Тепличная переименована на ул. Полевая.
В соответствии с выпиской из похозяйственной книги о наличии у граждан права на земельный участок от 9 июля 2015 г. Ульянову Н.А. на праве частной собственности принадлежит земельный участок, предоставленный для строительства индивидуального жилого дома, площадью 0,15 га, назначение земель - земли населенных пунктов.
16 октября 1998 г. спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет.
17 мая 2018 г. Ульяновым Н.А. в Администрацию городского округа Саранск подано заявление о заключении с ним договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером "N", площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
Письмом Администрации городского округа Саранск N 4246-ОГ от 15 июня 2018 г. Ульянову Н.А. отказано в заключении договора купли-продажи земельного участка, в связи с тем, что, что в ГКАУ "Центральный государственный архив Республики Мордовия" подлинники постановлений Озерной поселковой администрации местного самоуправления Октябрьского района г. Саранска за 1998 год в составе документов архивного фонда администрации п. Озерный Октябрьского района г. Саранска не поступали, имеется только ксерокопия постановления плохого качества, отличающаяся от постановления, представленного заявителем (указаны размеры30*50); на хранение в Архивную службу Администрации городского округа Саранск постановления поселковых администраций также не поступали. Указано, что к разрешению вопроса о заключении договора купли-продажи земельного участка администрация города готова вернуться в случае установления факта предоставления и пользования земельного участка в судебном порядке.
Из протокола выемки следователя ОВД Октябрьского района г. Саранска от 18 мая 2000 г. следует, что была изъята квитанция N 212 от 22 октября 1998 г. Озерной поселковой администрации г. Саранска на сумму 300 руб. на имя Ульянова Н.А.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 15, 27, 37, 39.1, 39.2, 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), пришел к выводу, что у Администрации не имелось оснований для отказа в заключении договора купли - продажи земельного участка, поскольку из представленных административным истцом документов - подлинника постановления Озерной поселковой администрации местного самоуправления Октябрьского района г. Саранска от 16 октября 1998 г. и квитанции об оплате земельного участка в размере 300 руб, подтвержденной протоколом выемки от 18 мая 2000 г, следует, что Ульянову Н.А. в установленном законом порядке 16 октября 1998 г. был предоставлен земельный участок в собственность за плату под строительство жилого дома, в связи с чем у административного истца возникло право на заключение договора купли - продажи земельного участка, и отсутствие иных, предусмотренных законом оснований, для отказа в заключении договора купли - продажи.
При этом суд сделал вывод о том, что право административного истца на заключение договора купли - продажи земельного участка не может быть поставлено в зависимость от отсутствия в архивах других экземпляров о предоставлении земельного участка в собственность или наличии только ксерокопии такого документа.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия с такими выводами суда первой инстанции не согласилась.
Отменяя решение суда и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска, судебная коллегия исходила из того, что на дату принятия постановления Озерной поселковой администрации местного самоуправления Октябрьского района г. Саранска от 16 октября 1998 г, порядок предоставления земельных участков гражданам в собственность регулировался статьей 28 Земельного кодекса Республики Мордовия, согласно которой при покупке всего земельного участка или его части в собственность решение Совета народных депутатов является основанием для заключения договора в нотариальном порядке, однако в данном случае административным истцом не представлено доказательств того, что спорный земельный участок ему был предоставлен с соблюдением порядка установленного статьей 28 Земельного кодекса Республики Мордовия, поскольку решения Совета народных депутатов не представлено.
Между тем при рассмотрении дела суд апелляционной инстанции не учел следующего.
В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, помимо прочего, выясняет основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом бремя доказывания данных обстоятельств возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершивших оспариваемые действия (бездействие).
Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам, в том числе об оспаривании решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления (часть 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
На основании пункта 2 части 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Согласно статье 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 39.3 ЗК РФ предусмотрено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 28 Земельного Кодекса Республики Мордовии, действовавшей на момент предоставления административному истцу земельного участка для строительства дома, при покупке всего земельного участка или его части в собственность решение Совета депутатов является основанием для заключения договора в нотариальном порядке.
Положения статей 7, 11 Земельного кодекса Республики Мордовии, предусматривали, что в собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду земельные участки передаются для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства в городах, поселках и сельских населенных пунктах.
Приобретение земельных участков в собственность на основании статей 7, 8, 9 настоящего Кодекса осуществляется через местную администрацию, на территории которой расположен земельный участок.
Давая оценку законности оспариваемого отказа в заключении договора купли - продажи земельного участка по основаниям, предусмотренным статьей 28 Земельного Кодекса Республики Мордовия, суд апелляционной инстанции сослался на отсутствие решения Совета народных депутатов о предоставлении административному истцу земельного участка в собственность для строительства жилого дома.
Между тем данное основание отказа в заключении договора купли- продажи земельного участка не было указано в решении административного ответчика от 15 июня 2018 г.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия. Так, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.
Как указано выше, отказ административного ответчика в заключении спорного договора купли - продажи земельного участка был связан с отсутствием в документах архивного фонда подлинников постановлений администрации п. Озерный Октябрьского района г. Саранска о предоставлении земельных участков и наличием ксерокопии постановления Озерной поселковой администрации местного самоуправления Октябрьского района г. Саранска от 16 октября 1998 г. в отношении административного истца, и не был мотивирован обстоятельствами отсутствия решения Совета народных депутатов о предоставлении административному истцу земельного участка, ввиду чего не подлежал оценке судом апелляционной инстанции.
Таким образом, у суда апелляционной инстанции отсутствовали законные основания для отказа в удовлетворении административного искового заявления Ульянова Н.А, обстоятельства, на основании которых принято обжалуемое решение, судом не проверялись и материалами дела не подтверждены.
При таких обстоятельствах президиум находит, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые не могут быть устранены без отмены судебного постановления суда апелляционной инстанции и нового рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении административного дела суду апелляционной инстанции следует проверить законность решения административного ответчика N 4246-ОГ от 15 июня 2018 г. исходя из содержащихся в нем оснований отказа в заключении договора купли - продажи земельного участка, установить и дать оценку обстоятельствам, которые послужили причиной для принятия оспариваемого решения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Президиум Верховного Суда Республики Мордовия
постановил:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 14 февраля 2019 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий С.В. Штанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.