Судья Верховного Суда Республики Коми Машкина И.М.,
при секретаре Калинкович И.С,
рассмотрев 07 августа 2019 года в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре Республики Коми жалобу защитника заместителя начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми Чернышкова ФИО12 - Мартыновой ФИО13 на решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 13.05.2019, которым постановление заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 09.01.2019 "Номер обезличен" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении заместителя начальника УФСИН России по Республике Коми Чернышкова ФИО14 оставлено без изменения, жалоба Чернышкова ФИО15 - без удовлетворения,
установил:
Постановлением заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 09.01.2019 "Номер обезличен" заместитель начальника УФСИН России по Республике Коми Чернышков А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Чернышков А.В. обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с жалобой, заявив об отмене постановления, прекращении производства по делу об административном правонарушении, указав на отсутствие состава вмененного в вину административного правонарушения, наличие оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Судья постановилприведенное выше решение.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Коми, защитник заместителя начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми Чернышкова А.В. - Мартынова Л.М. просит об отмене постановления должностного лица административного органа и решения судьи на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Заслушав объяснения Чернышкова А.В, его защитников Ралко М.П, Клубет А.М, представителя должностного лица УФАС по РК Ильман А.С, рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Часть 1 статьи 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок), за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 2.1 настоящей статьи, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей.
Субъектами правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях, являются должностные лица заказчиков, в том числе бюджетных учреждений, уполномоченных на осуществление функций по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
Объективная сторона данного состава административного правонарушения состоит в принятии решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Как следует из материалов дела, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми поступило уведомление УФСИН России по Республике Коми от 27.11.2018 исх. "Номер обезличен" о заключении 27.11.2018 с... государственного контракта N 618 на оказание медицинских услуг аттестованным сотрудникам уголовно-исполнительной системы на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
По результатам анализа представленных документов, а также сведений, содержащихся на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее официальный сайт) и соответствующей нормативно-правовой базы, установлено, что в противоречие пункту 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе УФСИН России по Республике Коми 19.09.2018 на официальном сайте разместило извещение N 03071000023180000272 об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на оказание медицинских услуг аттестованным сотрудникам уголовно - исполнительной системы.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении заместителя начальника УФСИН России по Республике Коми Чернышкова А.В. протокола об административном правонарушении и привлечения его постановлением должностного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми к административной ответственности по части 1 статьи 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Признавая постановление должностного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми о привлечении Чернышкова А.В. к административной ответственности по части 1 статьи 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях законным и не подлежащим отмене, судья городского суда исходил из того, что факт совершения указанным должностным лицом административного правонарушения и его вина подтверждается представленными в дело доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении от 25.12.2018 "Номер обезличен", письменными объяснениями Чернышкова А.В. от 25.12.2018, государственным контрактом от 27.112018 "Номер обезличен", уставом.., из которого не следует, что данное медицинское учреждение обладает исключительными полномочиями по медицинскому обслуживанию и создано в связи с необходимостью осуществления деятельности предусмотренной федеральным законодателем исключительно для государственных бюджетных учреждений, ответами... от 25.04.2019 "Номер обезличен",... от 30.04.2019 "Номер обезличен",... от 29.04.2019 "Номер обезличен" о том, что на территории МО ГО "Сыктывкар", административно-территориальной единицей которого является Эжвинский район, имеются иные государственные, муниципальные учреждения, организации, а также ФКУЗ.., представляющие медицинские услуги, являющиеся предметом указанного контракта.
Данные выводы должностного лица и судьи городского суда нахожу ошибочными, а доводы жалобы защитника об отсутствии в действиях Чернышкова А.В. состава вменяемого административного правонарушения - заслуживающими внимания.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок в том числе, в части, касающейся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей, далее - исполнители) регулирует Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе закреплено два способа определения исполнителей: конкурентный и осуществление закупки у единственного исполнителя.
По смыслу приведенных законоположений в их системном единстве, закупка у единственного поставщика не относится к конкурентным способам закупки, следовательно, может осуществляться исключительно в случаях, установленных названным законом.
