Судья Верховного Суда Республики Мордовия Бажанов А.О. при секретаре Палаткиной А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании 11 сентября 2019 г. в г. Саранске жалобу Шичкина С.Ф. на решение судьи Торбеевского районного суда Республики Мордовия от 4 июля 2019 г., постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Республике Мордовия от 14 мая 2019 г.,
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Республике Мордовия от 14 мая 2019 г. глава Торбеевского муниципального района Республика Мордовия Шичкин С.Ф. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Торбеевского районного суда Республики Мордовия от 4 июля 2019 г. постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Мордовия, Шичкин С.Ф. просит решение судьи отменить, производство по делу прекратить. Указал, что наложенное на него административное наказание является необоснованным; отсутствует событие административного правонарушения и состав административного правонарушения; решение о проведении проверки не направлялось в адрес администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия и (или) его представителей; подрядчик ООО " "данные изъяты"" не привлечено к участию в деле в качестве потерпевшего, что привело к нарушению порядка рассмотрения дела об административном правонарушении, указанное процессуальное нарушение носит существенный характер, и влечет отмену вынесенного постановления по делу об административном правонарушении; не выяснены и объективно не подтверждены обстоятельства, указанные в статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; обвинение фактически основано лишь на постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении в отсутствие достоверных и необходимых доказательств.
В судебном заседании защитник Тулапин А.А. просил удовлетворить жалобу по указанным в ней основаниям, отменить решение судьи районного суда, производство по делу прекратить.
В судебном заседании старший прокурор отдела прокуратуры Республики Мордовия Межевова Ю.В. просила оставить решение судьи Торбеевского районного суда Республики Мордовия от 4 июля 2019 г. без изменения, жалобу Шичкина С.Ф. - без удовлетворения.
В судебное заседание Шичкин С.Ф, его защитник Прохина И.Г, представитель ООО " "данные изъяты"" не явились, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом.
При таких обстоятельствах и в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность обжалуемого решения судьи, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (Федеральный закон N 44-ФЗ) исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе: приемку поставленного товара, а также отдельных этапов поставки товара, (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; оплату заказчиком поставленного товара, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Пунктом 13.1 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
В соответствии с частью 7 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком
Как следует из материалов дела, в отношении администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия прокуратурой Торбеевского района Республики Мордовия проведена проверка. По результатам указанной проверки выявлены нарушения администрацией Торбеевского муниципального района Республики Мордовия законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг в деятельности, выразившиеся в несвоевременной оплате заказчиком выполненных работ в соответствии с заключенным между администрацией Торбеевского муниципального района Республики Мордовия, в лице и.о. главы района Шичкина С.Ф, и обществом с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"", в лице директора Полибина В.А, 16 июля 2018 г. муниципальным контрактом N "N" (предмет - выполнение работ по строительству детского сада на 250 мест с бассейном в р.п. Торбеево Торбеевского района Республики Мордовия, согласно техническому заданию в соответствии с проектной документацией).
25 апреля 2019 г. в отношении главы Торбеевского муниципального района Республики Мордовия Шичкина С.Ф. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением от 14 мая 2019 г. Шичкин С.Ф. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела об административном правонарушении и лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не оспариваются.
Принимая обжалуемое решение, судья районного суда обоснованно исходил из того, что обстоятельства, установленные по делу, свидетельствуют о совершении Шичкиным С.Ф. административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данный вывод судьи основан на правильном применении закона.
Факт совершения Шичкиным С.Ф. и его виновность в совершении административного правонарушения подтверждается копиями: постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 25 апреля 2019 г, объяснений главы Торбеевского муниципального района Республики Мордовия Шичкина С.Ф. от 25 апреля 2019 г, муниципального контракта на выполнение работ по строительству объекта "Детский сад на 250 мест с бассейном р.п. Торбеево Торбеевского муниципального района Республики Мордовия" от 16 июля 2018 г, платежного поручения N "N" от 8 февраля 2019 г.
