Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Сильченко Р.П,
судей Данилова О.И, Кудряшовой Е.П.
при секретаре Сафоновой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Питкярантского городского суда Республики Карелия от (... ) по административному исковому заявлению Игнатьева А. Ю. к администрации Питкярантского муниципального района о признании бездействия незаконным и об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Данилова О.И, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный иск с учетом уточнения заявлен по тем основаниям, что Игнатьев А.Ю. являлся нанимателем по договору социального найма квартиры, расположенной по адресу: Республика Карелия, (... ), улица (... ). Постановлением администрации Харлуского сельского поселения от 20.02.2015 N 15 многоквартирный (... ) по адресу: Республика Карелия, (... ), улица (... ) (далее также - многоквартирный дом) признан непригодным для постоянного проживания. В связи с отсутствием рабочих мест в месте проживания административный истец вынужден был уехать на заработки. В (... ). многоквартирный дом был снесен собственником одного из помещений многоквартирного дома. Письмом от 24.10.2018 администрация Питкярантского муниципального района сообщила о том, что постановление администрации Харлуского сельского поселения от 20.02.2015 N 15 не имеет юридической силы, поскольку принято без заключения специализированной организации, а также о том, что 28.12.2017 принято новое постановление N 773 о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Полагая бездействие администрации Питкярантского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по подготовке документов для включения многоквартирного жилого дома в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, незаконным, административный истец просил суд обязать администрацию Питкярантского муниципального района привести постановление администрации Харлуского сельского поселения от 20.02.2015 N 15 в соответствие с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" и осуществить действия, направленные на подготовку документов и подачу ходатайства о внесении изменений в постановление Правительства Республики Карелия от 28.03.2019 N 136-П "О Региональной адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы".
Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
С принятым судебным постановлением не согласен административный истец, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новое решение. В обоснование жалобы указывает, что суд первой инстанции, согласившись с административным истцом по существу требований, необоснованно отказал в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд.
В возражениях на апелляционную жалобу администрация Питкярантского муниципального района выражает согласие с решением суда.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец и его представитель Казанская Е.В. доводы апелляционной жалобы поддержали.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Административный истец являлся нанимателем по договору социального найма квартиры, расположенной по адресу: Республика Карелия, (... ), улица (... ).
(... ) межведомственной комиссией Харлуского сельского поселения составлен акт обследования помещения N 5, согласно которому жилой (... ) по улице (... ), д. (... ) находится в ветхом состоянии, является непригодным для постоянного проживания и требует расселения граждан для сноса.
Постановлением администрации Харлуского сельского поселения от 20.02.2015 N 15 многоквартирный дом признан непригодным для постоянного проживания и требующим расселения граждан для сноса.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 24.08.2015 N 273-П "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Харлуского сельского поселения" квартиры N (... ) в многоквартирном доме по адресу: Республика Карелия, (... ), улица (... ) переданы в муниципальную собственность (... ).
(... ) межведомственной комиссией администрации Питкярантского муниципального района составлен акт обследования помещения (... ), согласно которому жилой (... ) по улице (... ), д. (... ) является аварийным и не пригоден для проживания.
(... ) администрация Питкярантского муниципального района заключила муниципальный контракт с ООО "Инженерно-техническая компания "Феникс" на обследование технического состояния строительных конструкций многоквартирных домов.
Заключением ООО "Инженерно-техническая компания "Феникс" от (... ) (... ) установлено, что многоквартирный (... ) по улице (... ), д. (... ) находится в аварийном состоянии, подлежит выводу из эксплуатации (сносу) с последующим демонтажем строительных конструкций.
(... ) межведомственной комиссией администрации Питкярантского муниципального района на основании заключения ООО "Инженерно-техническая компания "Феникс" от (... ) N (... ) составлено заключение (... ), согласно которому многоквартирный дом является аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации Питкярантского муниципального района от 28.12.2017 N 773 многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, определен срок расселения жителей до (... ).
