СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.А,
судей Захваткина И.В, Круковской А.В,
при секретаре Микушевой А.И,
рассмотрела в судебном заседании 15 августа 2019 года дело по апелляционной жалобе УФСИН России по Республике Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 17 июня 2019 года, которым
исковые требования Казахмедова ИЗ удовлетворены.
Признаны незаконными действия УФСИН России по Республике Коми об удержании с Казахмедова ИЗ излишне выплаченной пенсии.
Взыскана с УФСИН России по Республике Коми в пользу Казахмедова ИЗ незаконно удержанная сумма пенсии в размере 13546,70 руб..
Заслушав доклад судьи Круковской А.В, объяснения представителя ответчика УФСИН России по РК Клубета А.М, истца Казахмедова И.З, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Казахмедов И.З. обратился в суд с иском к Отделению пенсионного обеспечения финансово-экономического отдела УФСИН России по Республике Коми о признании незаконными действий об удержании 20% из пенсии, взыскании удержанных денежных средств в размере 13546,70 руб.
В обоснование требований истец указал, что с июня 2015 года является получателем пенсии за выслугу лет по линии уголовно-исполнительной системы, пенсия была назначена с учетом районного коэффициента в размере 1,2; в 2017 году в связи с регистрацией в г.Воркута, ему был установлен районный коэффициент 1,6, установленный в г.Воркута, пенсию с данным коэффициентом он получал до января 2019 года, с февраля ему вновь стали выплачивать пенсию с районным коэффициентом 1,2, а с марта 2019 года ответчик стал производить удержания с пенсии по 20%. На его обращение к ответчику за разъяснениями по данному вопросу, он получил ответ, в котором ему указали на злоупотребление правом. Между тем истец не согласен с удержанием, поскольку своевременно уведомил пенсионный орган о том, что трудоустроен в ОСП по Княжпогостскому району. Также он ежегодно запрашивал в пенсионом отделе справку о размере пенсии, которую ему высылали в г.Емва.
Ответчик с иском не согласился.
Суд постановилприведенное выше решение, которое в апелляционной жалобе просит отменить ответчик, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств и неверное применение норм материального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал апелляционную жалобу по доводам, изложенным в ней.
Истец в судебном заседании суда апелляционной инстанции просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Пенсионное обеспечение военнослужащих осуществляется в порядке, предусмотренном Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Положениями ст.56 указанного Закона определен порядок выплаты пенсий, предусмотренных настоящим Законом.
Частью 1 ст.48 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" определено, что пенсионерам из числа лиц, указанных в ст.1 настоящего Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные ст.ст.17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные ст.16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Согласно ч.1 ст.62 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" удержания из пенсии, выплачиваемой в соответствии с настоящим Законом, производятся на основании судебных решений, определений, постановлений и приговоров (в части имущественных взысканий), исполнительных надписей нотариальных контор и других решений и постановлений, исполнение которых в соответствии с законодательством производится в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Сумма пенсии или пособия, излишне выплаченная пенсионеру вследствие злоупотребления с его стороны, может удерживаться из пенсии на основании решения соответствующего пенсионного органа ежемесячно в размере, не превышающем 20 процентов причитающейся к выплате пенсии, сверх удержаний по другим основаниям. Во всех случаях обращения взыскания на пенсию за пенсионером сохраняется не менее 50 процентов причитающейся ему пенсии.
Часть первая ст. 62 Закона N 4468-1 во взаимосвязи с частью десятой ст. 56 данного Закона, предусматривающей ответственность лиц, которым назначена пенсия, за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган для назначения и выплаты пенсии, и обязанность возмещения виновными лицами государству причиненного ущерба в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, направлена на обеспечение сохранности средств бюджетов соответствующих пенсионных органов, предотвращение их перерасхода вследствие необоснованной выплаты пенсионного обеспечения и позволяет компенсировать пенсионному органу ущерб, причиненный такой выплатой. Данной нормой установлено ограничение размера удерживаемых во внесудебном порядке сумм, что направлено на защиту интересов гражданина, обеспечение получения им средств, необходимых для поддержания сложившегося уровня жизни (Определения Конституционного суда РФ от 20 апреля 2017 г. N 763-О, от 28 июня 2018 г. N 1496-О).
Из приведенных норм материального права в их системной взаимосвязи следует, что обязанность извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты, законом возложена на пенсионера, который несет ответственность за достоверность сведений, представляемых им для установления и выплаты пенсии. В случае неисполнения им указанной обязанности, если это повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсии, пенсионер должен возместить органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, неосновательно полученную таким пенсионером сумму пенсии.
Судом установлено и подтверждается письменными материалами дела, что 04 июня 2015 года Казахмедов И.З. уволен из уголовно-исполнительной системы по выслуге лет, ему назначена пенсия с учетом районного коэффициента по месту жительства в Княжпогостском районе Республики Коми - 20%.
11.03.2019 Врио начальника УФСИН России по Республике Коми утверждено заключение об удержании излишне выплаченной пенсии пенсионеру уголовно-исполнительной системы Казахмедову И.З. в сумме 255690,79 руб. за период с 28.02.2017 по 31.01.2019, поскольку за данный период ему выплачивалась пенсия в соответствии со ст.48 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" с учетом районного коэффициента, применяемого на территории г.Воркуты Республики Коми (1,6), в то время как в ходе проведенной работы установлено проживание истца в указанный период на территории г.Емва Княжпогосткого района.
