Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Рочевой Е.С,
судей Маловой Н.Б, Тимошкиной Т.Н.
при секретаре Мариной Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 10.06.2019 по иску Ильинского А. А. к администрации Кааламского сельского поселения о признании договора аренды земельного участка незаключенным.
Заслушав доклад судьи Маловой Н.Б, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ильинский А.А. обратился в суд с иском по тем основаниям, что (... ) сторонами был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером (... ), расположенного по адресу: (... ), категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - индивидуальные малоэтажные жилые дома общим количеством этажей не более трех, сроком с (... ) истец обратился в Управление Росреестра для осуществления государственной регистрации договора аренды, уведомлением от (... ) ему было отказано, по тем основаниям, что в (... ) г. у администрации Кааламского сельского поселения отсутствовали полномочия по заключению договора аренды земельного участка. Впоследствии истец обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением о заключении договора аренды указанного земельного участка без проведения торгов. Письмом от (... ) истцу отказано в заключении договора аренды по причине несоблюдения процедуры предоставления земельного участка органом местного самоуправления. Полагает, процедура предоставления земельного участка не нарушена. Обращает внимание, что в сентябре (... ) г. он обратился в администрацию Кааламского сельского поселения с заявлением о предоставлении земельного участка для ИЖС, была составлена схема расположения земельного участка, которая распоряжением ответчика N от (... ) была утверждена, затем проводились работы по межеванию земельного участка с постановкой его на кадастровый учет. (... ) в газете "Вести Приладожья" было опубликовано извещение о возможности предоставления земельного участка в соответствии с утвержденной схемой, (... ) администрацией было вынесено распоряжение N о предварительном согласовании предоставления земельного участка. (... ) земельный участок поставлен на кадастровый учет. Ссылаясь на изложенное, истец просил признать договор аренды N от (... ) земельного участка с кадастровым номером (... ) заключенным.
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
С решением суда не согласен истца, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что ошибка в оформлении документов на предоставление земельного участка в аренду возникла по вине администрации. Поскольку представитель администрации Кааламского сельского поселения в судебном заседании признал исковые требования, по мнению подателя жалобы, у суда отсутствовала необходимость в исследовании доказательств, необходимо было принять решение об удовлетворении иска. Обращает внимание, что после заключения с ним договора аренды, иных лиц, претендующих на спорный земельный участок, установлено не было.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец доводы апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили, о времени и месте судебного заседания извещены.
Заслушав пояснения истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.1 ст.39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с п.8 ст.39.15 или ст.39.16 настоящего Кодекса.
В соответствии с подп.2 п.7 ст.39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В соответствии с подп.2 п.5 ст.39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю.
Анализ приведенных положений позволяет сделать вывод о том, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен для индивидуального жилищного строительства без проведения аукциона лицу, обратившемуся в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, при условии, что это лицо является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. Наличие иных граждан, заинтересованных в приобретении прав на указанный объект недвижимости и подавших заявление о намерении участвовать в аукционе, является основанием для проведения такого аукциона, в том числе на право заключения договора аренды земельного участка.
Таким образом, законом установлена процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства и иных целей, указанных в ст.39.18 Земельного кодекса Российской Федерации. Эта процедура направлена на соблюдение баланса прав и законных интересов собственника земельного участка и граждан, заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок.
Как установлено и следует из материалов дела, Ильинский А.А. обратился в администрацию Кааламского сельского поселения с заявлением о предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство в (... ).
Распоряжением администрации Кааламского сельского поселения от (... ) N утверждена схема расположения вновь образованного земельного участка с условным номером :ЗУ1 в кадастровом квартале (... ) площадью (... ) кв.м, расположенного по адресу: (... ).
Извещение о возможном предоставлении в аренду земельного участка было опубликовано в газете "Вести Приладожья" (N51 от 30.12.2015). В извещении указано о том, что датой окончания приема заявок является (... ).
Распоряжением администрации Кааламского сельского поселения от (... ) N Ильинскому А.А. предварительно согласовано предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов.
(... ) сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости, присвоен кадастровый номер (... ).