Перечень оснований, при наличии которых допускается закупка у единственного исполнителя, является исчерпывающим, установлен в части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, содержащей на сегодняшний день 55 пунктов.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 93 указанного закона закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.
Исходя из содержания приведенной нормы, закупка работы или услуги в сфере государственного управления может осуществляться у единственного исполнителя если, подведомственные органу исполнительной власти учреждения, предприятия обладают исключительными полномочиями в определенной сфере деятельности, которые не могут быть выполнены иными субъектами в силу прямого указания об этом в нормативных правовых актах.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ).
На основании части 3 статьи 25 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ военнослужащие и приравненные к ним лица имеют право на получение медицинской помощи в ведомственных медицинских организациях, а при их отсутствии или при отсутствии в ведомственных медицинских организациях отделений соответствующего профиля, специалистов либо специального медицинского оборудования - на получение медицинской помощи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба.
В силу части 4 статьи 25 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ порядок организации медицинской помощи военнослужащим и приравненным к ним лицам устанавливается Правительством Российской Федерации, особенности организации оказания медицинской помощи военнослужащим и приравненным к ним лицам, в том числе порядок их освобождения от исполнения обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с заболеванием и иными причинами, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 911 "О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы" утверждены, в том числе, Правила оказания медицинской помощи (медицинского обеспечения) военнослужащим, в том числе уголовно-исполнительной системы (далее Правила).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что при отсутствии по месту военной службы (службы), месту жительства (проживания) или иному месту нахождения военнослужащих (сотрудников) медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, медицинских организаций Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, а также при наличии медицинских показаний к оказанию медицинской помощи в экстренной и неотложной формах медицинская помощь оказывается в медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения с возмещением расходов по оказанию медицинской помощи этим организациям здравоохранения соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Таким образом, указанными нормами установлено наличие исключительных полномочий по оказанию медицинских услуг сотрудникам уголовно-исполнительной системы медицинскими организациями Министерства внутренних дел Российской Федерации, медицинский организаций Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации либо при их отсутствии, а также при наличии медицинских показаний к оказанию медицинской помощи в экстренной и неотложной формах - организациями государственной или муниципальной системы здравоохранения.
Закон о контрактной системе не предусматривает проведение конкретных процедур отбора исполнителя исключительно между государственными учреждениями здравоохранения.
Также из смысла пункта 6 статьи 93 Закона о контрактной системе не следует, что в соответствующих нормативных правовых актах должны быть указаны конкретные медицинские организации в целях возложения ни них исключительных полномочий по оказанию медицинской помощи.
Поскольку сотрудникам уголовно-исполнительной системы медицинская помощь за счет бюджетных средств может оказываться только в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, то заключение договора с государственными учреждениями правомерно может осуществляться в рамках закупки у единственного поставщика в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе.
При таких обстоятельствах вывод должностного лица административного органа и судьи городского суда о том, что должностным лицом УФСИН России по Республике Коми нарушен пункт 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, и как следствие вывод о наличии в действиях заместителя начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми Чернышкова А.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях, следует признать незаконными.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Изложенное выше в силу пункта 3 части 1 статьи 30.7, части 3 статьи 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях являются основанием для отмены вынесенных постановления, решения и прекращения производства по делу по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (в связи с отсутствием в действиях Чернышкова А.В. состава правонарушения).
В связи с изложенным жалоба защитника заместителя начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми Чернышкова А.В. - Мартыновой Л.М. подлежит удовлетворению, постановление должностного лица и решение судьи подлежат отмене, а производство по делу - прекращению в связи с отсутствием в действиях Чернышкова А.В. состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу защитника заместителя начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми Чернышкова Андрея Владимировича - Мартыновой Ларисы Михайловны удовлетворить.
постановление заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 09.01.2019 "Номер обезличен" и решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 13.05.2019 отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении заместителя начальника УФСИН России по Республике Коми Чернышкова Андрея Владимировича прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Судья подпись И.М.Машкина
"Адрес обезличен"
"Адрес обезличен"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.