Из материалов дела следует, что с 01.02.2019 истцу установлен размер пенсии с учетом районного коэффициента 1,2 (г.Емва, Княжпогосткого района) в размере 33866,75 руб, из которого производится удержание излишне выплаченной суммы пенсии по 20% от суммы пенсии истца (6773,35 руб.), начиная с марта 2019 года.
02.04.2019 Казахмедов И.З. обратился с заявлением о разъяснении решения по снижению районного коэффициента до 20%, по результатам рассмотрения которого УФСИН России по Республике Коми 25.04.2019 дан ответ, согласно которому основанием снижения размера районного коэффициента, а также произведенных удержаниях послужило не проживание истца в г.Воркута.
Разрешая спор и признавая незаконными действия ответчика об удержании с истца излишне выплаченной пенсии, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 48, 62 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", пришел к выводу о том, что в действиях истца не усматривается недобросовестности и злоупотребления правом, вызвавших переплату пенсии, доказательств обратного ответчиком не представлено в нарушение положений ст.56 ГПК РФ.
При этом суд исходил из того, что в спорный период с февраля 2017 года по январь 2019 года у ответчика имелись сведения о месте жительства и работе истца, место регистрации не признается местом жительства по смыслу ст. 20 Гражданского кодекса РФ. Вместе с тем, ответчик не проявил в данной ситуации должной заботливости и осмотрительности и при наличии сомнений после предоставления истцом копии паспорта с регистрацией в г.Воркута ответчик имел возможность сделать соответствующий запрос по известному месту работы.
Придя к такому выводу, суд взыскал с ответчика в пользу истца удержанные суммы пенсии в размере 13546,70 руб..
Исходя из анализа приведенных выше правовых норм и установленных обстоятельств дела, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции об отсутствии недобросовестности (злоупотребления правом) со стороны Казахмедова И.З. при получении им повышенной пенсии в период с 28.02.2017 по 31.01.2019.
Материалами дела подтверждается, что основанием для перерасчета пенсии Казахмедова И.З. в сторону увеличения с 28.02.2017 послужили его действия по предоставлению ответчику сведений о снятии его с регистрационного учета в г.Емва с последующей регистрацией в г.Воркута.
Получая ежемесячно пенсионные выплаты с учетом районного коэффициента, применяемого на территории г.Воркуты, и проживая при этом в г.Емва, истец обязан был безотлагательно сообщить в отдел пенсионного обеспечения, что у него не произошло перемены места жительства и оснований для увеличения пенсии не имелось, однако этого не сделал, что достоверно свидетельствует о его недобросовестности, в связи с чем у ответчика имелись законные основания для принятия в соответствии с положениями ст. 62 Закона РФ о пенсионном обеспечении военнослужащих решения об удержании незаконно полученной пенсии и приведения такого решения в исполнение.
Утверждения истца о том, что переплата вызвана отсутствием должного контроля со стороны ответчика, несостоятельна, поскольку обязанность по сообщению в пенсионный орган об обстоятельствах, влекущих за собой прекращение выплаты надбавки, возложена на самого пенсионера.
Исходя из положений ст. ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец обязан был доказать те обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований.
Как видно из материалов дела, в нарушение положений ст.56 ГПК РФ истец не представил доказательств, свидетельствующих о предоставлении в пенсионный орган необходимых сведений, влияющих на размер пенсии.
Доводы истца об отсутствии в его действиях недобросовестности и необходимости применения положений п. 3 ч. 1 ст. 1109 ГК РФ, устанавливающей, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения пенсии при отсутствии недобросовестности с его стороны, не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии с вышеуказанными нормами права и общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом Казахмедов И.З. обязан был сообщить в пенсионную службу о том, что при регистрации в г.Воркуте место жительства у него осталось прежним, однако обязательство это не выполнил. О своей обязанности сообщить обо всех изменениях, влияющих на его право на получение пенсии им также было написано соответствующее заявление при подаче заявления о назначении пенсии.
Возможность взыскания ответчиком переплаты путем вынесения оспариваемого решения основана на законе, подлежащем применению к данным правоотношениям, согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях N 763-О от 20 апреля 2017 г, N 1496-О от 28 июня 2018 г, согласно которой подтверждено право пенсионных органов на установление факта злоупотребления со стороны пенсионера и удержание суммы пенсии, излишне выплаченной ему вследствие такого злоупотребления, во внесудебном порядке.
Как отметил Европейский Суд по правам человека, в качестве общего принципа органы власти не должны быть лишены права исправления ошибок, в том числе вызванных и их собственной небрежностью; в противном случае нарушался бы принцип недопустимости неосновательного обогащения; это также было бы несправедливым по отношению к другим участникам системы социального обеспечения, в особенности по отношению к тем, кому было отказано в назначении выплат (пособия) по причине их несоответствия установленным законом требованиям, и, наконец, могло бы повлечь ненадлежащее распределение ограниченных общественных средств, что само по себе противоречило бы публичному интересу (постановление от 15 сентября 2009 г. по делу "Москаль (Moskal) против Польши"). Определение же правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, является не только правом, но и обязанностью государства.
В связи с приведенными выше основаниями, постановленное по делу решение не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 17 июня 2019 года отменить и принять новое решение.
Исковые требования Казахмедова ИЗ о признании незаконными действий Отделения пенсионного обеспечения финансово-экономического отдела УФСИН России по Республике Коми об удержании 20% из пенсии, взыскании удержанных денежных средств в размере 13546,70 руб. оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.