Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Душнюк Н.В,
судей Мишеневой М.А, Евтушенко Д.А.
при секретаре Курденковой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истицы на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 17 июня 2019 г. по иску Б.Н.В. к Правительству Республики Карелия, Министерству финансов Республики Карелия о возложении обязанности совершить определенные действия.
Заслушав доклад председательствующего судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истица обратилась в суд с иском по тем основаниям, что с ХХ.ХХ.ХХ ее семья имеет статус многодетной семьи. Руководствуясь Указом Президента РФ от 05.05.1992 N 431, истица ХХ.ХХ.ХХ обратилась в ПАО "Сбербанк России" с просьбой предоставить беспроцентный ипотечный кредит в сумме (... ) руб, без первоначального взноса, без оплаты кредита в первые три года после получения. В выдаче кредита ей было отказано. На обращение истицы Министерство социальной защиты РК письмом от 26.12.2018 подтвердило факт обязанности выполнения Указа Президента РФ от 05.05.1992 N 431, указало на невозможность предоставления дополнительных мер социальной поддержки в условиях бюджетных ограничений. Истица просила возложить на ответчика обязанность сформировать бюджет на 2020 год с учетом нормы права, предусмотренной Указом Президента РФ от 05.05.1992 N 431; предоставить ее семье льготный кредит (беспроцентную ипотеку без первоначального взноса и без выплаты кредита после получения суммы в первые три года).
Определением суда от ХХ.ХХ.ХХ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов РК.
Решением суда в удовлетворении иска отказано.
С таким решением суда не согласна истица, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что решение суда не соответствует нормам материального и процессуального права, противоречит действующему законодательству. Правительство РК совместно с Министерством экономического развития и промышленности РК обязано формировать бюджет субъекта РФ с учетом нормы права, предусмотренной Указом Президента РФ от 05.05.1992 N 431, с целью предоставления дополнительных мер социальной поддержки многодетным семьям. Отсутствие на территории Республики Карелия механизма предоставления мер социальной поддержки, установленных Указом Президента РФ, не является основанием для отказа в их предоставлении. При этом в ряде субъектов РФ (Кировская область, Московская область) такие меры социальной поддержки предоставляются.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель третьего лица - Министерства социальной защиты РК Ш.К.А. просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены либо изменения решения суда.
Из материалов дела следует, что семья истицы Б.Н.В. имеет статус многодетной семьи.
Руководствуясь Указом Президента РФ от 05.05.1992 N 431, истица обращалась в ПАО "Сбербанк России" с заявлением о предоставлении беспроцентного ипотечного кредита в сумме (... ) руб, без уплаты первоначального взноса и с условием освобождения от выплаты кредита в первые три года после его получения. В предоставлении кредита ей было отказано.
ХХ.ХХ.ХХ истица обратилась с заявлением в Правительство РК с просьбой разъяснить вопрос о порядке оказания содействия в предоставлении беспроцентной ссуды на приобретение строительных материалов и строительство жилья. В ответ на обращение письмом от ХХ.ХХ.ХХ Министерство социальной защиты РК указало, что в отсутствие федерального регулирования порядка и условий возмещения расходов на осуществление мер социальной поддержки многодетным семьям собственное правовое регулирование данного вопроса субъектом РФ за счет средств регионального бюджета не противоречит федеральному законодательству. Финансирование Республики Карелия из федерального бюджета на указанные цели не осуществлялось и не предусмотрено.
Истица полагая, что в предоставлении меры социальной поддержки ей необоснованно было отказано, обратилась с иском в суд.
Пунктом "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ установлено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение. В силу ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 Указа Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга предписано, в том числе содействовать предоставлению многодетным семьям льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья.
При этом п.п. 2, 3 данного Указа Правительству РФ предписано проводить регулярные обследования уровня жизни и доходов малообеспеченных групп населения, включая многодетные семьи, с целью осуществления мероприятий по оказанию им необходимой социальной поддержки, Министерству финансов РФ совместно с Министерством социальной защиты населения РФ поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных настоящим Указом.
Подпунктом 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (многодетных семей, одиноких родителей).
В силу ст.ст. 28, 30 и 31 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе на принципах разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации, самостоятельности бюджетов.
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. п. 2 и 5 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абз. 2 - 5 п. 1 настоящей статьи, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (п. 2 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ).
Правительство Республики Карелия в соответствии со ст.ст. 46, 57 Конституции РК является исполнительным органом власти субъекта, разрабатывает проект бюджета Республики Карелия и обеспечивает его исполнение.
Законом РК от 16.12.2005 N 927-ЗРК "О некоторых вопросах социальной поддержки граждан, имеющих детей" многодетным семьям, имеющих детей, установлены меры социальной поддержки в виде: единовременного пособия при рождении ребенка; пособия на ребенка; ежемесячной денежной выплаты семьям при рождении (усыновлении) третьего ребенка или последующих детей; ежегодной компенсационной выплаты на приобретение школьных принадлежностей для детей из многодетных семей; регионального материнского (семейного) капитала.
Положениями ст. 4.6 указанного Закона РК предусмотрена мера социальной поддержки многодетным семьям в виде единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения (введена Законом РК от 29.04.2019 N 2367-ЗРК). Право на указанную выплату имеет один из родителей, состоящий на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, в составе семьи которого родились одновременно трое и более детей. Доказательств тому, что семья истицы относится к указанной категории многодетных семей в дело не представлено.
Таким образом, порядок и условия предоставления многодетным семьям мер социальной поддержки на приобретение строительных материалов и строительство жилья на территории Республики Карелия определены нормативным актом в форме денежной выплаты. Иных мер социальной поддержки указанным Законом РК не предусмотрено.
С учетом приведенных норм действующего законодательства, установленных судом обстоятельств, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований истицы является правомерным.
Доводы жалобы истицы о том, что отсутствие механизма предоставления мер социальной поддержки, установленных Указом Президента РФ, не является основанием для отказа в их предоставлении, судебная коллегия отклоняет, как основанный на неверном толковании норм права.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом оценки суда первой инстанции, правовых оснований к отмене решения суда не содержат, признаются несостоятельными.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, оснований для его отмены по доводам жалобы не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 17 июня 2019 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истицы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.