В соответствии с пунктом 4.1 части 3 статьи 29 решения Совета депутатов Торбеевского муниципального района Республики Мордовия от 17 января 2006 г. N 195 "О принятии Устава Торбеевского муниципального района Республики Мордовия" главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
Согласно части 2 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона N 44-ФЗ должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 данного Федерального закона.
Шичкин С.Ф, являясь должностным лицом - главой Торбеевского муниципального района Республика Мордовия, обязанным надлежащим образом организовать заключение и исполнение муниципального контракта, в том числе в части соблюдения сроков оплаты муниципального контракта, предусмотренных частью 13.1 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ и пункта 3.2 муниципального контракта, не обеспечил своевременную оплату выполненных работ по строительству объекта, тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы наличие события административного правонарушения, состава административного правонарушения, сомнений не вызывает.
Довод жалобы о том, что решение о проведении проверки не направлялось в адрес администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия и (или) его представителей, отклоняется.
Согласно статье 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 2202-1) прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
При реализации возложенных функций прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, а также руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, перечисленными в пункте 1 статьи 21 Федерального закона N 2202-1.
Согласно пункту 2 статьи 21 Федерального закона N 2202-1 при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 22 Федерального закона N 2202-1 прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.
Пунктом 2 статьи 22 Федерального закона N 2202-1 установлено, что прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Прокурор Межевова Ю.В. в судебном заседании пояснила, что в силу Федерального закона N 2202-1 и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокурор имеет полномочия по выявлению административных правонарушений, их документированию и возбуждению дел об административных правонарушениях. Сведения о нарушении срока оплаты выполненных работ по муниципальному контракту находятся в свободном доступе в сети Интернет, т.к. муниципальный заказчик обязан опубликовать в портале "Госуслуги" сведения о том, когда приняты у подрядчика выполненные работы, и когда они оплачены.
Защитник Тулапин А.А. не отрицал, что факт нарушения срока оплаты выполненных работ по муниципальному контракту, пояснив, что действительно в течение 5 суток с момента оплаты работ, выполненных по муниципальному контракту, в сети Интернет публикуется КС-2, КС-3 и сведения о том, когда произведена оплата. Отсутствие состава административного правонарушения усматривает в том, что имелись объективные причины, по которым произошло нарушение срока оплаты.
Данный довод отклоняется как основанный на неверном толковании норм права, подлежащих применению при рассмотрении дела об административном правонарушении, Шичкин С.Ф. мог и должен был знать, когда истекает срок действия сертификата ключа усиленной электронной подписи, состав административного правонарушения не исключает неосторожную форму вины.
Остальные доводы жалобы были предметом рассмотрения судьи районного суда, получили надлежащую оценку, получившую отражение в судебном решении, отсутствуют основания для сомнений в правильности выводов, содержащихся в решении судьи.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено прокурором с соблюдением требований, предусмотренных статьёй 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное дело рассмотрено уполномоченным должностным лицом с соблюдением правил родовой и территориальной подведомственности, постановление по административному делу отвечает требованиям, предъявляемым статьёй 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия главы Торбеевского муниципального района Республика Мордовия Шичкина С.Ф. квалифицированы правильно по части 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод судьи о наличии вины главы Торбеевского муниципального района Республика Мордовия Шичкина С.Ф. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основан на достоверных и допустимых доказательствах.
Административное наказание соответствует санкции части 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку существенных нарушений требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено, оснований для отмены вынесенного по делу судебного постановления не имеется.
При таких обстоятельствах, считаю, что решение судьи, постановление должностного лица являются законными и обоснованными. Жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Республике Мордовия от 14 мая 2019 г, решение судьи Торбеевского районного суда Республики Мордовия от 4 июля 2019 г, оставить без изменения, жалобу Шичкина С.Ф. - без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано путём подачи жалобы и принесения протеста непосредственно в Верховный Суд Республики Мордовия на имя председателя суда.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия А.О. Бажанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.