Письмом от (... ) N 5140 администрация Питкярантского муниципального района довела до сведения административного истца решение жилищной комиссии от (... ) N 10, утвержденное постановлением администрации Питкярантского муниципального района от 27.08.2018 N 436, о предоставлении жилого помещения по договору социального найма по адресу: Республика Карелия, (... ) хутор, (... ), однако от заключения договора социального найма административный истец отказался ( (... )).
Письмом от (... ) (... ) администрация Питкярантского муниципального района уведомила административного истца о том, что постановление администрации Харлуского сельского поселения от 20.02.2015 N 15 не имеет юридической силы и о принятии постановления администрации Питкярантского муниципального района от 28.12.2017 N 773.
Постановлением администрации Питкярантского муниципального района от (... ) (... ) административному истцу предоставлено жилое помещение по договору социального найма по адресу: Республика Карелия, (... ), общей площадью (... ) кв.м, однако от заключения договора социального найма административный истец отказался ( (... )).
(... ) административный истец обратился с настоящим административным иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из пропуска административным истцом трехмесячного срока на обращение в суд и невозможностью возложения на административного ответчика обязанности по совершению действий, направленных на внесение изменений в постановление Правительства Республики Карелия от 28.03.2019 N 136-П "О Региональной адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы".
Судебная коллегия не находит оснований для отмены по существу правильного решения суда в силу следующего.
В соответствии с пунктами 44, 47, 49 (в редакции, действующей на момент принятия администрацией Харлуского сельского поселения постановления от 20.02.2015 N 15) Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 (далее - Положение N 47), процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает в себя, в том числе, составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
На основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Как следует из материалов дела, указанная процедура в отношении многоквартирного дома администрацией Харлуского сельского поселения не была соблюдена: отсутствовало заключение специализированной организации, принято непредусмотренное Положением N 47 решение о признании многоквартирного дома непригодным для постоянного проживания и требующим расселения граждан для сноса, не принято решение и не издано распоряжение о сроках отселения физических лиц.
Предусмотренная Положением N 47 процедура признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу была соблюдена органом местного самоуправления (администрацией Питкярантского муниципального района) лишь 28.12.2017 (дата принятия постановления N 773).
Таким образом, органами местного самоуправления было допущено незаконное бездействие, выразившееся в несвоевременном заключении муниципального контракта на обследование многоквартирного дома специализированной организацией, которое было устранено 25.12.2017 (дата заключения муниципального контракта).
Что касается Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Карелия от 28.03.2019 N 136-П, то в силу положений данной Региональной программы, пункта 2 статьи 2 и пункта 1 части 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в программу включены многоквартирные дома, признанные до 01.01.2017 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Поскольку многоквартирный дом, в котором проживал административный истец, признан аварийным и подлежащим сносу надлежащим образом лишь 28.12.2017, следовательно, указанный многоквартирный дом не может быть включен в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы.
Не могут быть удовлетворены заявленные требования о приведении в соответствие с Положением N 47 постановления администрации Харлуского сельского поселения от 20.02.2015 N 15 путем внесения в него изменений, поскольку заключение специализированной организации об обследовании многоквартирного дома изготовлено лишь 25.12.2017.
При таких обстоятельствах, поскольку бездействие органов местного самоуправления по признанию многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу в надлежащем порядке было устранено до обращения административного истца в суд с настоящим административным иском еще 28.12.2017, о чем административному истцу стало известно из письма от 24.10.2018 N 6527, а требования о приведении муниципального акта в соответствии с действующим законодательством и об осуществлении действий, направленных на подготовку документов и подачу ходатайства о внесении изменений в постановление Правительства Республики Карелия от 28.03.2019 N 136-П "О Региональной адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы", не основаны на законе, постольку оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены по существу правильного решения суда первой инстанции в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Питкярантского городского суда Республики Карелия от (... ) по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.