(... ) на основании распоряжения администрации Кааламского сельского поселения N от (... ) между администрацией и Ильинским А.А. был заключен договор N аренды земельного участка с кадастровым номером (... ) сроком с (... ).
(... ) истцу отказано в государственной регистрации договора аренды земельного участка в связи с отсутствием документов, подтверждающих законность предоставления земельного участка в (... ) г. органом местного самоуправления.
Подвергнув анализу приведенное законодательство и установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что администрация Кааламского сельского поселения приняв решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка до истечения срока, установленного ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации со дня опубликования извещения объективно не обеспечила возможность подачи потенциальными участниками заявок на участие в аукционе.
Однако, согласно ст. 5 Закона Республики Карелия от 29.12.2015 N 1980-ЗРК "О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия" (вступил в законную силу 01.01.2016) в случае, если до дня вступления в силу настоящего Закона органом местного самоуправления городского округа, поселения, муниципального района принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который расположен в границах этого городского округа, поселения, муниципального района и государственная собственность на который не разграничена, либо принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в отношении такого земельного участка, либо размещено или опубликовано извещение о проведении аукциона по продаже такого земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка, предоставление такого земельного участка на основании данного решения или по результатам аукциона осуществляет орган местного самоуправления городского округа, поселения, муниципального района, который принял данное решение либо разместил или опубликовал указанное извещение.
Извещение о возможном предоставлении в аренду земельного участка в соответствии с положениями ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации было опубликовано в газете "Вести Приладожья" (N51 от 30.12.2015), чем был обеспечен доступ иных граждан к предоставлению спорного участка.
Таким образом, в соответствии со ст. 5 Закона Республики Карелия от 29.12.2015 N 1980-ЗРК дальнейшее распоряжение указанным участком должно было осуществляться органом местного самоуправления городского округа, поселения, муниципального района, который принял данное решение либо разместил или опубликовал указанное извещение.
Доказательств наличия иных граждан, заинтересованных в приобретении прав на указанный объект недвижимости и подавших заявление о намерении участвовать в аукционе в материалы дела не представлено.
При отсутствии иных заинтересованных в предоставлении участка граждан не основан на нормах права вывод суда о том, что процедура предоставления земельного участка не была начата в установленном законом порядке и решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка не было принято согласно норм земельного законодательства. Указанные выводы суда опровергаются материалами дела. Так указанная процедура начинается с момента обращения заинтересованного лица в уполномоченный орган и заканчивается заключением договора аренды земельного участка, что и было сделано администрацией Кааламского сельского поселения. Доказательств нарушения прав иных лиц указанными действиями администрации в материалы дела не представлено.
Срок действия распоряжения администрации Кааламского сельского поселения от (... ) N, предварительного согласования предоставления земельного участка на момент принятия распоряжения администрации Кааламского сельского поселения N от (... ) и заключения договора N аренды земельного участка с кадастровым номером (... ) не истекли, договор аренды заключен по (... ).
При таких обстоятельствах заключение администрацией Кааламского сельского поселения договора аренды с истцом соответствует положениям ст. 5 Закона Республики Карелия от 29.12.2015 N 1980-ЗРК, чьих-либо прав не нарушает, договор аренды кем-либо не оспаривается, недействительной сделкой не признан, в связи с чем является основанием для регистрации прав аренды истца на спорный земельный участок.
Однако судебная коллегия обращает внимание, что в соответствии с ч.5 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Поскольку в установленном порядке государственная регистрация спорного договора аренды не была осуществлена, указанный договор аренды земельного участка не может считаться заключенным. При этом препятствий в такой регистрации с учетом установленных по делу обстоятельств, в настоящий момент судебная коллегия не усматривает.
Таким образом, выбранный истцом способ защиты права не является надлежащим, в связи с чем решение суда первой инстанции по существу подлежит оставлению без изменения. Оснований для признания договора аренды заключенным в судебном порядке не имеется, иных требований истцом не заявлено.
Истцу необходимо обратиться за регистрацией указанного договора аренды земельного участка в установленном порядке. При этом в случае приостановления регистрации или отказа в ней истец не лишен возможности обжалования действий уполномоченного органа в установленном законом порядке.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 10.06.2019 по настоящему делу по существу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.